Глава третья
Ламповые пятидесятые
После Великой Отечественной войны советская идеологическая система включает елку в визуальный символизм, подчеркивающий прекрасную жизнь советских людей, которые много и упорно трудятся на благо страны и могут позволить себе красивый праздничный отдых. И вместе с тем, волшебный нарядный праздник — это удобный инструмент подвести итоги года и обозначить идеи Партии на ближайшее время.
После войны политическая окраска постепенно сходит с праздника. Новый год становятся по-настоящему детским. С 1947 года начинается производство елочных игрушек на мирную тематику: появляются наборы стеклянных игрушек, выполненные по мотивам русских сказок. Появляются новые гирлянды, звезды-навершия (по аналогии с кремлевскими) и сказочные фигурки на металлических прищепках — настоящий символ 50-х.
Эпоха набирает силу и обретает в том числе разнообразие продовольственных товаров, таких как икра, шпроты, копченая колбаса и мандарины. В Советский салат оливье идут доступные в магазинах майонез и колбаса. А такими же традиционными, как оливье и мандарины, становятся новогодние «елки» в городских Домах Культуры. Уровень представлений зависит от приглашенных артистов, но главное удовольствие от посещения «елки» — это подарки, наборы конфет, упакованные в нарядные картонные коробки. Лучшая и главная «елка» проходит в Кремлевском дворце съездов. Билетов на нее в свободной продаже не найти, все распределяются по отраслевым предприятиям, доставаясь руководителям и передовикам производства. Уровень спектакля на этой «елке» самый высокий, а подарки — самые престижные.
В 1951 году сразу две московские фабрики: фабрика №2 Бауманского Райпромтреста и фабрика «Спортигрушка» выпускают наборы «Елка-малютка». Небольшой тубус с маленькой пышной искусственной елочкой и коробкой миниатюрных кукольных игрушек. В наборе 47 игрушек: чайник и кофейник, китайский фонарик, ракушки, мухоморы, светофор, шишки, шары, с повторением в уменьшенном варианте знаменитого стеклянного парашюта, шишек, фигурки клоуна и девочки.
Елка для кукол вызывает такой успех, что уже в 1953 году выходит набор №2 в различных комплектациях (самый большой набор включает 78 игрушек). В нем уже появляются Дед Мороз и Снегурка, мишка, лошадка-качалка, звездочки, но главное — теперь елку можно теперь украшать 12 тонкими свечками и гирляндой из флажков. Каждый флажок на нитке обозначает букву морской азбуки, а все вместе они составляют фразу «С Новым годом!».
«Малютка» становится настолько популярной, что оказывается на столиках студии новомодного телевизионного «Голубого огонька» 1963 года.
Елка начинает массово проникать в дома, а процесс ее украшения становится неким ритуалом, участие в котором принимают все члены семьи. С антресоли достаются коробки с хрупкими стеклянными игрушками: бусами, сосульками, шишками и бумажными флажками на нитке.
Первая советская гирлянда Московского электролампового завода становится настоящим чудом и незамысловато называется «ЕГ-1» (сокращение от «елочная гирлянда»). По сути это просто лампочки с автомобильной панели, окрашенные цветным лаком. Светящаяся лента на проводе становится настоящим чудом времени, это и завораживает и безопасно в отношении возгорания. Прищепки на них сделаны более крепкими, чем на игрушках. Удлиненная колба лампочки имитирует пламя свечи.
В 1955 году Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев разворачивает знаменитую кукурузную кампанию, желая переориентировать сельское хозяйство и вскоре на елках всей страны блестят созревшие снопы пшеницы и золотые початки. Кукуруза даже в виде маскота-девочки — «Царица полей».
Наряду с урожаем кукурузы на елках зреют остальные достижения сельского хозяйства страны. В свет выходят целые плодово-ягодные наборы. Впервые елка так нарядна и транслирует образ плодородия.
В 1956 году вместе с появлением елки-малютки на экраны кинотеатров страны выходит первый цветной фильм, настоящий кинохит «Карнавальная ночь». Режиссер воссоздает добрую атмосферу советского новогоднего корпоратива и впервые показывает современные элементы украшения елки (хлопушки, крашеные шишки и дождик), еще незнакомые советским людям. Фильм снят в аккурат перехода настроений от сталинской эпохи к началу «оттепели», с жизнерадостной надеждой что уж теперь-то жизнь обязательно изменится к лучшему. Люди выходят из кинозалов с головокружительным чувством наступающей опьяняющей свободы и вновь бросаются в кассу за билетом на повторный просмотр. «Пять мину-у-ут» затягивают дружно прогуливающиеся девушки-подружки на улицах.
Тут же на прилавках появляются игрушки-будильники на которых стрелки показывают без «пяти минут» Новый год.
