Угораздило же меня наткнуться на хвалебный видео-отзыв о фильме «Истории призраков». Я очень редко смотрю фильмы ужасов, но в этот раз слова «страшные скримеры» и «неожиданная концовка» меня заинтересовали. Страх и удивление должны были раскрасить мои типичные серые безэмоциональные январские (новогодние) выходные.
Первое, на что я обратил внимание — название. «Истории призраков»… Как же просто, банально, скучно. Не знаю, сколько в истории кинематографа было фильмов со словом «призрак» в названии, но Кинопоиск выдал аж 2149 таковых. Пусть далеко не все из них являются фильмами ужасов и/или триллерами. Но мне кажется, в наше время такое название для ужастика — попса и моветон.
Во время просмотра фильма следует держать в голове самую главную его мысль, которая относится не только к его героям, но и к зрителю — «Мозг видит то, что хочет видеть». Запомнили, теперь идем дальше.
Завязка
Начинается фильм с набора непонятных цифр, старых видео из семейного архива главного героя и кадра окна, к которому подлетает птица. Далее зрителю раскрывается род деятельности главного героя. Профессор Филипп Гудмен — тележурналист и публицист, разоблачающий экстрасенсов-шарлатанов.
В его поведении даже в самом начале фильма наблюдается некая нервозность, а язык тела выдает неуверенного в себе человека. Профессор Гудмен рассказывает о своем кумире — докторе Чарльзе Кэмероне, который своими телепередачами и вдохновил Филиппа на работу разоблачителя. Доктор Кэмерон пропал без вести, но главному герою приходит письмо от него с просьбой о встрече. И снова окно. Гудмен без раздумий мчится в назначенное место, явно ожидая теплого приема и взаимного уважения от брата по оружию. Но там его ожидает лишь старик-отшельник, который явно настроен изменить мнение Филиппа о работе скептика-разоблачителя. Кэмерон швыряет Гудмену папку с тремя делами, которые, по его мнению, не имеют никакого логического объяснения. Следовательно, они доказывают существование чего-то сверхъестественного. Уходя из жилища старика, герой видит в окне загадочный силуэт.
Сидя на лавочке неподалеку, Филипп замечает типичных британских гопников, издевающихся над каким-то парнем. Его мы видим лишь со спины.
Зрителю плавно начинают давать ту информацию, которая потребуется позже. Странный старик сразу вызывает у зрителя недоверие. Да и что это за история с исчезновением? Все же понимают, что это исчезновение вызвало какой-никакой резонанс, раз его даже по телевизору показывали. И человек ведь пропал знаменитый. Ну не могла же полиция просто упустить его. А есть еще волонтеры-поисковики и простые зеваки, которые могли что-то видеть. В общем, что-то тут нечисто.
Дело 1. Тони Мэтьюс
Филипп Гудмен приезжает к первому человеку, который «что-то видел». Мужчина рассказывает о своей непростой жизни и больной дочери с синдромом изоляции. По всем законам жанра, мужчина работал в здании бывшей женской психбольницы.
В одно из ночных дежурств Тони столкнулся с необъяснимым: кто-то или что-то выключало электричество. Мистер Мэтьюс храбро пошел проверять, что же творится в этом здании, и внезапно оказался заперт в комнате наедине с призраком девочки. Она назвала его папой, обняла и засунула палец в рот.
Нам вновь показывают окно. Гудмен едет к священнику, который рассказывает о влиянии произошедшего на Тони. Мужчина начал ходить в больницу к дочери. Святой отец дает совет главному герою относительно его семьи. Далее кадр, как Филипп сидит рядом со своим отцом, находящимся в состоянии овоща.
Дело 2. Саймон Рифкинд
Филипп Гудмен едет к молодому парню, живущему в родительском доме. Саймон Рифкинд — типичный психопат и параноик, а его родители, которые просто смотрят в стену на кухне, тоже выглядят уж очень подозрительно.
Профессор поднимается на второй этаж дома и вдруг замечает фотографию двух гопников, которых видел (или вспоминал), сидя на лавочке. Стерев пыль с угла фотографии, он видит человека в куртке с меховым капюшоном. На лице героя появляется неподдельное удивление. Он поднимается выше, но понимает, что Саймон уже куда-то ушел. Мужчина решает подняться на третий этаж, слышит кашель и видит человека в форме медработника. В тот же момент его в свою комнату этажом ниже зовет Саймон. Его комната завешена рисунками рогатых существ. Жуткое зрелище. Парень рассказывает историю о том, как однажды, опаздывая домой, он на родительской машине сбил какое-то страшное рогатое прямоходящее существо.
Он попытался скрыться с места аварии, но автомобиль перестал его слушаться и заглох посреди леса. Ночь, лес, вокруг туман, а к нему на заднее сиденье село странное существо, которое он только что сбил. Попытавшись скрыться в лесу, Саймон наткнулся на огромного древомонстра, тут же напавшего на парня.
