В нашем постсоветском культурном поле существует множество запретов. И один из них — запрет на проявление эмоций.
Причём зачастую и не так важно, какие именно эмоции проявлять: позитивные или негативные. Громкий радостный смех, например, тоже не приветствуется. А в народе вообще говорят: «Смех без причины — признак дурачины».
Но если с позитивно окрашенными эмоциями ещё плюс-минус всё нормально, то на негативное проявление человеческой натуры наложено строгое табу.
Особенно яростно общество скандирует запрет на проявление мужских эмоций. Чего стоит устойчивое выражение «Мужчины не плачут», которую мальчикам повторяют с самых малых лет. Эмоциональных мужчин не любят. И часто мужские слёзы встречают в социуме непонимание, а у отдельно взятых людей — даже отвращение.
Случается, я даже на улице вижу, как случайные прохожие пытаются внести свою лепту в гендерное воспитание чужих детей. Например, маленький мальчик истерит по поводу того, что родители не купили ему вкусняшку, на которую он положил глаз в магазине. А проходящая мимо бабушка (совершенно чужая для этой семьи) начинает причитать и говорить: «Ну как же так, ты ведь уже большой мальчик, а плачешь, как девочка!»
Прежде чем глубже погрузиться в эту тему, я решила исследовать сам механизм слезоотделения у людей. Я почитала статьи, в которых раскрывается суть человеческих слёз, для чего они нам нужны. И вот, что я нашла в статье Эльмиры Якуповой «Почему же ты плачешь, Homo sapiens?».
Эволюционно люди не первый вид, который способен плакать. Установлено, что новорождённые особи некоторых видов млекопитающих издают звуки, похожие на плач, чтобы привлечь внимание матери. В науке это явление получило название «infant crying».
Люди также издают аналогичные звуки в младенчестве, однако уже на четвёртой неделе жизни сигнал, посылаемый ребёнком маме, начинает сопровождаться и обильным слезоотделением. По данным некоторых исследователей, эволюционно слёзы человеческих младенцев могли быть вызваны сильным сокращением круговой мышцы глаза: во время плача её сокращение приводило к стимуляции чувствительных нервных окончаний в роговице, что и провоцировало выделение слёз слёзной железой.
По мере взросления «вокальная составляющая» плача человеческого младенца отходит на второй план и теряет своё значение, тогда как пролитие видимых слёз становится всё более актуальным. И в этом мы видим важное отличие человека от животных в данном узком вопросе — способность к плачу у взрослой особи. Взрослые животные уже не издают infant crying, на то он и называется infant.
А вот взрослые люди плачут.
Очевидны для науки и гендерные различия в проявлении слёз. Указывается, что на заре становления человечества женщины с помощью слёз показывали своим партнёрам, что они находились в опасности. Опасность для них могли представлять «чужие»: дикие животные или другие мужчины.
Однако со временем причина женских слёз изменилась. Для них стали представлять опасность не только чужаки, но и собственный партнёр. Поэтому женские слёзы стали сигналом о том, что мужчина переходит границы.
То есть у человечества (по сравнению с другими представителями животного мира) механизм слёз становится новым, особым средством взаимодействия и коммуникации. Маленькие дети даже учатся использовать свой плач в качестве инструмента манипуляции. Получение желаемого и соответствующая реакция родителей на детские слёзы подкрепляет в юных головах убеждение, что плачем можно решить множество проблем.
Некоторые женщины продолжают применять данную модель поведения и во взрослой жизни. Видя реакцию мужчин на их плач, женщины намеренно заливаются слезами и получают взамен те или иные виды благ (подарки, внимание, забота и т.д.).
Хорошо развитая лицевая мускулатура — одна из характеристик млекопитающих. Она позволила им сделать лицо неким посредником передачи эмоций другой особи: благодаря мышцам, на лице очень хорошо читаются эмоции страха, радости, гнева и так далее.
Однако люди — более высоко организованные существа. Одних «лицевых» эмоций для выражения их многообразных чувств и психических состояний оказалось недостаточно, в связи с чем и был задействован специальный механизм слёз и покраснения кожи.