Фильм о беззаботном советском счастливом празднике срабатывает как детонатор и вносит в новую новогоднюю среду не только хлопушки, конфетти и серпантин, но и запускает в среду эмоциональный челлендж: пить шампанское, демонстративно и легко чокаясь шампанским, держась за ножку бокала под бой курантов, как в любимом фильме. Кинохит также запускает традицию ежегодного киноконцерта «Голубой огонек» (с 1962 года), похожего на событийный сюжет любимого фильма. Отныне телек и новогодний праздник связаны тесными узами.
С массовым появлением «хрущевок» (типовых панельных, кирпичных и блочных жилых домов) для миллионов жителей их небольшого квартирного пространства рынок предлагает молодые елочки, которым было так холодно зимой в лесу, что их пожалели и взяли домой и согрели в атмосфере праздника. Елку ставят в ведро с водой, но она все равно предательски сохнет и щедро награждает квартиры ковром из иголок. Главное преимущество квартир-хрущевок — возможность праздновать Новый год в кругу своей семьи, а не с соседями по коммуналке. Так постепенно праздник становится семейным и домашним, а не коллективным.
С 1954 года на почтовых карточках появляется новый персонаж — мальчик-Новый год, позаимствованный еще с дореволюционных.
Персонаж юного года оказывается настолько мил, что его включают в сценарий спектакля Кремлевской елки в 1954-м году. На пригласительном билете юноша в синем кафтане является ровесником Снегурочки. Но в следующем году его все же омолаживают, все таки новорожденный год должен быть моложе, а еще через год омолаживается и Снегурочка, видимо для визуальной симметрии.
С запуском «Спутника-1» страна влетает в новую космическую эпоху.
Появляются невероятные гирлянды-игрушки: внутри фигурки из толстого стекла закрепляется нить накаливания, то есть сами фигурки и являются лампочками. В темноте они светятся просто волшебно.
50-е являются лучшей эпохой в истории русской елочной игрушки. Профессиональные художники фарфоровых заводов моделируют мини-фигурки сказочных героев нереальной красоты. Выходят наборы тематических подборок в коробках, в которых каждая стеклянная игрушка — полностью ручная работа. Ярке блестящие игрушки — словно словно конфеты в золотых фантиках. «Чиполлино» (14/16/23 игрушки, 1957), «Доктор Айболит», «Три поросенка», пушкинские: «Сказка о золотой рыбке» (3 игрушки), «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» и другие. Новый год становится полноценно красивым и счастливым детским сказочным праздником.
По прошествии Всемирного фестиваля молодежи в 1957 году чиновники начинают обращать внимание на городское уличное оформление. Появляется вечерняя красочная иллюминация гирлянд, развешанных по городу. Новшества приносят радость и приподнятое праздничное восторженное настроение.
Елка продолжает массово входить в дома. Вот на почтовой карточке медведь несет в берлогу уже наряженную елку,
а вот на донских папиросах «РГТФ» вместо елки Дед Мороз несет папиросу, а спичку подносит уже мальчик-юный год, изображенный на коробке́.
Вновь на обложке детского популярного журнала сам царь зверей (символ страны) медведь несет в свою берлогу срубленную елку. Почему нельзя нарядить живую елочку рядом с жилищем?
Космические шестидесятые
В 1961 году Юрий Гагарин летит в космос и это грандиозное событие естественно сразу же становится основной тематикой дизайна и оформления и конечно же проявляется в игрушках: в канун 62-го года советская елка украшена ракетами и космонавтами.
Кроме того, в СССР елку украшают игрушками, отражающими идеалы и стремления коммунистического государства. Так, на одной елке сожительствуют вместе овощи и фрукты, космические корабли, фигурки человечков в национальных костюмах, животные и сказочные персонажи.
Главенствующее место звезд (Вифлеемской рождественской, а затем советской пятиконечной) на макушке ели впервые сменяет символика покорения космоса в виде взлетающей ракеты с планеты Земля.
В начале 60-х правительство страны принимает решение обеспечить каждую семью к Новому году бутылкой Советского шампанского. Если в 1940 году производится 8 млн бутылок, в 1956-м — 27,3 млн, то уже к 1969 году — 79,2 млн. Толстые зеленые бутылки попадают на накрытые столы и вступают в должность традиционного новогоднего напитка. Чокаются по-прежнему «как в фильме», незаметно вырабатывая ежегодную привычку.
Телевизор становится главным праздничным тамадой. Их уже значительно больше, чем в 50-е (как и шампанского). В Новый год вся страна заколдованно смотрит новомодный «Голубой огонек» (название характеризует холодный тон кинескопа). На столе уже появляются шпроты, колбаса, салаты оливье и сельдь под шубой (быстро, сытно и по возможности) и конечно, заранее охлажденное шампанское в толстой зеленой бутылке. Гости приносят с собой домашние пироги, самодельные торты, или еще что-то вкусное. Стол собранный вскладчину — тоже советская новогодняя традиция. Праздник отмечается в широком дружеском кругу — так веселее и проще.
