Привет, друзья! Сегодня я решила рассказать ещё об одном выдающемся человеке, который сделал немалый вклад в облик нашего любимого города – украсил его своими прекрасными работами. Михаил Константинович Аникушин – известнейший скульптор, которого, к сожалению, с нами нет, но вся память о нем сохранена в мастерской имени М.К. Аникушина в Санкт-Петербурге.
Михаил Константинович Аникушин
Родился Михаил Константинович 19 сентября 1917 года в семье московского рабочего. В возрасте 14 лет начал посещать студию лепки и рисования, что и определило его дальнейшую жизнь. Затем были подготовительные классы при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, далее Ленинградская средняя художественная школа. В 1958 году он начал преподавательскую деятельность в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина и работал там до конца своих дней.
Во время Великой Отечественной войны воевал в рядах Красной Армии, затем вернулся к делу своей жизни.
История мастерской М.К. Аникушина
Скульптурная мастерская была построена в 1969 году архитектором Филиппом Ароновичем Гепнером. Аникушин и Гепнер были хорошими знакомыми, поэтому Михаил Константинович имел возможность вносить изменения в процессе строительства. Мастерская получилась идеальной для создания моделей памятников больших размеров. На протяжении 30 лет Аникушин трудился в этом здании.
Ну что, идем смотреть мастерскую?
Первая скульптура, которую видят посетители мастерской Аникушина, это памятник Пушкину. Как говорил сам скульптор, увидев памятник Александру Сергеевичу в Москве, «жизнь странным образом разделилась на две равновеликие части – Пушкин и все остальное». Он возвращался к образу поэта ни один раз на протяжении своей творческой жизни и создавал его образы неоднократно. Часто посещал Музей-квартиру А.С.Пушкина, стараясь узнать его еще ближе, найти неизвестные ему детали. Да что говорить, биографию поэта Михаил Константинович знал очень хорошо.
Мария Тимофеевна Литовченко
Супруга Аникушина, Мария Тимофеевна Литовченко, была скульптором-монументалистом. Они учились в одном университете и поженились еще студентами. Прожили вместе 60 лет. Творили каждый в своей мастерской. Идея создания мемориального музея принадлежит именно Марии Тимофеевне. Она ушла из жизни через 6 лет после Михаила Константиновича и для нее было важно, чтобы память о муже хранилась там, где он проводил практически все свое время.
Творческая мастерская Марии Тимофеевны Литовченко
Первое помещение, в которое мы попадаем это бывшая творческая мастерская М. Литовченко.
Об этом сегодня напоминают полки с работами Марии Тимофеевны и фрагмент деревянного пола. Среди созданных Литовченко крупных произведений – памятники архитекторам Стасову и Растрелли, поэту Державину, актрисе Савиной.
Мастерская практически без мебели и очень скромная. На полках лежат книги и блокноты с записями. В углу под лестницей всего один невзрачный комод и стол.
Гостиная
А теперь заглянем в гостиную скульптора.
Творческая мастерская Аникушина
Творческая мастерская – место, где скульптор работал в уединении. Входить сюда могли не все. А когда большой занавес был задернут – вообще никто: всем было известно, что мастер работает, либо обдумывает скульптуру, и никто не должен ему мешать. Восстановить мастерскую в мельчайших деталях удалось благодаря дочери Михаила Константиновича, Нине Михайловне Аникушиной.
В мастерской очень много разных подлинных предметов скульптора.
Полный обзор Мастерской М.К. Аникушина в Санкт-Петербурге читайте в моем блоге Provincial-ka.ru