Отмечается, что учёные ещё не полностью раскрыли все аспекты человеческих слёз, но смогли достаточно близко подобраться к сути этого процесса. Многие исследователи (в том числе и психоаналитик Зигмунд Фрейд) являются сторонниками катартических теорий плача. Согласно им, слёзы призваны избавить мозг от накопившегося стресса и представляют собой некий механизм переключения от переполняемых человека эмоций.
Есть и другие теории, противоположные. Так называемые редукционистские теории приравнивают плач к чисто физиологической функции организма. Сторонники данных теорий утверждают, что слёзы нужны, к примеру, для того чтобы смазать высыхающие слизистые оболочки носа и горла.
Какие из этих теорий истинные, а какие — ложные, сказать трудно. Процесс исследования плача весьма затруднителен, и пока нет научно обоснованных подтверждений, что слёзы нужны людям для облегчения ментального состояния.
(Все ссылки на исследования вы можете найти в самой статье Эльмиры Якуповой.)
Лично для себя я не могу определить слёзы исключительно как физиологический механизм. Всё-таки во время плача чувствуется нечто большее, чем простая работа слёзных желез. А при пролитии горьких слёз создаётся ощущение, что это плачет сама душа.
В любом случае, человеческий организм и мозг настолько сложны, что однозначного ответа на свои вопросы мы, вероятно, никогда не получим.
Продолжая уже затронутую тему гендерных различий плача, скажу, что в жизни я нередко сталкиваюсь с женским осуждением мужских слёз. Все мы рождаемся и воспитываемся в одной социокультурной парадигме, поэтому не можем не перенимать господствующие в ней патриархальные нормы, которые питают собой так называемую токсичную маскулинность. И да, они выливаются в глупые требования не только к женщинам, но и к мужчинам. Я об этом редко говорю в постах, но это не значит, что я не считаю, что общество оказывает негативное влияние и на «первый пол» тоже. Оказывает, ещё какое!
В глазах многих и многих женщин, не рефлексирующих по поводу женской и мужской гендерной социализации, образ мужчины, позволившего себе заплакать, попросту низводится. Излишне эмоциональный мужчина не пользуется уважением, и его вряд ли когда-нибудь назовут «настоящим мужчиной».
Полтора года назад, помнится, мне очень захотелось узнать у своих знакомых парней, когда они плакали в последний раз. Тогда опросу подверглись всего три человека, что было, наверное, не очень-то репрезентативно.
И несколько дней назад, когда я глубже задумалась над этим, мне пришла в голову мысль провести чуть более масштабное исследование. Для того, чтобы получить сравнительную базу, я решила включить в этот опрос ещё и женщин. За несколько дней опрос прошли 23 человека, и мне безумно интересно описать результаты.
Форма включала в себя три вопроса:
№ 1. Укажите свой пол
№ 2. Помните ли вы, когда плакали в последний раз? Если да, укажите, когда это было (например, вчера, год назад и т.д.)
№ 3. Кратко объясните причину ваших слёз. В личные подробности при желании можете не вдаваться, просто обрисуйте причину поверхностно
На вопросы ответило 17 женщин и 6 мужчин (забавный факт, если учитывать, что изначально я хотела провести опрос исключительно среди мужчин). И вот, что я поняла из их ответов.
Женщины в большинстве своём были очень конкретны при ответе на вопрос № 2. Они отвечали достаточно подробно: «четыре дня назад», «27 ноября днём», «в прошлое воскресенье» и т.д. При этом максимальный «срок давности» женских слёз среди опрошенных составляет 2 месяца. Четверо женщин дали ответ «сегодня».
Мужчины же на этот вопрос отвечали более размыто. Например, были даны такие ответы: «Плюс-минус полгода назад», «В шестом классе», «Не помню», «Во второй половине ноября», «Около месяца назад».
