"Слияние двух лун" в определенной степени уникальный фильм. Феномен его состоит в почти полном провале в США как у критиков, так и у обычных зрителей, на носителях он также не был суперхитом. Однако, в странах бывшего Варшавского блока он стал настоящим хитом эпохи VHS, а имя Залмана Кинга стало ассоциироваться именно с этим фильмом (причем даже сильнее, чем с "9 1/2 недель"), а уже потом наступили "Дневники Красной Туфельки". Предлагаю сегодня об этой картине поговорить.
У руля этого проекта изначально стоял Залман Кинг, режиссер и сценарист, который был некоторое время неким инноватором для жанра эротической мелодрамы. В дни своей молодости он играл в самых разнообразных сериалах и малоизвестных фильмах, но в какой-то момент решил сменить профиль деятельности и податься в режиссуру и сценарную деятельность. Первые ленты не пользовались успехом, но потом вышла картина, которая начала прочно ассоциироваться с именем Кинга - это, конечно же, легендарные "9 1/2 недель". При этом, Залман даже не выступал режиссером (фильм снял Эдриан Лайн).
Фильм у себя на родине показал разочаровывающие результаты, зритель особенно на него не пошел. Зато в мире картина оказалась суперхитом, собравшим свыше 100 миллионов долларов. На носителях ее ждал не меньший успех. Критика у фильма была негативная, его много ругали, а сам Залман Кинг получил номинацию на "Золотую малину" за свои сценарные деяния.
Однако, о какой критике может идти речь, если на кону стоят большие деньги? Немало продюсеров подумали таким же образом и предложили Залману Кингу возможность дальше реализовать свое творчество с помощью их денег. Наибольшую свободу действий вкупе с хорошим гонораром предложила Lorimar Pictures - небольшая продюсерская компания, специализировавшаяся на производстве контента для телевидения, но решившая ворваться в мир большого кино через потенциальный хит, на который можно было бы немного потратить, но получить огромную прибыль.
Так возник замысел "Слияния двух лун" - картина, в которой Залман Кинг продолжил развивать свое видение жанра, причем используя одни и те же приемы. Говоря о фильмах Клода Лелуша после грандиозного успеха "Мужчины и женщины", многие критики отмечали схожие художественные и сценарные особенности в последующих лентах, которые полушутливо начали называть "лелушизмами". Не могу не сказать то же самое про Кинга: многие вещи можно смело называть "залманизмами". И тут я без сильной иронии.
Посудите сами: у Залмана Кинга, который прожил всю жизнь одним браком со своим соавтором Патрицией Ноп и никогда не был замечен в каких-либо интрижках, всегда есть определенная градация героев. Главный мужской персонаж - это обязательно альфа-самец, умело манипулирующий окружающими и заставляющий влюбляться в себя всех женщин. Но при этом, этот персонаж всегда ищет неуверенную натуру противоположного пола, чтобы умело ей манипулировать.
Главная героиня в его фильмах всегда в себе в той или иной степени не уверена: будь это последствия тяжелого развода или просто небольшой жизненный опыт и боязнь замкнуться в существующем мирке, не познав всех его прелестей. Второплановые персонажи, как правило, весьма условны, кроме условного антагониста или второстепенного женского персонажа, сцена с которым меняет структуру повествования или привносит определенные события. Про жаркие постельные сцены в затемненной комнате под обязательный саксофон даже не упоминаю, это есть во всех лентах Кинга.
"Слияние двух лун" полностью состоит из "залманизмов": главная героиня - юная девушка из богатой семьи, которая окончила престижный вуз и собирается замуж, но ощущает чувство неуверенности и сомнения в своей жизни. Подобно Роуз из "Титаника", ей кажется, что все предопределено, ее тесный мирок не отпустит и не даст насладиться всей полнотой жизни. И все бы шло по накатанной, но встреча с работников передвижных аттракционов, который ведет себя как настоящий доминантный мачо, меняет весь расклад. Эйприл со всей страстью погружается в чувственные наслаждения с неожиданным для себя героем своих грез, который по жизни вообще не парится и говорит, что среди его завоеваний Апреля еще не было (игра слов - Эйприл - апрель, Мэй и Джун - могут быть женскими именами, как и Эйприл; в оригинале I had May and June but April still wasn't in my list). Но всю эту "пучину страстей" замечает бабушка главной героини, которую подобный расклад точно не устраивает.
Конечно, фильм построен на классическом контрасте всего молодого, энергичного и сексуального против консервативного и затхлого, и это во многих случаях работает. Говоря о касте главных героев, с определенностью могу сказать, что между ними хорошая химия и это срабатывает.
Хотя Шерилин Фенн потом жаловалась, что в этот фильм ее взяли только за умение эффектно оказываться в кадре без одежды, что в дальнейшей карьере создало для нее ряд сложностей, т.к. за внешними данными далеко не все режиссеры были готовы разглядеть в ней реальную актрису. А Ричарда Тайсона, бывшего футболиста, на момент съемок снявшегося в 1 фильме, привел сам Кинг, который заставил актера похудеть и подкачаться, т.к. у него самого такой мотивации не было. Тем не менее, в кадре актеры прекрасно дополняют друг друга, а яркие эротические сцены прямо-таки отдают настоящей страстью.
Чего нельзя сказать про других актеров. Лауреат "Оскара" Луиза Флетчер определенно актриса одного типажа, который выстрелил в "Полете над гнездом кукушки", но не сработал в других лентах, после чего в 80-е годы свел на нет ее карьеру (одни только "Захватчики с Марса" чего только стоят). Она играет слишком консервативную и подловатую бабушку главной героини, которая на свою внучку смотрит с завистью и сама не может примириться, что больше не молода (в фильме она настоятельно требует, чтобы Эйприл обращалась к ней только по имени - Белль).
Кристи Макникол играет как раз тот самый женский персонаж второго плана, после встречи с которым случаются некие сюжетные повороты. Если честно, не совсем понятно, зачем она здесь. Да, она подстегивает главную героиню к некоторым действиям и к переодеванию в туалете бензоколонки, после чего уезжает в закат и более мы ее не видим. Критики тоже это не поняли, в результате чего Кристи Макникол получила "Золотую малину" за худшую роль второго плана.
Кстати, фильм является кинематографическим дебютом Миллы Йовович, которая исполняет роль младшей сестры главной героини, но ее персонаж никак на сюжет не влияет. Однако, пройдет несколько лет, и Милла снимется в продолжении другой культовой эротической истории - "Голубой лагуны".
В прокат лента вышла в апреле 1988 года и полностью провалилась. Критики фильм разгромили, а сборы составили чуть больше 1 миллиона долларов. Однако, если учесть, что в 1994 году все же выпустили продолжение, то с большой вероятностью на видео "Слияние двух лун" окупилось и дало хорошую прибыль.
Заслуживает ли фильм просмотра после всех вводных? Определенно да, и не только для тех, кто хотел бы освежить воспоминания и впечатления от давным-давно увиденной картины. "Слияние двух лун" - это хорошая и цельная история, не без грехов, конечно, но определенно одна из вершин творчества Залмана Кинга и жанра эротической мелодрамы в целом.
Также рекомендую рецензию на другую культовую картину с Шерилин Фенн:
И советую к прочтению статью о 4 значимых ролях популярной в 90-е годы актрисы Торы Берч:
------------------------------------------------------------------------------------
Спасибо за внимание!
Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.