Филипп едет на место, где заглохла машина Саймона. Он останавливается на дороге и идет в лес. Герой вспоминает слова старика Кэмерона о сверхъестественных силах. Профессор Гудман замечает торчащий из земли корень упавшего дерева и понимает, что мальчишка Рифкинд был настолько напуган в тот момент, что запросто мог принять принять за монстра эту корягу. Филипп записывает на диктофон сообщение для Чарльза, говоря, что эти два дела легко объяснимы: «Тони Мэтьюс – алкоголик, который не может справиться со своим горем, а Саймон – неуравновешенный юноша из очень неблагополучной семьи». Мужчина идет к своей машине и видит сидящего внутри себя, но бледного, как труп. Он открывает дверь, внутри никого нет.
Мистика преследует героя, нечто необъяснимое идет за ним по пятам. Из-за частых перемоток и никак не помеченных флешбеков зрителю тяжело понять, где мистика, где предыстория, где действительность. Все слишком запутано не только для нас, но и для самого Филиппа Гудмена.
Дело 3. Майк Приддл
Филипп и Майк прогуливаются по полю. Они идут за охотничьим ружьем. Мистер Приддл – успешный брокер, очень энергичный мужчина. Он рассказывает, что он всегда хотел иметь детей, но его жену Марию интересовал только карьерный рост. И вот в 40 лет, не без помощи ЭКО, его жена беременеет. Майк, открывая хранилище для ружей, говорит интересную фразу, на которую необходимо обратить внимание: «Ну почему всегда последний ключ оказывается нужным?».
Зрителю не просто намекают, а тычут в лицо тем, что развязка будет связана с «последним ключом» — делом Майка Приддла. То есть, все предыдущие выводы главного героя в корне неверны.
На седьмом месяце беременности у жены Майка начались осложнения, и она легла в лучшую платную клинику. Мужчина ждал новостей от врачей дома. Зайдя в детскую, он увидел, что там творится какая-то чертовщина: подгузники разлетелись по комнате, баночки собрались в башенку.
Кстати, в детской также лежала кукла в желтом платье, точь-в-точь похожая на призрачную девочку, которая напугала Тони Мэтьюса из первого дела. Налицо неслучайное совпадение. Хотя смысл этого сходства пока не ясен.
Майк прерывает свой рассказ из-за срочного сообщения, а Филипп сильно пугается внезапно привидившегося человека в капюшоне.
Мужчины идут по полю, и мистер Приддл рассказывает, как проснулся ночью в тот же день от странного шума в детской. Зайдя в комнату, он столкнулся с невидимым ребенком-полтергейстом, а затем и с призраком своей жены, который страшным полушепотом сказал: «Мы мертвы».
Утром мужчине сообщили, что его жена погибла. По словам Майка, новорожденный Барти выжил. Приддл рад, что жена не видела ребенка. Затем он внезапно убивает себя из ружья.
Развязка
Снова кадр окна. Филипп мчится к Чарльзу Кэмерону. По приезде, он обвиняет старика в постановке всех этих мистификаций и самоубийства Майка с целью громкого возвращения на ТВ. Мужчины спорят о существовании чего-то потустороннего. Внезапно Кэмерон начинает сдирать кожу со своего лица, и выясняется, что под маской скрывался Майк Приддл.
Чудесным образом он меняет свой голос и, словно при помощи магии, поправляет растрепанные волосы. Мужчина говорит: «Филипп, мозг видит то, что хочет видеть». И протыкает пальцем стену, которая оказывается всего лишь бумагой. За ней находится большая комната из черного кирпича и лестница вверх. Филипп с Майком поднимаются по ней.
Теперь уже все стало понятно, хотя до конца фильма осталось еще чуть более двадцати минут. Слишком уж очевиден тот факт, что Филипп сам находится в изоляции. Это объясняет даже периодически возникающие кадры окна. Вероятно, это окно его палаты. Такая версия объясняет и ограниченность образов (он видит лишь места из своей жизни, людей из своего прошлого и тех, кто заходит в его палату, а также вещи, которые окружают его в данный момент), и визуальную неразделенность кадров действительности и флешбеков (ведь это все происходит у него в голове).
Мужчины идут по рельсам. Майк ведет Филиппа к месту с фотографии, которую мы видели дома у Саймона Рифкинда из второго дела. Там Филипп буквально превращается в себя-подростка, переживая тот момент, о котором хотел бы забыть. Над ним издеваются двое британских гопинков, когда к ним подходит человек в капюшоне, призрак которого преследовал героя на протяжении всего фильма. Им оказывается еще один подросток, над которым гопники решают пошутить.
Они отправляют парня в коллектор, и там у него случается приступ астмы. Гопники убегают. Филипп боится идти в темный тоннель и тоже спешно покидает это место. Майк и Филипп снова на рельсах. Приддл отчитывает героя за то, что он своим невмешательством убил этого парня. Майк светит Филиппу в глаза маленьким фонариком, будто бы проверяя зрачки.
