Найти тему
шаликов

Новогодняя елка. История появления в СССР

Оглавление

Глава третья

Ламповые пятидесятые

Флаер Московско-Щербаковского универмага, 1954
Флаер Московско-Щербаковского универмага, 1954

После Великой Отечественной войны советская идеологическая система включает елку в визуальный символизм, подчеркивающий прекрасную жизнь советских людей, которые много и упорно трудятся на благо страны и могут позволить себе красивый праздничный отдых. И вместе с тем, волшебный нарядный праздник — это удобный инструмент подвести итоги года и обозначить идеи Партии на ближайшее время.

#шаликов
#шаликов

После войны политическая окраска постепенно сходит с праздника. Новый год становятся по-настоящему детским. С 1947 года начинается производство елочных игрушек на мирную тематику: появляются наборы стеклянных игрушек, выполненные по мотивам русских сказок. Появляются новые гирлянды, звезды-навершия (по аналогии с кремлевскими) и сказочные фигурки на металлических прищепках — настоящий символ 50-х.

Елочные игрушки на прищепках, 1950-е
Елочные игрушки на прищепках, 1950-е

Эпоха набирает силу и обретает в том числе разнообразие продовольственных товаров, таких как икра, шпроты, копченая колбаса и мандарины. В Советский салат оливье идут доступные в магазинах майонез и колбаса. А такими же традиционными, как оливье и мандарины, становятся новогодние «елки» в городских Домах Культуры. Уровень представлений зависит от приглашенных артистов, но главное удовольствие от посещения «елки» — это подарки, наборы конфет, упакованные в нарядные картонные коробки. Лучшая и главная «елка» проходит в Кремлевском дворце съездов. Билетов на нее в свободной продаже не найти, все распределяются по отраслевым предприятиям, доставаясь руководителям и передовикам производства. Уровень спектакля на этой «елке» самый высокий, а подарки — самые престижные.

Каталог «Товарный словарь», 1956
Каталог «Товарный словарь», 1956

В 1951 году сразу две московские фабрики: фабрика №2 Бауманского Райпромтреста и фабрика «Спортигрушка» выпускают наборы «Елка-малютка». Небольшой тубус с маленькой пышной искусственной елочкой и коробкой миниатюрных кукольных игрушек. В наборе 47 игрушек: чайник и кофейник, китайский фонарик, ракушки, мухоморы, светофор, шишки, шары, с повторением в уменьшенном варианте знаменитого стеклянного парашюта, шишек, фигурки клоуна и девочки.

Елка для кукол вызывает такой успех, что уже в 1953 году выходит набор №2 в различных комплектациях
(самый большой набор включает 78 игрушек). В нем уже появляются Дед Мороз и Снегурка, мишка, лошадка-качалка, звездочки, но главное — теперь елку можно теперь украшать 12 тонкими свечками и гирляндой из флажков. Каждый флажок на нитке обозначает букву морской азбуки, а все вместе они составляют фразу «С Новым годом!».

Вырезка из каталога «Игрушка», 1956
Вырезка из каталога «Игрушка», 1956
Упаковка наборов «Елка-малютка» №1 и №2
Упаковка наборов «Елка-малютка» №1 и №2

«Малютка» становится настолько популярной, что оказывается на столиках студии новомодного телевизионного «Голубого огонька» 1963 года.

Голубой огонек, 1963
Голубой огонек, 1963

Елка начинает массово проникать в дома, а процесс ее украшения становится неким ритуалом, участие в котором принимают все члены семьи. С антресоли достаются коробки с хрупкими стеклянными игрушками: бусами, сосульками, шишками и бумажными флажками на нитке.

Покупка елочных игрушек в универмаге «Детский Мир» в Москве, фото А. Агапов, 1953
Покупка елочных игрушек в универмаге «Детский Мир» в Москве, фото А. Агапов, 1953
Дети с новогодними подарками, фото: Д. Шоломович, 1955
Дети с новогодними подарками, фото: Д. Шоломович, 1955
Татьяна Еремина - Предновогодние хлопоты,  журнал «Мурзилка» №12, 1953
Татьяна Еремина - Предновогодние хлопоты, журнал «Мурзилка» №12, 1953

Первая советская гирлянда Московского электролампового завода становится настоящим чудом и незамысловато называется «ЕГ-1» (сокращение от «елочная гирлянда»). По сути это просто лампочки с автомобильной панели, окрашенные цветным лаком. Светящаяся лента на проводе становится настоящим чудом времени, это и завораживает и безопасно в отношении возгорания. Прищепки на них сделаны более крепкими, чем на игрушках. Удлиненная колба лампочки имитирует пламя свечи.

