Лето. Солнечно, но не жарко. Первая половина дня. Пожилой киоскёр, вежливо обслужив покупателя, улучает свободную минутку и обращает своё морщинистое лицо к солнцу. Совсем по-кошачьи он прищуривает глаза и растягивает уголки рта в едва заметной улыбке. Однако сладкая пауза длится недолго, и очередной завсегдатай прерывает его грёзы своим громким приветствием.
— Добрый день, Палыч! Ну как? Уже завезли?
— Здравствуйте, здравствуйте! — мгновенно очнувшись, встречает его киоскёр. — Конечно! А как же! Ждёт вас давным-давно. Ведь вам, как всегда, вашу Правду?
— Разумеется! Только Правду, и только нашу! Настоящую! — возбуждённо продолжает завсегдатай и протягивает продавцу блестящую монету.
Затем, всё так же громко отпустив прощальное приветствие, мужчина быстрыми шагами удаляется прочь, а на смену ему является другой, такой же постоянный покупатель.
— Привет, Палыч!
— Доброго дня вам! — расплывается в улыбке продавец. — Рад! Очень рад вас видеть! Что будете брать сегодня? Хотя что тут гадать! Вашу Правду? Я угадал?
— Конечно! Именно её! Только, ради бога, не перепутайте с Правдой того типа! — и мужчина кивает вслед уходящему предшественнику.
— Ну что вы! Как можно! Ни в коем случае! У меня для каждого всегда найдётся именно его Правда. Вы ведь знаете.
— Да, да, конечно! Простите, великодушно! Просто надоели они уже своей фальшивой Правдой! — раздражённо сетует покупатель, продолжая коситься в сторону. — Смешно и противно одновременно! Была бы моя воля…
Мужчина крепко сжимает кулаки, но затем, словно опомнившись, берёт себя в руки и, понурив взгляд, протягивает монетку продавцу.
— Простите, ради Бога! Всего доброго! — виновато прощается он с продавцом и так же быстро уходит.
Пожилой киоскёр некоторое время смотрит вслед завсегдатаям, а затем опять отворачивается к солнцу. Он медленно прищуривает глаза, но погрузится в лёгкий транс, увы, не успевает.
— Здравствуйте! — слышит он чей-то голос и, обернувшись, видит перед собой незнакомого мужчину средних лет.
— Прошу прощения за то, что невольно подслушал ваш разговор с покупателями! — учтиво начал незнакомец. — Судя по всему, это ваши постоянные клиенты?
— Да, вы совершенно правы, — отвечает продавец, одновременно рассматривая собеседника, — мы знакомы не первый год! Между прочим, очень многие вот так же, ежедневно приходят ко мне за Правдой. Я давно продаю её здесь.
Обратившийся с вопросом мужчина слегка подбрасывает подбородок вверх, некоторое время пытается подобрать нужные ему слова и наконец решается продолжить.
— То есть вы хотите сказать, что продаёте каждому из них именно его Правду, а не Правду оппонента? Я вас правильно понял?
— Абсолютно, — кивает головой киоскёр, — именно так. Каждому свою Правду.
— Позвольте! Как же такое может быть? — заметно возбуждается мужчина. —Ведь Правда всегда одна!
— Кто вам это сказал, молодой человек?! — ухмыляется старик в ответ. — Правда не может быть одна! Правда у каждого своя. Причём Правда моего первого покупателя всегда диаметрально противоположна Правде второго. Так есть, и так было всегда!
— Простите, но это совершенно невозможно! — качает головой незнакомец. —Если ваш первый покупатель или второй обладает настоящей Правдой, то другой, соответственно, ей не обладает!
— С чего вы взяли? — сохраняя полное спокойствие, отвечает киоскёр. —Просто каждый уходит от меня со своей настоящей, как вы только что выразились, Правдой. Вот и всё. Я же вам уже объяснил. Правда у каждого своя!
— Позвольте, позвольте! — не унимается мужчина. — Как это, у каждого своя? А что же тогда, по-вашему, Неправда? Или Ложь, другими словами? Она-то в таком случае существует или нет?
— Конечно! А как же! — немного высокопарно подтверждает свои слова старик.