Майк сейчас — это совесть Филиппа. Он озвучивает ту правду, от которой Гудмен бежал всю жизнь. А в реальной жизни, судя по всему, Майк — это доктор Филиппа.
Приддл говорит, что всю жизнь Филипп не помогал людям, а просто бежал от «дикого страха признать, что есть нечто большее, чем здесь и сейчас». Каждый шаг, который Гудмен делал в своей жизни имел последствия порой ужасные и необратимые. Герой идет дальше по рельсам, и на него из ниоткуда нападает труп подростка в куртке с капюшоном. Он срывает с Филиппа одежду, и мы видим, что герой стоит в больничной рубахе. Труп разрывает фон и тянет Филиппа в длинный тоннель с красными кулисами в конце. Шторы открываются, и за ними стоит койка. Труп приживает Филиппа к ней, ложится сверху и засовывает ему в рот палец. Прямо как девочка-призрак из дела Тони Мэтьюса.
Наконец, мы видим реальность. В палату Филиппа Гудмена заходит начинающий врач Саймон Рифкинд, а за ним и мистер Приддл. Они обсуждают диагноз героя — кома или синдром изоляции из-за неудачной попытки самоубийства. Выясняется, что Чарльз Кэмерон — это учитель Майка. Все детали поведения героев в точности повторяют то, как они вели себя в видениях Филиппа. Затем в палату входит уборщик Тони Мэтьюс. На стуле рядом с койкой лежит кукла в желтом платье. Тони подставляет Филиппу зеркало, чтобы он видел не потолок, а окно. Конец.
Плюсы фильма
Актерская игра. Выделю троих актеров. Мне кажется, Энди Найман идеально подошел на роль Филиппа. Я не видел его в других фильмах, и не знаю, является ли роль неуверенного тюфячка, строящего из себя того еще храбреца, его амплуа. Но есть факт — он выполнил свою задачу на максимум. По его лицу отлично читалось, что его храбрость в определенные моменты — не черта характера, а самовнушение. В его взгляде и мимике читалось, что ему не дают покоя старые незалеченные психологические травмы. И чем ближе к концу фильма, тем больше это видно. Непревзойденный Мартин Фримен. Как же я люблю смотреть на него, когда он играет сильных и уверенных в себе персонажей. Ему действительно идет быть крутым. Здесь он сыграл персонажа, который знает больше главного героя. Он изначально общается с Филиппом, как взрослый с ребенком. Майк Приддл не вываливает всю информацию сразу, а наслаждается тем, как главный герой сам постепенно все понимает. Отличная актерская игра, 10 Бильбо из 10 Ватсонов. Алекс Лоутер отлично играет дерганных и шизанутых подростков. Я видел это в сериале «Конец ***го мира», в фильме «Переводчики», в одной из серий «Черного зеркала», увидел это и здесь. Никто не сыграл бы Саймона Рифкинда лучше, я в этом уверен.
Насыщенность мелкими деталями. Фильм ими буквально кишит. Пакет, который прилетает к ноге Филиппа, когда он сидит на лавочке после встречи с Чарльзом Кэмероном — это тот самый пакет, с которым парень в куртке с капюшоном пришел к гопникам. Они, кстати, называли паренька словом «Коджек». Не знаю, что это значит, но именно так при первой встрече Филиппа называет Тони Мэтьюс. Цифры в начале фильма — это цифры, которые хулиганы написали на стенах коллектора. В общем, деталей здесь навалом. Очень приятно видеть, что команда действительно так запарилась над фильмом.
Структура. Мне понравилось, что фильм логически поделили на пять частей: завязку, три дела и развязку. Может, именно поэтому фильм смотрелся на одном дыхании, и я, как зритель, не успел от него устать.
Задумка. Сама идея снять фильм, все события которого происходят в голове у человека не нова, но и не заезжена. Да и вообще, мне всегда нравится, когда сценаристы хотят не просто удивить зрителя, а стараются выставить его дураком, который весь фильм понимал совсем иначе, пока ему не раскрыли все карты.
Минусы фильма
Минусы можно увидеть в названии рецензии. Фильм ужасов не пугает. Скримеров здесь немало, но нас будто бы подготавливают к ним. Например, призрак девочки из первого дела слишком плавно выходит из тени; перед тем, как призрак жены Майка пугает нас, мы видим ужасные призрачно-трупные ноги. Ну а атмосфера не всегда давит и душит. Например, разговор Филиппа с Саймоном действительно жутковат, а вот все его диалоги с Майком больше походят на комедийный жанр. Вообще, «Истории призраков» — это не только ужасы, но и драма. Как драма он неплох, но не более.
Неожиданный поворот не неожиданный. Я уверен, что почти каждый зритель понял, что Филипп лежит в коме или изоляции, сразу после того, как Майк Приддл проткнул стену пальцем. А потом мы еще 20 минут смотрим фильм и плавно убеждаемся в этом.
Итог
Фильм неплох, но уж точно и не шедевр ни как драма, ни как ужастик. Один раз посмотреть можно. Оценка: 6.5 из 10