Найти тему
ЦЕГРА

Что должно быть в идеальной детской? Мнение дизайнеров и педагогов

Детская комната должна быть яркой и в то же время функциональной. В этом пространстве ребенку нужно играть, учиться, развиваться и отдыхать, поэтому родители часто сталкиваются со сложностями в том, как уместить все эти задачи в ограниченном пространстве. Эксперты рассказали CUD.NEWS («Центр Градостроительного Развития») о том, что должно быть в идеальной детской комнате.

Фото: rawpixel.com /freepik.com
Фото: rawpixel.com /freepik.com

Возможности для развития

Детская – это комната со своим функционалом, как и спальня, гардероб, кухня, постирочная. Детская должна быть достаточно большой чтоб вместить в себя несколько зон: поспать, поиграть, поучиться, рассказала руководитель студии дизайна, архитектор-дизайнер KPD.DESIGN Катерина Проскурина.

«Для всестороннего и гармоничного развития ребенка в детской комнате необходимо органично совместить: уютную спальню, яркую игровую, место для творчества и учебы, спортивный уголок. Еще комната должна «расти» вместе с ребенком, меняться не только «по росту», но и по задачам возраста. Также должны быть учтены пол, особенности характера ребенка, его способности и интересы», – соглашается и кандидат педагогических наук, психолог, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Анна Бояринцева.

Подходящая мебель

При обстановке детской, сходятся во мнении эксперты, важно учитывать личные данные малыша. В первую очередь, речь идет о росте ребенка.

«Желательно еще, чтоб в детской была мебель соразмерная с ростом малыша. Они любят домики, миниатюрные стульчики и столики. Но в этом случае вам придется менять мебель каждые 5 лет. Тинейджеры любят подвесные кресла. Вообще от качелей в детской без ума будет ребенок любого возраста», – отмечает Проскурина.

Детская должна быть функциональной и подходить потребностям ребенка конкретного возраста. Вся мебель и предметы находятся в зоне его доступа: полки такой высоты, чтобы ребенок достал сам, стул и стол по росту, согласна и педагог Монтессори-сада «Гнездо счастливых семей» Анна Цветкова.

«Для некоторых детских актуально наличие диванчика для отдыха няни, например. Со взрослением ребенка этот диванчик может использоваться для ночевок друзей или для второго ребенка. Для ночевок друзей (особенно актуально для девочек) обычно я рекомендую кровать со вторым выдвижным матрасом. Это также применимо, если у вас ребенок «летает» с кровати», – дополняет Проскурина.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Места для хранения

Как подчеркивает дизайнер Наталья Куковерова, в идеальной детской комнате должно быть место для игры, а значит порядок. Места хранения игрушек должны предполагать в том числе легкий доступ ребенка. По возможности вещи должны хранится там, где используются.

Для дошкольника в детской должны быть места хранения для игрушек: для лего, для мелких безделушек, для плюшевых товарищей, должен быть стеллаж с книжками, согласна и Проскурина.

Что касается чистоты, Цветкова считает полезным обустроить зону порядка: маленькую щетку для подметания, например, остатков бумаги, мусорный бак, салфетки.

Много творчества

Творчество играет едва ли не ключевую роль в развитии ребенка. Анна Цветкова уверена, что зона занятий должна вмещать в себя пластилин, краски, тесто, кинетический песок, раскраски, бумагу, карандаши, канцелярию. По словам педагога, чтобы помочь ребенку раскрыть его природный потенциал – лучше дать ему разнообразие занятий. Не тысячу машинок и медведей, а понемногу разного: уголок чтения: пуф, полка с книгами.

«Идеальная детская – это вдохновение! Пусть будет элемент, который позволит пошалить. К примеру подвесное кресло или качель. Также можно использовать оригинальную мебель или креативные постеры, или балдахин, или стильные дизайнерские светильники. Выбор затейливого элемента зависит от предпочтений ребенка», – дополняет Куковерова.

Обычно до семи лет достаточно кровати, комода и игровой зоны с небольшим столиком для творчества, уточняет кандидат Бояринцева.

«Для школьника же жизненно важно правильно обустроить рабочую зону – его письменный или компьютерный стол, удобное и безопасное для здоровья анатомическое кресло, полки или стеллажи для книг, учебных принадлежностей. В этот же период обычно дети определяются со своими увлечениями, и в комнате потребуется место для пианино или другого музыкального инструмента, мольберта с красками и кистями, боксерской груши или отдельной творческой мастерской со всеми необходимыми материалами и инструментами», – подчеркивает эксперт.

Также, дополняет Катерина Проскурина, сейчас очень распространены рабочие столы-трансформеры с регулируемой высотой столешницы, которая также превращается в мольберт, однако, по ее словам, не следует забывать и об индивидуальности.

«В моем детстве был мольберт. Я им не пользовалась, так как ходила в художественную школу, и мне там хватало мольберта. Потом к мольберту были прикручены линейки и получился кульман. Но и кульманом я не пользовалась, потому что за несколько лет все перешли на компьютерное черчение. Все индивидуально», – уточняет дизайнер.

Фото: Paige Cody /Unsplash
Фото: Paige Cody /Unsplash

Правильное деление на зоны

В общем, резюмирует Анна Цветкова, в идеале необходимо создать комнату, в которой малыш  сможет с интересом и разнообразно в своем возрасте функционировать, где есть разные зоны.

«Детская – это не только коробки с игрушками! Очевидно, нужна зона сна: кровать и комплекты белья любимых цветов ребенка, любимый ночник. Для активности:  ортопедические коврики, фитбол, балансир, кольца, мягкое покрытие. Игровая зона: коврик и сами игрушки, разделенные по категориям», – отмечает специалист.

Комнату необходимо правильно зонировать, соглашается и Куковерова. У окна стоит расположить рабочий стол. Во втором ряду – игровую зону. А вот шкафы, комод, стеллаж и кровать не требуют так много естественного света. Часто используемые предметы мебели должны быть удобными. То есть стоит уделить внимание выбору рабочего стула.

В раннем возрасте львиную долю пространства занимает игровая зона, дополнила Анна Бояринцева. А вот начиная с первого класса, игрушки уступают место серьезным учебникам и более взрослым увлечениям.

«Если ожидается появление младенца или ребенку только исполнилось 2-3 годика, много вещей ему просто не нужно. Основная часть традиционных предметов обстановки и принадлежностей для внешкольных кружков, спортивных занятий нужна к тому времени, когда он пойдет в школу. Если в семье двое или больше детей, то над дизайном и обустройством детской придется серьезно поработать. Каждому ребенку необходимо выделить собственное пространство для отдыха, игр и учебы», – отмечает педагог.

Возможность самовыражения

Нередко родители обустраивают детское пространство на свой вкус, но это большая ошибка, предостерегает Бояринцева. Как только ребенок осознает себя, у него появляются собственные увлечения, цветовые предпочтения.

«У подростков неприятие каких-либо вещей может принимать совершенно гротескные формы. Именно поэтому мнением чада стоит поинтересоваться и учесть», – уверена эксперт.

Автор: Маргарита Разгуляева

© «Центр Градостроительного Развития» (CUD.NEWS)