Сегодня в поход отправился российский фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков». Чем это интересно и почему важно? Давайте разберемся.
Фрегат вступил в строй в 2018 году, корабли этой серии являются самыми крупными надводными боевыми кораблями, разработанным и построенными в России после 1991 года.
Корабль обладает неплохими техническими параметрами и серьезным наступательным потенциалом для корабля с водоизмещением в 5400 тонн. Это не мало, но нельзя сказать, что много – все же не океанский эсминец 1-го класса, и уж тем более не крейсер. Дьявол, он, как всегда в деталях.
Что бы понять масштаб происходящего придется обратить взор на ушедший 20-ый век.
Прошлый век был обилен на технические новшества, но в разрезе военно-морской тематики было 3 события, изменившие военно-морские силы до неузнаваемости и поставившие если не крест, то сильно обесценив корабли, некогда главенствующие на морских просторах.
Первое событие — это появление на море дредноутов. Название пошло от первого корабля этого класса – английского линкора нового типа HMS Dreadnought, вступившего в строй в 1906 году и чье имя стало нарицательным. Если сильно упростить, то в те годы флота мира морально устаревали не поспевая за техническим прогрессом. Костяком флотов были линкоры, обладающие в среднем 4-мя 305 мм орудиями (12 дюймов) и целым ворохом орудий по меньше, средней скоростью от 10 до 18 узлов и эффективной дальностью стрельбы в 2-3 километра – палить можно было и дальше, но точность катастрофически падала, потому в бою обычно сходились на достаточно близкую дистанцию.
Английский Дредноут (и параллельно созданный в Германии его аналог – немецкий линкор Нассау. Вообще история создания и развития этих кораблей достаточно интереса, но это тема для нескольких статей. Возможно, в будущем я буду писать материалы на историческую тематику) за счет новой концепции - «all-big-gun» («только большие пушки») – вел бой опираясь только на основной калибр – 10 пушек калибра 305 мм. За счет унификации орудий и новых систем прицеливания (считай механический компьютер, отдельное техническое чудо) эффективная дальность стрельбы выросла до 15+ (!!!!) километров. Помимо этого, корабль обладал высокой скоростью – 21 узел и колоссальной броней, позволяющей чуть ли не игнорировать огонь кораблей прошлой эпохи.
Проще говоря – на море появилось что-то вроде атомной бомбы – корабль, который стрелял дальше, двигался быстрее и был неуязвим для флотов прошлого, сделав все существующие линкоры мира чуть ли не бесполезными и морально устаревшими.
Не удивительно, что все державы, имеющие хоть какие-то морские амбиции, ударились в гонку вооружений став строить эти гигантские боевые машины, а последующая Первая мировая война на море вращалась вокруг битвы дредноутов английского Гранд флита и немецкого Флота открытого моря.
Второе событие – появление авианосцев. Многие фанаты линкоров (дредноутов) были против и относились к этому событию скептически – как какой-то нелепый плоский корабль с нелепыми бипланами может серьезно повредить несокрушимые дредноуты. Однако в 1921 году на учебных испытаниях в США авиацией был потоплен немецкий линкор Остфрисланд (следующая серия кораблей после Нассау, по сути его улучшенная версия).
Хотя американские ВМФ были против и разрешили бомбить только 1000 фунтовыми бомбами (450 кг), вопреки правилам флота благодаря энтузиазму генерала Билли Митчелла (который считается отцом военной авиации США) линкор-дредноут был потоплен 2000 фунтовыми бомбами (910 кг).
Последующие события с апогеем во Второй мировой войне показали, что на море балом правят авианосцы, а дредноуты отошли на второй план, подобно линкорам 19 века при появлении дредноутов.
Если линкоры-дредноуты могли вести огонь на дистанцию 20-30 километров – некоторые до 40 км, то самолеты могли атаковать на дистанции в сотни километров. Авианосцы, таким образом, могли безнаказанно наносить удары и уничтожать целые армады линкоров, не оставляя им шанса на ответный удар. Дальность и эффективность поражения сделали свое дело в очередной раз сменив картину на морских просторах.
Корабельное ПВО, конечно, огрызалось - но серьезной защиты предоставить не могло, ее могли обеспечить только истребители, для которых нужен был - опять же - авианосец.
Третье событие – появление крылатых ракет. В названии статьи я не стал их упоминать, так как эта революция на море прошла несколько более тихо по причине отсутствия масштабного мирового конфликта с массовым применением боевых кораблей ведущих держав мира, следовательно, не было и всемирного фурора.
Из известных конфликтов примером может быть Фолклендская война между Аргентиной и Великобританией в 1982 году, когда аргентинские военные французскими ракетами «Экзосет» уничтожили английский эсминец «Шеффилд» и 15 000 тонный контейнер, переоборудованный под перевозку авиации.
