Найти тему
КиноманИаК

Эпоха VHS: "Слияние двух лун" (1988) - обзор

"Слияние двух лун" в определенной степени уникальный фильм. Феномен его состоит в почти полном провале в США как у критиков, так и у обычных зрителей, на носителях он также не был суперхитом. Однако, в странах бывшего Варшавского блока он стал настоящим хитом эпохи VHS, а имя Залмана Кинга стало ассоциироваться именно с этим фильмом (причем даже сильнее, чем с "9 1/2 недель"), а уже потом наступили "Дневники Красной Туфельки". Предлагаю сегодня об этой картине поговорить.

У руля этого проекта изначально стоял Залман Кинг, режиссер и сценарист, который был некоторое время неким инноватором для жанра эротической мелодрамы. В дни своей молодости он играл в самых разнообразных сериалах и малоизвестных фильмах, но в какой-то момент решил сменить профиль деятельности и податься в режиссуру и сценарную деятельность. Первые ленты не пользовались успехом, но потом вышла картина, которая начала прочно ассоциироваться с именем Кинга - это, конечно же, легендарные "9 1/2 недель". При этом, Залман даже не выступал режиссером (фильм снял Эдриан Лайн).

Фильм у себя на родине показал разочаровывающие результаты, зритель особенно на него не пошел. Зато в мире картина оказалась суперхитом, собравшим свыше 100 миллионов долларов. На носителях ее ждал не меньший успех. Критика у фильма была негативная, его много ругали, а сам Залман Кинг получил номинацию на "Золотую малину" за свои сценарные деяния.

-2

Однако, о какой критике может идти речь, если на кону стоят большие деньги? Немало продюсеров подумали таким же образом и предложили Залману Кингу возможность дальше реализовать свое творчество с помощью их денег. Наибольшую свободу действий вкупе с хорошим гонораром предложила Lorimar Pictures - небольшая продюсерская компания, специализировавшаяся на производстве контента для телевидения, но решившая ворваться в мир большого кино через потенциальный хит, на который можно было бы немного потратить, но получить огромную прибыль.

-3

Так возник замысел "Слияния двух лун" - картина, в которой Залман Кинг продолжил развивать свое видение жанра, причем используя одни и те же приемы. Говоря о фильмах Клода Лелуша после грандиозного успеха "Мужчины и женщины", многие критики отмечали схожие художественные и сценарные особенности в последующих лентах, которые полушутливо начали называть "лелушизмами". Не могу не сказать то же самое про Кинга: многие вещи можно смело называть "залманизмами". И тут я без сильной иронии.

Посудите сами: у Залмана Кинга, который прожил всю жизнь одним браком со своим соавтором Патрицией Ноп и никогда не был замечен в каких-либо интрижках, всегда есть определенная градация героев. Главный мужской персонаж - это обязательно альфа-самец, умело манипулирующий окружающими и заставляющий влюбляться в себя всех женщин. Но при этом, этот персонаж всегда ищет неуверенную натуру противоположного пола, чтобы умело ей манипулировать.

-4

Главная героиня в его фильмах всегда в себе в той или иной степени не уверена: будь это последствия тяжелого развода или просто небольшой жизненный опыт и боязнь замкнуться в существующем мирке, не познав всех его прелестей. Второплановые персонажи, как правило, весьма условны, кроме условного антагониста или второстепенного женского персонажа, сцена с которым меняет структуру повествования или привносит определенные события. Про жаркие постельные сцены в затемненной комнате под обязательный саксофон даже не упоминаю, это есть во всех лентах Кинга.

-5

"Слияние двух лун" полностью состоит из "залманизмов": главная героиня - юная девушка из богатой семьи, которая окончила престижный вуз и собирается замуж, но ощущает чувство неуверенности и сомнения в своей жизни. Подобно Роуз из "Титаника", ей кажется, что все предопределено, ее тесный мирок не отпустит и не даст насладиться всей полнотой жизни. И все бы шло по накатанной, но встреча с работников передвижных аттракционов, который ведет себя как настоящий доминантный мачо, меняет весь расклад. Эйприл со всей страстью погружается в чувственные наслаждения с неожиданным для себя героем своих грез, который по жизни вообще не парится и говорит, что среди его завоеваний Апреля еще не было (игра слов - Эйприл - апрель, Мэй и Джун - могут быть женскими именами, как и Эйприл; в оригинале I had May and June but April still wasn't in my list). Но всю эту "пучину страстей" замечает бабушка главной героини, которую подобный расклад точно не устраивает.

-6

Конечно, фильм построен на классическом контрасте всего молодого, энергичного и сексуального против консервативного и затхлого, и это во многих случаях работает. Говоря о касте главных героев, с определенностью могу сказать, что между ними хорошая химия и это срабатывает.

Хотя Шерилин Фенн потом жаловалась, что в этот фильм ее взяли только за умение эффектно оказываться в кадре без одежды, что в дальнейшей карьере создало для нее ряд сложностей, т.к. за внешними данными далеко не все режиссеры были готовы разглядеть в ней реальную актрису. А Ричарда Тайсона, бывшего футболиста, на момент съемок снявшегося в 1 фильме, привел сам Кинг, который заставил актера похудеть и подкачаться, т.к. у него самого такой мотивации не было. Тем не менее, в кадре актеры прекрасно дополняют друг друга, а яркие эротические сцены прямо-таки отдают настоящей страстью.

-7

Чего нельзя сказать про других актеров. Лауреат "Оскара" Луиза Флетчер определенно актриса одного типажа, который выстрелил в "Полете над гнездом кукушки", но не сработал в других лентах, после чего в 80-е годы свел на нет ее карьеру (одни только "Захватчики с Марса" чего только стоят). Она играет слишком консервативную и подловатую бабушку главной героини, которая на свою внучку смотрит с завистью и сама не может примириться, что больше не молода (в фильме она настоятельно требует, чтобы Эйприл обращалась к ней только по имени - Белль).

Кристи Макникол играет как раз тот самый женский персонаж второго плана, после встречи с которым случаются некие сюжетные повороты. Если честно, не совсем понятно, зачем она здесь. Да, она подстегивает главную героиню к некоторым действиям и к переодеванию в туалете бензоколонки, после чего уезжает в закат и более мы ее не видим. Критики тоже это не поняли, в результате чего Кристи Макникол получила "Золотую малину" за худшую роль второго плана.

-8

Кстати, фильм является кинематографическим дебютом Миллы Йовович, которая исполняет роль младшей сестры главной героини, но ее персонаж никак на сюжет не влияет. Однако, пройдет несколько лет, и Милла снимется в продолжении другой культовой эротической истории - "Голубой лагуны".

В прокат лента вышла в апреле 1988 года и полностью провалилась. Критики фильм разгромили, а сборы составили чуть больше 1 миллиона долларов. Однако, если учесть, что в 1994 году все же выпустили продолжение, то с большой вероятностью на видео "Слияние двух лун" окупилось и дало хорошую прибыль.

-9

Заслуживает ли фильм просмотра после всех вводных? Определенно да, и не только для тех, кто хотел бы освежить воспоминания и впечатления от давным-давно увиденной картины. "Слияние двух лун" - это хорошая и цельная история, не без грехов, конечно, но определенно одна из вершин творчества Залмана Кинга и жанра эротической мелодрамы в целом.

-10

Также рекомендую рецензию на другую культовую картину с Шерилин Фенн:

И советую к прочтению статью о 4 значимых ролях популярной в 90-е годы актрисы Торы Берч:

------------------------------------------------------------------------------------

Спасибо за внимание!

Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.