Гирлянда «ЕГ-1», 1950-е
Гирлянда «ЕГ-1», 1950-е

В 1955 году Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев разворачивает знаменитую кукурузную кампанию, желая переориентировать сельское хозяйство и вскоре на елках всей страны блестят созревшие снопы пшеницы и золотые початки. Кукуруза даже в виде маскота-девочки — «Царица полей».

-12

Наряду с урожаем кукурузы на елках зреют остальные достижения сельского хозяйства страны. В свет выходят целые плодово-ягодные наборы. Впервые елка так нарядна и транслирует образ плодородия.

-13

В 1956 году вместе с появлением елки-малютки на экраны кинотеатров страны выходит первый цветной фильм, настоящий кинохит «Карнавальная ночь». Режиссер воссоздает добрую атмосферу советского новогоднего корпоратива и впервые показывает современные элементы украшения елки (хлопушки, крашеные шишки и дождик), еще незнакомые советским людям. Фильм снят в аккурат перехода настроений от сталинской эпохи к началу «оттепели», с жизнерадостной надеждой что уж теперь-то жизнь обязательно изменится к лучшему. Люди выходят из кинозалов с головокружительным чувством наступающей опьяняющей свободы и вновь бросаются в кассу за билетом на повторный просмотр. «Пять мину-у-ут» затягивают дружно прогуливающиеся девушки-подружки на улицах.

Х/ф «Карнавальная ночь», режиссер: Эльдар Рязанов, 1956
Х/ф «Карнавальная ночь», режиссер: Эльдар Рязанов, 1956
Газета «Вечерняя Москва», 08 января 1957
Газета «Вечерняя Москва», 08 января 1957

Тут же на прилавках появляются игрушки-будильники на которых стрелки показывают без «пяти минут» Новый год.

Игрушка «Будильник» 1957
Игрушка «Будильник» 1957

Фильм о беззаботном советском счастливом празднике срабатывает как детонатор и вносит в новую новогоднюю среду не только хлопушки, конфетти и серпантин, но и запускает в среду эмоциональный челлендж: пить шампанское, демонстративно и легко чокаясь шампанским, держась за ножку бокала под бой курантов, как в любимом фильме. Кинохит также запускает традицию ежегодного киноконцерта «Голубой огонек» (с 1962 года), похожего на событийный сюжет любимого фильма. Отныне телек и новогодний праздник связаны тесными узами.

Х/ф «Карнавальная ночь», режиссер: Эльдар Рязанов, 1956
Х/ф «Карнавальная ночь», режиссер: Эльдар Рязанов, 1956
ГУМ, 1956
ГУМ, 1956

С массовым появлением «хрущевок» (типовых панельных, кирпичных и блочных жилых домов) для миллионов жителей их небольшого квартирного пространства рынок предлагает молодые елочки, которым было так холодно зимой в лесу, что их пожалели и взяли домой и согрели в атмосфере праздника. Елку ставят в ведро с водой, но она все равно предательски сохнет и щедро награждает квартиры ковром из иголок. Главное преимущество квартир-хрущевок — возможность праздновать Новый год в кругу своей семьи, а не с соседями по коммуналке. Так постепенно праздник становится семейным и домашним, а не коллективным.

С 1954 года на почтовых карточках появляется новый персонаж — мальчик-Новый год, позаимствованный еще с дореволюционных.

1900 / художник: Л. Рыбченкова, 1953 / художник: Б. Аржекаев, 1954
1900 / художник: Л. Рыбченкова, 1953 / художник: Б. Аржекаев, 1954

Персонаж юного года оказывается настолько мил, что его включают в сценарий спектакля Кремлевской елки в 1954-м году. На пригласительном билете юноша в синем кафтане является ровесником Снегурочки. Но в следующем году его все же омолаживают, все таки новорожденный год должен быть моложе, а еще через год омолаживается и Снегурочка, видимо для визуальной симметрии.

Приглашение на Елку в Большой Кремлевский дворец, 1954, 1955, 1956
Приглашение на Елку в Большой Кремлевский дворец, 1954, 1955, 1956
Мальчик-Новый год на Елке Большого зала Кремля, 1958
Мальчик-Новый год на Елке Большого зала Кремля, 1958
Никита Хрущев на Елке Большого зала Кремля, 1958
Никита Хрущев на Елке Большого зала Кремля, 1958

С запуском «Спутника-1» страна влетает в новую космическую эпоху.

