В первый день 2023 года Швеция стала в соответствии с ротацией председателем Совета Европейского Союза на следующие полгода. Чехия, предыдущий председатель, ставила перед собой амбициозные цели, но в силу различных причин не смогла с ними справиться. Поэтому Швеция на посту председателя получила в наследство те же проблемы, которые не были решены ее предшественницей: нарушение прав человека в Польше и Венгрии, переговоры о вступлении в ЕС Албании и Черногории застопорились на уровне дискуссии, а также огромный массив вопросов, связанных с Украиной, в том числе, — о сохранении европейского единства в ее поддержку.
Так случилось, что Швеция, как и Чехия, будет председательствовать в ЕС на фоне собственных внутренних проблем и противоречий. Причина — вынужденное сотрудничество шведского коалиционного правительства Ульфа Кристерссона с парламентской фракцией ультраправой партии «Шведские демократы», лидер которых Джимми Окессон категорически отвергает введение каких-либо санкций против Венгрии и Польши, а также выступает против членства в ЕС западнобалканских государств, не говоря о смягчении миграционных правил.
Понятно, что «Шведские демократы» не оставят в покое условно поддерживаемое ими правительство по вопросу смягчения миграционных правил на фоне увеличившегося количества преступлений в Швеции, что стало следствием деятельности на территории Королевства иностранных преступных кланов.
Под большим вопросом остается членство Швеции в НАТО из-за позиции Турции, утверждающей, что курдские террористы пользуются защитой Стокгольма, а выданных Анкаре лиц, подозреваемых в терроризме, Эрдогану явно недостаточно.
Все это свидетельствует в пользу провала грядущего шведского председательства, как это фактически случилось с предыдущим чешским.
Но правительство Швеции не собирается сдаваться и устами своего премьера Кристерссона заявляет о намерении добиться хотя бы частичного прогресса в решении экономических вопросов путем ослабления зависимости Европы от поставок сырья из Азии и поддержки производства электромобилей европейскими автопроизводителями.
Новому председателю предстоит нелегкая дискуссия с американцами по поводу их «экологических субсидий» для собственной промышленности в размере около 450 млрд. долларов, что уже ставит вопрос о конкурентоспособности европейских товаров.
Нельзя исключить, что сами партнеры по ЕС не будут создавать проблем своему новому председателю по вопросам обеспечения безопасности и укрепления собственной военной мощи, энергоснабжения и достижения автономии при поставках товаров из государств, не граничащих с Европейским Союзом. Дело в том, что по этим проблемам не существует единого мнения среди 27 государств ЕС, каждое из которых больше заботится о реализации своих собственных интересов. Шведскому правительству предстоит достичь компромисса во время многочисленных дискуссий в Еврокомиссии и Европарламенте.
Ворох собственных внутренних шведских и вдобавок «общих» проблем Евросоюза явно не способствует стабильности нынешнего правительства Швеции. Не исключено, что под их тяжестью хрупкая правящая коалиция может рухнуть, и тогда председательство в Совете ЕС Швеции будет омрачено сменой правительства, как это случилось с первым председательством Чехии в 2009 году.
Если откровенно, то лица в кресле председателя и флаги государств, под которыми произносятся пафосные речи о светлом будущем объединенной Европы, на самом деле ни к чему позитивному не приводят. Председательствующие меняются, а проблемы только преумножаются.
Материал подготовил Александр Черный