Сравнение мужских и женских ответ на вопрос № 2 позволяет сделать следующие очевидные выводы. Во-первых, женщины плачут гораздо чаще мужчин. Во-вторых, женщины придают гораздо больше значения своему плачу — для них это яркое эмоционально-окрашенное событие, и именно поэтому, возможно, они хорошо помнят, когда в последний раз плакали. Не исключено также, что это обыкновенные различия мужской и женской памяти: не секрет, что женщины гораздо чётче помнят разные мелочи.
Ответы, которые респонденты дали на третий вопрос, тоже показательны. Причины женских слёз очень разнообразны (с другой стороны, это не удивительно, ведь женщин среди респондентов почти в три раза больше, чем мужчин) и в то же время есть ответы, которые для ряда людей могли бы показаться пустяковой причиной для слёз.
Например, женщины плакали из-за переизбытка эмоций, тоски по друзьям или любимому человеку, эдитов в тик-токе, проблем в личной жизни, работы, разговора с психологом, большой нагрузки, ссоры с мамой, проблем с коробками на почте и окончания любимого сериала.
У мужчин причины для слёз чуть более прозаичны. Они плакали, когда существовала угроза жизни близким, приболел родственник, достала работа, накопилась куча проблем… Ну или когда учительница довела из-за домашки (это к ответу о последнем плаче в шестом классе).
Иными словами, скупая мужская слеза может выйти только по особо печальному, травмирующему, даже трагичному случаю. И то не у всех. У кого-то слеза так и не выйдет и осядет где-то глубоко внутри невыраженной болью.
Возможно, для вас моё исследование не открыло новых вещей. Возможно, для меня тоже. Но было очень интересно почитать ответы моих близких и знакомых, хоть я и никогда не узнаю, кто конкретно какой ответ дал. Спасибо тем, кто принял участие!
Если интересно, оставлю здесь ссылку на результаты опроса, сведённые в Excel-табличку.
Теперь вернёмся к общему запрету на проявление негативных эмоций. Грустить или просто выражать своё недовольство общество запрещает всем поголовно. Часто можно слышать: «Чего кислая сидишь? Всем настроение только портишь». Или: «Мне тоже много чего не нравится, я же молчу».
Ради интереса я погуглила фразеологизмы и другие устойчивые выражения русского языка, которые выражают запрет на проявление эмоций. Вот их неполный список:
Слезами горю не поможешь
Властвовать собой — наивысшая власть
Москва слезам не верит
Удерживай гнев твой, иначе поседеешь в молодости
Сколько ни плачь, а всех слёз не выплакать
Не плачь, куплю калач
Чужая слеза — вода
Слезою моря не наполнишь
В моей семье тоже принято настороженно относиться к слезам. В случаях, когда у меня не хватает сил сдержаться и слёзы сами вырываются наружу, я слышу такие утешения: «Ну ладно, что плакать, голова потом будет болеть», «Чего плакать-то теперь?», «Надо быть сильнее» и тому подобное.
То есть слёзы считаются проявлением слабости. А запрет на слёзы взращивает культуру терпил.
Мы все должны терпеть, если происходит что-то плохое. Лишний раз не выражать недовольство. Подавлять негативные эмоции и стараться всегда улыбаться через силу. Сохранять позитив и ни за что, ни за что не плакать при других людях.
Я стараюсь не воспроизводить эту культуру в своём собственном поведении. Те, кто меня близко знает, в курсе, что я могу заплакать по любому поводу, даже самому пустячному. И я не осуждаю других, если они плачут.
Вообще я стараюсь воспитать в себе терпимое отношение к любым эмоциям и умение проживать их все. Временами я напоминаю себе, что жизнь чертовски многогранна и разнообразна. И мы как часть этой жизни можем ощущать и проявлять великое многообразие эмоций. Каждая из них — свидетельство того, что наш внутренний мир жив и динамичен и что мы всё ещё можем что-то чувствовать.
А слёзы — это естественный механизм проявления эмоций. И, если не дать ему работать как следует, рано или поздно всё выйдет из-под контроля.
Надеюсь, после прочтения этого лонгрида вы тоже найдёте в себе силы не сопротивляться слезам. Позвольте им выйти наружу, если они сильно просят выхода, не осуждайте за это других.
И помните: плакать — это нормально.