Какими качествами должен обладать наставник молодого педагога? В чем должно заключаться профсоюзное наставничество? Кого вы считаете своим наставником и почему? Какие мероприятия стоит провести в рамках Года педагога и наставника? С такими вопросами мы обратились к представителям советов молодых педагогов и клубов «Наставник» при региональных организациях Общероссийского Профсоюза образования. Наибольшую активность проявили педагоги Калининградской области. Благодарим их за ответы и приглашаем вас, дорогие читатели, к диалогу.
Ольга НЕСТЕРЧУК, учитель иностранного языка школы №38 имени В.М.Борисова, Калининград:
– Какими качествами должен обладать наставник? Наверное, в первую очередь это ответственность и отзывчивость. Также важно терпение и чувство такта, чтобы не напугать молодого педагога. Наставнику необходимо быть интересной личностью, так как ему предстоит заинтересовать, «зажечь» своего подопечного. Обладать очень большим опытом работы не обязательно, но все же, на мой взгляд, педагогический стаж более 7 лет крайне желателен.
Денис ПРЯДУХИН, заместитель директора школы №38 имени В.М.Борисова, Калининград:
– Моим наставником в школе №21 была Полина Сергеевна Зорина, учитель химии. Благодарен ей за все – душевность, советы, критику. Это Учитель с большой буквы. Благодаря ей я остался в профессии и добился определенного успеха.
В рамках тематического года я бы предложил провести конкурс «Наставник», а также организовать площадку для обмена опытом и лучшими практиками.
Ольга ВОНГАЙ, учитель иностранного языка школы №38 имени В.М.Борисова, Калининград:
– Наставник – это человек, обладающий опытом и запасом педагогических методик. Именно наставник может направить молодого специалиста, указать пути развития, личностного и профессионального роста. По моему мнению, наставник должен обладать такими качествами, как компетентность, коммуникабельность, ответственность, организованность.
В рамках Года педагога и наставника, на мой взгляд, стоит организовать практические семинары или тренинги против профессионального выгорания – в наше стремительное время это актуально, а также мастер-классы различной тематики. Опираясь на свой опыт участия в мастер-классах, могу сказать, что подобные мероприятия интересны, сближают коллег. Общение в неформальной обстановке всегда положительно влияет на взаимоотношения в коллективе.
Анастасия ТОНЯЕВА, воспитатель детского сада №122, Калининград:
– Наставником должен быть человек с опытом, который сможет подсказать, какие технологии лучше использовать и как правильно их применять. Главные качества – отзывчивость и терпеливость. Профсоюзное наставничество, на мой взгляд, должно выражаться в том, что ты можешь задать любой профессиональный вопрос и тебе помогут найти ответ.
Наталья УТЕНКОВА, учитель начальных классов школы №12, Калининград:
– Наставником молодого педагога, несомненно, должен быть опытный учитель, за плечами которого несколько лет плодотворной работы. Это должен быть человек, который станет образцом, примером для молодого учителя. Наставнику необходимо быть терпеливым, доброжелательным, но в то же время строгим и требовательным.
Помощь наставника может заключаться в советах, посещении уроков молодого педагога с последующим разбором плюсов и минусов, консультациях по составлению документации и просто беседах «по душам».
Своими наставниками считаю коллег из моей первой школы. Они никогда не отмахивались от моих вопросов, всегда уделяли мне время. Если видели, что я не справляюсь или делаю что-то не так, обязательно подсказывали, как сделать правильно. Они научили меня тому, чему не учат ни в одном пединституте.
Татьяна ГАВРИЛОВА, инструктор по физической культуре детского сада №21 «Аленка», Гурьевск:
– В моем понимании наставник молодого педагога – это педагог, который сам активен, принимает участие во всех мероприятиях, а также разбирается в документации и правилах ее ведения. Помочь молодому педагогу наставник может своей моральной поддержкой, верой в него, своим опытом. Наставник должен быть отзывчивым и компетентным.
Своими наставниками считаю Елену Валерьевну Бассан и Татьяну Ивановну Авилову, они научили меня не стоять на месте, ничего не бояться, идти вперед.
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».