Елочная верхушка Спутник / Почтовая карточка, художник: И. Коминарец, 1957
Елочная верхушка Спутник / Почтовая карточка, художник: И. Коминарец, 1957

Появляются невероятные гирлянды-игрушки: внутри фигурки из толстого стекла закрепляется нить накаливания, то есть сами фигурки и являются лампочками. В темноте они светятся просто волшебно.

Гирлянда «ЕГ-23», 1958
Гирлянда «ЕГ-23», 1958

50-е являются лучшей эпохой в истории русской елочной игрушки. Профессиональные художники фарфоровых заводов моделируют мини-фигурки сказочных героев нереальной красоты. Выходят наборы тематических подборок в коробках, в которых каждая стеклянная игрушка — полностью ручная работа. Ярке блестящие игрушки — словно словно конфеты в золотых фантиках. «Чиполлино» (14/16/23 игрушки, 1957), «Доктор Айболит», «Три поросенка», пушкинские: «Сказка о золотой рыбке» (3 игрушки), «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» и другие. Новый год становится полноценно красивым и счастливым детским сказочным праздником.

Знак артели «Культигрушка», Ленинград
Знак артели «Культигрушка», Ленинград
Набор «Чиполлино» Артель «Культигрушка», Ленинград, 1950-е
Набор «Чиполлино» Артель «Культигрушка», Ленинград, 1950-е
Набор «Сказка о царе Салтане» Артель «Культигрушка», Ленинград, 1950-е
Набор «Сказка о царе Салтане» Артель «Культигрушка», Ленинград, 1950-е
Набор «Три поросенка» Артель «Культигрушка», Ленинград, 1950-е
Набор «Три поросенка» Артель «Культигрушка», Ленинград, 1950-е
-29

По прошествии Всемирного фестиваля молодежи в 1957 году чиновники начинают обращать внимание на городское уличное оформление. Появляется вечерняя красочная иллюминация гирлянд, развешанных по городу. Новшества приносят радость и приподнятое праздничное восторженное настроение.

Открытое письмо, Ленинград, фото: А. Громов, 1957
Открытое письмо, Ленинград, фото: А. Громов, 1957

Елка продолжает массово входить в дома. Вот на почтовой карточке медведь несет в берлогу уже наряженную елку,

Почтовая карточка, художник: А. Боженов, 1957
Почтовая карточка, художник: А. Боженов, 1957

а вот на донских папиросах «РГТФ» вместо елки Дед Мороз несет папиросу, а спичку подносит уже мальчик-юный год, изображенный на коробке́.

Этикетка папирос «РГТФ», Ростов-на-Дону, 1956
Этикетка папирос «РГТФ», Ростов-на-Дону, 1956

Вновь на обложке детского популярного журнала сам царь зверей (символ страны) медведь несет в свою берлогу срубленную елку. Почему нельзя нарядить живую елочку рядом с жилищем?

Журнал Мурзилка №12, январь 1957
Журнал Мурзилка №12, январь 1957
Журнал Мурзилка №1, январь 1964
Журнал Мурзилка №1, январь 1964

Космические шестидесятые

Выставка «Новый год. Ретроспектива. XIX—XX вв», 1961
Выставка «Новый год. Ретроспектива. XIX—XX вв», 1961

В 1961 году Юрий Гагарин летит в космос и это грандиозное событие естественно сразу же становится основной тематикой дизайна и оформления и конечно же проявляется в игрушках: в канун 62-го года советская елка украшена ракетами и космонавтами.

Елочные игрушки, 1960-е
Елочные игрушки, 1960-е

Кроме того, в СССР елку украшают игрушками, отражающими идеалы и стремления коммунистического государства. Так, на одной елке сожительствуют вместе овощи и фрукты, космические корабли, фигурки человечков в национальных костюмах, животные и сказочные персонажи.

Главенствующее место звезд
(Вифлеемской рождественской, а затем советской пятиконечной) на макушке ели впервые сменяет символика покорения космоса в виде взлетающей ракеты с планеты Земля.

Елочные навершия, 1960-е
Елочные навершия, 1960-е

В начале 60-х правительство страны принимает решение обеспечить каждую семью к Новому году бутылкой Советского шампанского. Если в 1940 году производится 8 млн бутылок, в 1956-м — 27,3 млн, то уже к 1969 году — 79,2 млн. Толстые зеленые бутылки попадают на накрытые столы и вступают в должность традиционного новогоднего напитка. Чокаются по-прежнему «как в фильме», незаметно вырабатывая ежегодную привычку.

