Найти тему
Хроника христианина

«Страх Господень»

Идея «страха Божьего» проходит «красной» нитью через все Священное Писание. «И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог (к вам) пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили» (Исх. 20;20). «Итак, да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства».(2 Пар. 19;7). «И напал страх Господень на народ, и выступили все, как один человек». (1 Цар. 11;7). «Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим». (Лк. (2;9). «Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу уже мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям». (2 Кор. 5; 11) и т.д. Вообще, в Священном Писании словосочетание «страх Божий», «страх Господень», присутствует в первом случае 28 раз, во втором 46 раз. Правда в случае с Адамовым «страхом», мы наблюдаем скорее реакцию человека на потерю благодати. У Лукреция «страх» является причиной и «двигателем» в развитии религии. Я думаю, что это неверно, поскольку «страх» есть всегда отношение или следствие к кому-либо или к чему-либо. В этом смысле определение «страха», данное в Священном Писании более конкретно и удовлетворительно поскольку, говоря о страхе, оно говорит, что «Страх Господень» есть постоянное памятование о присутствие Божием, «трепет» и «благоговение» пред Ним. Одним словом здесь мы видим соединение и развертывание нескольких чувств:

1) действительное ощущение (страх) маленького человека перед великим, непознаваемым, страшным Иным. (Здесь, Бога как Личность уже не знают).

2) изумление человека пред тем, что этот Великий, интересуется мною жалким, заботиться обо мне ничтожным, любит меня грешного. (Здесь, присутствует знание Бога – Личности).

3) религиозный восторг и желание быть вечно с Ним. (Здесь, знание Личного Бога – Любви).

Сравнительный анализ текстов Священного Писания говорит о том, что «страх Господень» есть религиозная смелость, решимость плюс человеческое дерзновение, НО в смирении и любви. В христианской традиции к этому определению добавляется еще одна характерная черта. Бог любит человека, что говорит о родственном отношении человека во Христе с Самим Богом. Отсюда «страх» как чувство оскорбить, потерять Любимого. Пребывание верующего в мудрости, есть опыт осмысленно – религиозной жизни оцененный с точки Страха Господня. «Начало мудрости – страх Господень; (доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу – начало разумения;) глупцы только презирают и наставление». (Притч. 1;8). В главе 3 книги Притч. ст. 3 – 4 мы узнаем, что «милость и истина» и есть принцип по которому Сам Бог относиться к человеку.

«Пойдите, научитесь, что значить: милости хочу, а не жертвы». (Мф. 9;13).
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (Первое Соборное послание св. Ап. Иоанна Богослова)