Рождественская богослужебная поэзия есть неотъемлемая часть праздника Рождества Христова, смысл которого состоит в следующем: он несет в себе радость от осознания того, что родился Иисус Христос и что Бог так «возлюбил Свой мир, что Сына Своего Единородного отдал», дабы спасти человечество (гимн «Свят, Свят»). «Возрадуемся о Господе, возлюбленные, и возвеселимся духовной радостью, ибо воссиял для нас день нового искупления, древнего приготовления, счастья вечного...» (из Слога на Рождество святителя Льва Великого).
Воссоздать атмосферу великого события есть задача, ежегодно решаемая в православной Церкви. Считая Рождество Христово вторым по значимости праздником, церковный устав предписывает перед ним и пост по продолжительности практически равный Великому, а именно рождественский:
«Взирая на смиряющегося Христа, возвысимся от низменных страстей, добрым же старанием не мудрствовать высоко о (себе) поучившись вере, смиримся духом, чтобы превознести рождаемого делами».
С этой же целью - подготовки верующего к празднику - в службы поста вводятся особенные предпраздничные песнопения, несущие в себе рождественскую радостную весть; причем вводятся они с особой постепенностью, все, увеличиваясь в объеме и заполняя все большее пространство церковных служб, пока не обращают целые службы в сплошной гимн празднику: «Отринув всю скверну страстей, достойно целомудренным разумом воспримем пришествие Христово, ибо (Он) является, (чтобы) понести нескверно плоть, и даровать всем Божественное обновление Духом».
Число подобных песнопений, которые готовили верующих к празднику Рождества, достигает весьма внушительной цифры – 429, а с ирмосами и тропарями канонов свыше 500. Такое количество предпразднственных (приуготовительных) гимнов дает представление о высочайшей степени подготовки Церкви к празднику.
Среди всех гимнов в каждой службе наибольшую степень важности имеют тропарь и кондак, которые сжато и очень точно богословски выражают суть праздника. Тропарь рождественского предпразднства противопоставляет Рождество с грехопадением Адама, непослушание которого стало причиной грехопадения, и смотрит на Рождество Христово, как на возвращение рая, которым явилось чрево Девы:
«Готовися, Вифлееме, отверзися всем Едеме, красуйся Евфрафо, яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы, рай бо Оная чрево явися мысленный, в немже Божественный сад, от него же ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается прежде падший возставити образ».
«Готовься, Вифлеем! Откройся для всех, Эдем! Красуйся, Евфрафа; ибо древо жизни расцвело от Девы в пещере, Ее чрево явилось мысленным раем с Божественным Насаждением, вкушая от которого мы будем жить, а не умрем, как Адам. Христос рождается для восстановления павшего образа».
☦️ Позитивный Батюшка ☦️ Священник Антоний Русакевич - подпишитесь