Телевизор становится главным праздничным тамадой. Их уже значительно больше, чем в 50-е (как и шампанского). В Новый год вся страна заколдованно смотрит новомодный «Голубой огонек» (название характеризует холодный тон кинескопа). На столе уже появляются шпроты, колбаса, салаты оливье и сельдь под шубой (быстро, сытно и по возможности) и конечно, заранее охлажденное шампанское в толстой зеленой бутылке. Гости приносят с собой домашние пироги, самодельные торты, или еще что-то вкусное. Стол собранный вскладчину — тоже советская новогодняя традиция. Праздник отмечается в широком дружеском кругу — так веселее и проще.

художник: Филипп Кубарев - «Новый год», 2009
художник: Филипп Кубарев - «Новый год», 2009

Деда Мороз получает в компанию нового спутника — мальчика-космонавта, который вытесняет даже традиционную спутницу Снегурочку.

Пригласительный на Елку Профсоюзов, 1960
Пригласительный на Елку Профсоюзов, 1960
Почтовая карточка, художник: С Русаков, 1961 / Г. Шубин, 1961 / Д. Денисов, 1968 / А. Антонченко, 1968
Почтовая карточка, художник: С Русаков, 1961 / Г. Шубин, 1961 / Д. Денисов, 1968 / А. Антонченко, 1968
Приглашение на Елку в Большой Кремлевский дворец, 1962
Приглашение на Елку в Большой Кремлевский дворец, 1962
Новогодняя ёлка в Колонном зале Дома Союзов, 1963
Новогодняя ёлка в Колонном зале Дома Союзов, 1963

Появляется новомодная пластмассовая электрогирлянда из ракет и планет солнечной системы. Космический новый год несет эйфорию стремительно приближающегося светлого будущего.

Электрогирлянда Космос, Киевский завод «Укркабель», 1965
Электрогирлянда Космос, Киевский завод «Укркабель», 1965
Праздничная ёлка на площади 50-летия Октября, фото Н. Грановский, 1968
Праздничная ёлка на площади 50-летия Октября, фото Н. Грановский, 1968

Маленькая елочка активно входит в дома и новые квартиры, и вместе с этим, получая легкое средство наживы, активируются браконьеры. Лесники постоянно ловят нарушителей на незаконной вырубке леса.

Журнал Крокодил, № 63, художник: В. Жаринова, 1962
Журнал Крокодил, № 63, художник: В. Жаринова, 1962

Но активная пропаганда хвойного молодняка буквально кричит с детской литературы: «Дети, требуйте елку! В лесу их много, хватит на всех.»

Обложка журнала «Веселые картинки», художник: Л. Сергеев, №12 декабрь 1963
Обложка журнала «Веселые картинки», художник: Л. Сергеев, №12 декабрь 1963
Ирина Токмакова - Времена Года, художник: Л. Токмаков, 1966
Ирина Токмакова - Времена Года, художник: Л. Токмаков, 1966
 Самолет «Ан-2» доставил рабочим совхоза «Джанагельды» новогодние елки, фото А. Усманов, Фотохроника ТАСС, 1965
Самолет «Ан-2» доставил рабочим совхоза «Джанагельды» новогодние елки, фото А. Усманов, Фотохроника ТАСС, 1965

Учитывая ежегодный массовый спрос каждой советской семьи, впервые появляются и искусственные елки. Их пластмассовые иголки выглядят очень неестественно, но тем не менее изделия начинают завоевывать популярность: елка становится многоразовой, не сорит иглами и служит не один год.

-49
Журнал Крокодил, №36 30 декабря 1961, художник: Сергей Кузьмин
Журнал Крокодил, №36 30 декабря 1961, художник: Сергей Кузьмин

В 1967, в канун 650-летия Октября, елку, как главный символ Новогодья изображают с геральдическими атрибутами: флагами республик СССР, серпом и молотом посередине и звездой. Если сравнить эту эмблему с официальным гербом страны — елка заменяет планету.

Почтовые карточки, 1966
Почтовые карточки, 1966
Новогоднее оформление здания универмага «Детский мир», фото П. Носов, 1967
Новогоднее оформление здания универмага «Детский мир», фото П. Носов, 1967
Продажа елочных украшений в магазине «Детский мир», фото П. Носов, 1967
Продажа елочных украшений в магазине «Детский мир», фото П. Носов, 1967
Томск, 1969
Томск, 1969

Почтовая карточка 1968 года. Вроде бы праздничная веселая иллюстрация, но с неприкрытым посылом ослабления общества. Ель возглавляет сова (и ель и сова старославянская символика смерти). Глаза совы являются часами и намекают, что Новый год уже наступил. Лесные обитатели «традиционно» чокаются алкоголем. В «нижнем мире» проснулся молодой медведь и кутит, в одиночку уничтожая запасы. Иллюстрация наступления Кали-юги.

