Найти тему

Мастерская М.К. Аникушина в Санкт-Петербурге!

Оглавление

Привет, друзья! Сегодня я решила рассказать ещё об одном выдающемся человеке, который сделал немалый вклад в облик нашего любимого города – украсил его своими прекрасными работами. Михаил Константинович Аникушин – известнейший скульптор, которого, к сожалению,  с нами нет, но вся память о нем сохранена в мастерской имени М.К. Аникушина в Санкт-Петербурге.

Михаил Константинович Аникушин

Родился Михаил Константинович 19 сентября 1917 года в семье московского рабочего. В возрасте 14 лет начал посещать студию лепки и рисования, что и определило его дальнейшую жизнь. Затем были подготовительные классы при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, далее Ленинградская средняя художественная школа. В 1958 году он начал преподавательскую деятельность в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина и работал там до конца своих дней.

Во время Великой Отечественной войны воевал в рядах Красной Армии, затем вернулся к делу своей жизни.

История мастерской М.К. Аникушина

Скульптурная мастерская была построена в 1969 году архитектором Филиппом Ароновичем Гепнером. Аникушин и Гепнер были хорошими знакомыми, поэтому Михаил Константинович имел возможность вносить изменения в процессе строительства. Мастерская получилась идеальной для создания моделей памятников больших размеров. На протяжении 30 лет Аникушин трудился в этом здании.

Ну что, идем смотреть мастерскую?

Первая скульптура, которую видят посетители мастерской Аникушина, это памятник Пушкину. Как говорил сам скульптор, увидев памятник Александру Сергеевичу в Москве, «жизнь странным образом разделилась на две равновеликие части – Пушкин и все остальное». Он возвращался к образу поэта ни один раз на протяжении своей творческой жизни и создавал его образы неоднократно. Часто посещал Музей-квартиру А.С.Пушкина, стараясь узнать его еще ближе, найти неизвестные ему детали. Да что говорить, биографию поэта Михаил Константинович знал очень хорошо.

-2

Мария Тимофеевна Литовченко

Супруга Аникушина, Мария Тимофеевна Литовченко, была скульптором-монументалистом. Они учились в одном университете и поженились еще студентами. Прожили вместе 60 лет. Творили каждый в своей мастерской. Идея создания мемориального музея принадлежит именно Марии Тимофеевне. Она ушла из жизни через 6 лет после Михаила Константиновича и для нее было важно, чтобы память о муже хранилась там, где он проводил практически все свое время.

Творческая мастерская Марии Тимофеевны Литовченко

Первое помещение, в которое мы попадаем это бывшая творческая мастерская М. Литовченко.

-3

Об этом сегодня напоминают полки с работами Марии Тимофеевны и фрагмент деревянного пола. Среди созданных Литовченко крупных произведений – памятники архитекторам Стасову и Растрелли, поэту Державину, актрисе Савиной.

Мастерская практически без мебели и очень скромная. На полках лежат книги и блокноты с записями. В углу под лестницей всего один невзрачный комод и стол.

Гостиная

А теперь заглянем в гостиную скульптора.

-4

-5

Творческая мастерская Аникушина

Творческая мастерская – место, где скульптор работал в уединении. Входить сюда могли не все. А когда большой занавес был задернут – вообще никто: всем было известно, что мастер работает, либо обдумывает скульптуру, и никто не должен ему мешать. Восстановить мастерскую в мельчайших деталях удалось благодаря дочери Михаила Константиновича, Нине Михайловне Аникушиной.

В мастерской очень много разных подлинных предметов скульптора.

Полный обзор Мастерской М.К. Аникушина в Санкт-Петербурге читайте в моем блоге Provincial-ka.ru