— И что? Её тоже можно у вас купить? Ну, раз вы торгуете Правдой, то в продаже наверняка должна быть и Ложь? — пытается съязвить незнакомец.
— Ложь? Ни в коем случае! Ложь никто не продаёт. Её раздают бесплатно.
— Бесплатно? — слегка повысив голос, с удивлением переспрашивает мужчина. — Вот как? Выходит, что Ложь ничего не стоит?
— Что вы! Что вы! — тут же восклицает киоскёр. — Ложь стоит огромных денег! Порой на неё тратят просто сумасшедшие деньги!
— И при этом раздают бесплатно?
— Конечно!
Незнакомец делает откровенно изумлённый вид и заметно краснеет.
— И в чём тогда смысл?
— Всё очень просто, — пытается успокоить его старик, — ложь необходима для того, чтобы родилась Правда.
— Правда, которую вы затем сможете продать? Вы это хотите сказать? — подхватывает на лету незнакомец.
— Именно! — с энтузиазмом продолжает продавец. —Причём продать значительно дороже потраченных денег! Покупать Ложь никто не станет. Это же смешно! А вот Правду, порождённую Ложью, да! Её покупают регулярно, и с огромным удовольствием.
— Так какая же это Правда? — заметно повышает тон мужчина. — Это же и есть Ложь!
— Не скажите! — хитро щурится киоскёр. —Для вас она возможно и Ложь, но для другого-то она истинная Правда! Вся разница лишь в том, что один уверует в одну, а другой в другую Правду. Вот и всё.
Мужчина берёт длительную паузу. Он стоит у прилавка и, глядя себе под ноги, явно пытается осмыслить эти странные для него объяснения. Затем поднимает взгляд на киоскёра и обрушивается на него с новой силой.
— Хорошо. Предположим. А существует, по-вашему, что-то выше Правды? То, что нельзя создать при помощи Лжи?
— Конечно. Это Истина, — не задумываясь, отвечает ему старик.
— Так почему бы вам не попробовать в таком случае торговать Истиной? Следуя вашей логике, Истина была бы самым ходовым товаром!
— Ни в коем случае! — вновь восклицает киоскёр. — Истину нельзя создать. Истина существует сама по себе.
— Да? И где же она тогда? — пытаясь загнать старика в угол, парирует незнакомец.
— Этого никто не знает, — уверенно отвечает тот.
— Тогда, может быть, стоит попробовать её отыскать?
— Что вы! Что вы! — ещё больше возбуждается киоскёр. — Ни в коем случае! Вот этого как раз делать не стоит, и никто здравомыслящий этого делать не будет. Поверьте, мне!
— Почему же? Ведь по-вашему получается, что отыскавший её, станет самым богатым человеком на земле! — не скрывая ехидства, продолжает давить на своего оппонента мужчина.
— Кто вам это сказал? — лукаво улыбается старик, — Истина, безусловно, существует, но она никому не нужна. Людям нужна именно Правда. Их собственная, а не какая-нибудь иная Правда! А вот Истина может быть очень опасна. Ведь стоит её найти, эту самую Истину, как сразу пропадёт необходимость в Правде. А это значит, что все те, кто трудился, создавая Ложь, или торговал Правдой, окажутся на мели. Кто-то, как я, например, банально останется без работы, а значит, и средств к существованию. Кто-то потеряет огромные состояния. А кто-то и саму власть над людьми! Вы хотите попытаться изменить этот мир?
Незнакомец внимательно и долго смотрит киоскёру в глаза. Он явно ищет ответ и в итоге отвечает ему вопросом на вопрос.
— По-вашему, этот мир держится на Лжи?
— Разве я это сказал? — сделав по-детски наивное выражение лица, разводит руками старик. — Что вы! Что вы! Исключительно на Правде!
В их разговоре снова повисает глубокая, казалось, безнадёжная пауза. Наконец незнакомец достаёт из кармана монетку и протягивает её киоскёру.
— Ну вот! Это же совсем другое дело! — откровенно радуется в ответ старик и хитро прищурив глаза, глядит на своего нового покупателя. —Так, какую Правду будете брать? Свою или всё же…?