Почтовая карточка, художники: А.Орлов, К.Шварц - «В новогоднюю ночь», 1968
Почтовая карточка, художники: А.Орлов, К.Шварц - «В новогоднюю ночь», 1968

Застойные 70-80-е

Почтовая карточка, художник: Н. Ветцо - С Новым годом!, 1974
Почтовая карточка, художник: Н. Ветцо - С Новым годом!, 1974

В застойные брежневские 70-е, страна, уставшая от лозунгов, полностью отходит от идеологической повестки дня и начинает экспериментировать с новыми формами и продуктами. Фабрики елочных игрушек штампуют просто шишки, пирамидки и сосульки. Обращение к советской атрибутике постепенно угасает. Снегурочка вновь возвращается в елочные хороводы, а мальчика-Нового года забывают, словно его никогда и не было. Появляется довольно современная хулиганская мультипликация.

В.Котеночкин - «Ну Погоди!», 8 выпуск, 1974
В.Котеночкин - «Ну Погоди!», 8 выпуск, 1974

В новогодних подарках впервые появляются апельсины и мандарины. До этого цитрусы не доходят до магазинов. В 1970-м половина внешних закупок цитрусовых приходится на африканское Марокко и королевство становится традиционным поставщиком апельсинов и мандаринов с «черным ромбиком» к новогоднему столу.

-58
фото: В. Христофоров, 1969
фото: В. Христофоров, 1969
фото: Борис Кавашкин, 1971
фото: Борис Кавашкин, 1971

В 1975 знаменитый по той самой «Карнавальной ночи» режиссер Эльдар Рязанов выдает очередной семейный кинохит, вновь с алкоголем и елками. В романтической киноистории алкоголь присутствует буквально всюду: в бане и дома, благодаря ему главные персонажи встречаются и влюбляются, знакомятся и веселятся. Абсурдно и весело. Теперь залипание в телевизор под раскрепощенную польскую красавицу Барбару и волшебную музыку Микаэла Таривердиева особенно дополняет семейное застолье. Теперь пьет точно вся страна, ведь теперь это уже романтичная «праздничная традиция».

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!», 1975
«Ирония судьбы, или С лёгким паром!», 1975
1985
1985

В 1970-1980-е годы выпускается множество самых разных игрушек: колокольчики, джинны, девочки в шубках. В моде шишки и колокольчики обсыпанные снегом (распыление белой краски). Хит продаж — шар из полистирола с вращающейся бабочкой внутри. К 1980-му на прилавках магазинов появляются олимпийский факел и олимпийский медведь, символ международных игр.

Елочные игрушки, 1980
Елочные игрушки, 1980
Открытка, 1980
Открытка, 1980

На елку добавляется блестящая мишура и «дождик», который всегда спутывается и выглядит неряшливыми серебряными волосами, закрывающими собой игрушки.

В 1983-м выходит хитовый мультфильм «Падал прошлогодний снег», в сюжете которого сварливая жена посылает глупого мужа в лес за елкой.

А. Татарский - «Падал прошлогодний снег», 1983
А. Татарский - «Падал прошлогодний снег», 1983

Ну и конечно же 1980-е визуально заполняет иллюстратор Владимир Зарубин, автор многочисленных новогодних открыток, заслуживающий звание «новогодний художник». В 80–90-е рисунки Владимира Ивановича всюду: на почтовых карточках, конвертах, подарочных упаковках, городских парковых декорациях. Спасибо Зарубину за наше счастливое детство.

Владимир Зарубин, почтовые карточки 1970-1980-х
Владимир Зарубин, почтовые карточки 1970-1980-х
Детский мир, Москва, фото: Владимир Федоренко, 1987
Детский мир, Москва, фото: Владимир Федоренко, 1987
Пожарная памятка ЛОГС ВДПО, художник: Ю.Пошлецов, 1983
Пожарная памятка ЛОГС ВДПО, художник: Ю.Пошлецов, 1983
Пожарная памятка ЛОГС ВДПО, 1983
Пожарная памятка ЛОГС ВДПО, 1983
фото: Борис Кавашкин, застолье в семье инженера Гуськова, 1971
фото: Борис Кавашкин, застолье в семье инженера Гуськова, 1971

Сегодня официальные зимние праздники проходят с 1 по 8 января. Все уже приучены пить шампанское, чокаясь бокалами в полночь, мешать в одной тарелке «шубу» с «оливье» и бранить заливную рыбу. А немецкая рождественская елка теперь добровольно стоит в каждом доме и уже привычно традиционно является главным символом праздника. Вот такая друзья сила транслируемой пропаганды.

Глава первая История появления елки в России
Глава вторая
История елки в СССР (1900-1950)