Смысла, однако, это не меняет – если самолетам приходилось подниматься в небо и лететь сотни километров, чтобы запустить ракеты по цели, рискуя быть сбитыми авиацией или ПВО противника, то крылатая ракета может лететь тысячи километров и атаковать с предельно малой высоты, сильно осложняя ее перехват.
Еще одним важным аспектом является поражающая способность – если палубная авиация несет сравнительно небольшие ракеты, то корабельные крылатые ракеты превосходят их в размере и поражающей способности на порядок.
Из королей моря авианосцы пусть и не сошли полностью с арены, но стали весьма уязвимыми целями для крылатых ракет, охраняемые многочисленными кораблями прикрытия с мощным ПВО.
Наступила эра ракет - они стали основным ударным оружием, запускаемые с кораблей, земли и самолетов, они же стали основным элементом ПВО.
В 21 веке мы являемся очевидцами очередной такой революции, имя которой – гиперзвук.
Если от крылатых ракет можно более-менее отбиться, встроив серьезную противовоздушную оборону с рядом кораблей, самолетов радиолокационной разведки и прочими средствами защиты, то с гиперзвуковой ракетой этот трюк не пройдет – не важно сколько кораблей и самолетов прикрывает авианосец, 10 или 1 000, существующие средства ПВО попросту не успевают среагировать на цель, чья скорость многократно превосходит скорость звука.
Помимо невозможности защититься важным фактором является поражающая способность ракеты. По боевой части и габаритам российские гиперзвуковые ракеты сопоставимы с обычными крылатыми, но как мы помним из курса физики F=MA, сила - это масса помноженная на ускорение. По массе особых изменений нет, но скорость у гиперзвуковой ракеты в несколько раз выше, чем у обычной, следовательно, выше и разрушения.
Ввиду унификации корабельных пусковых шахт гиперзвуковая ракета «Циркон» может быть установлена даже не небольших российских ракетных кораблях с водоизмещением 900 тонн. Каждая из таких ракет может уничтожить любой из существующих надводных кораблей, даже гигантский атомный авианосец США с водоизмещением 98 425 тонн (невольно вспоминается аналогия про Давида и Голиафа).
В теории, у авианосца есть шанс остаться на плаву, но ввиду чудовищности урона корабль все равно будет выведен из строя и вынужден уйти на долгосрочный ремонт.
Именно с гиперзвуковыми ракетами «Циркон» и вышел на боевое дежурство российский фрегат «Адмирал Горшков», которых он может нести до 16 штук.
С точки зрения военно-морского дела мы вступаем в весьма странную эпоху, когда средства наступления намного превосходят существующие средства защиты, а все надводные корабли превращаются в мишени. Пока данным видом оружия располагает только Россия – однако и в США, и в Китае ведутся активные разработки, так что вопрос времени, когда это оружие появится и у других государств.
В данном свете вспоминаются многочисленные возгласы негодования, что Россия не построила ни одного крупного корабля с 1991 года.
Во-первых – чисто формально – флагман Российского флота, атомный крейсер Петр Великий был введен в состав флота в 1998 году, являясь крупнейшим не авианосным боевым кораблем на планете (водоизмещение – 25 860 тонн).
Во-вторых – Россия построила и продолжает строить подводные ракетные крейсера и ряд крупных кораблей, такие как атомные ледоколы. К примеру – подводные лодки по проекту 885 Ясень имеют водоизмещение 13 800 тонн, в составе флота – 3 штуки, 2 готовятся к введению и еще 4 строятся, а проекта 955 Борей – 24 000 тонн, введено в строй 6 штук, 1 готовится к передаче, еще 5 строится. Это не полный список, но оценить масштаб можно. В свете уязвимости надводного флота активное развитие подводного видится крайне разумным.
Ну а в-третьих – что самое главное – встает серьезный вопрос в надобности крупных надводных кораблей. Они, безусловно, нужны – с высокой автономностью с необходимостью представлять интересы государства в дальних морях. Однако сколько их нужно и в каком виде – вопрос открытый. Мы живем в мире, когда небольшой ракетный корабль может испепелить огромную авианосно-ударную группировку, а корабль по больше – например, все тот же «Адмирал Горшков» - авианосно-ударное соединение из нескольких флотов.
Как изменятся флота в результате этой гиперзвуковой революции пока не ясно, но с походом «Горшкова» можно официально считать, что страница уже перевернута и на море наступила новая эра.
Благодарю за прочтение, если понравилась статья – буду признателен, если подпишитесь на канал чтобы получать уведомления о новых материалах, либо просто что бы поддержать канал.