Деда Мороз получает в компанию нового спутника — мальчика-космонавта, который вытесняет даже традиционную спутницу Снегурочку.
Появляется новомодная пластмассовая электрогирлянда из ракет и планет солнечной системы. Космический новый год несет эйфорию стремительно приближающегося светлого будущего.
Маленькая елочка активно входит в дома и новые квартиры, и вместе с этим, получая легкое средство наживы, активируются браконьеры. Лесники постоянно ловят нарушителей на незаконной вырубке леса.
Но активная пропаганда хвойного молодняка буквально кричит с детской литературы: «Дети, требуйте елку! В лесу их много, хватит на всех.»
Учитывая ежегодный массовый спрос каждой советской семьи, впервые появляются и искусственные елки. Их пластмассовые иголки выглядят очень неестественно, но тем не менее изделия начинают завоевывать популярность: елка становится многоразовой, не сорит иглами и служит не один год.
В 1967, в канун 650-летия Октября, елку, как главный символ Новогодья изображают с геральдическими атрибутами: флагами республик СССР, серпом и молотом посередине и звездой. Если сравнить эту эмблему с официальным гербом страны — елка заменяет планету.
Почтовая карточка 1968 года. Вроде бы праздничная веселая иллюстрация, но с неприкрытым посылом ослабления общества. Ель возглавляет сова (и ель и сова — старославянская символика смерти). Глаза совы являются часами и намекают, что Новый год уже наступил. Лесные обитатели «традиционно» чокаются алкоголем. В «нижнем мире» проснулся молодой медведь и кутит, в одиночку уничтожая запасы. Иллюстрация наступления Кали-юги.
Застойные 70-80-е
В застойные брежневские 70-е, страна, уставшая от лозунгов, полностью отходит от идеологической повестки дня и начинает экспериментировать с новыми формами и продуктами. Фабрики елочных игрушек штампуют просто шишки, пирамидки и сосульки. Обращение к советской атрибутике постепенно угасает. Снегурочка вновь возвращается в елочные хороводы, а мальчика-Нового года забывают, словно его никогда и не было. Появляется довольно современная хулиганская мультипликация.
В новогодних подарках впервые появляются апельсины и мандарины. До этого цитрусы не доходят до магазинов. В 1970-м половина внешних закупок цитрусовых приходится на африканское Марокко и королевство становится традиционным поставщиком апельсинов и мандаринов с «черным ромбиком» к новогоднему столу.
В 1975 знаменитый по той самой «Карнавальной ночи» режиссер Эльдар Рязанов выдает очередной семейный кинохит, вновь с алкоголем и елками. В романтической киноистории алкоголь присутствует буквально всюду: в бане и дома, благодаря ему главные персонажи встречаются и влюбляются, знакомятся и веселятся. Абсурдно и весело. Теперь залипание в телевизор под раскрепощенную польскую красавицу Барбару и волшебную музыку Микаэла Таривердиева особенно дополняет семейное застолье. Теперь пьет точно вся страна, ведь теперь это уже романтичная «праздничная традиция».
В 1970-1980-е годы выпускается множество самых разных игрушек: колокольчики, джинны, девочки в шубках. В моде шишки и колокольчики обсыпанные снегом (распыление белой краски). Хит продаж — шар из полистирола с вращающейся бабочкой внутри. К 1980-му на прилавках магазинов появляются олимпийский факел и олимпийский медведь, символ международных игр.
На елку добавляется блестящая мишура и «дождик», который всегда спутывается и выглядит неряшливыми серебряными волосами, закрывающими собой игрушки.
В 1983-м выходит хитовый мультфильм «Падал прошлогодний снег», в сюжете которого сварливая жена посылает глупого мужа в лес за елкой.
Ну и конечно же 1980-е визуально заполняет иллюстратор Владимир Зарубин, автор многочисленных новогодних открыток, заслуживающий звание «новогодний художник». В 80–90-е рисунки Владимира Ивановича всюду: на почтовых карточках, конвертах, подарочных упаковках, городских парковых декорациях. Спасибо Зарубину за наше счастливое детство.
Сегодня официальные зимние праздники проходят с 1 по 8 января. Все уже приучены пить шампанское, чокаясь бокалами в полночь, мешать в одной тарелке «шубу» с «оливье» и бранить заливную рыбу. А немецкая рождественская елка теперь добровольно стоит в каждом доме и уже привычно традиционно является главным символом праздника. Вот такая друзья сила транслируемой пропаганды.
Глава первая История появления елки в России
Глава вторая История елки в СССР (1900-1950)