Датами проведения операции стали дни 5 - 15 января 1942 года.
Перед десантом ставились задачи: захватить город Евпатория, порт и аэродром, уничтожить немецкий гарнизон, предателей и изменников Родины, установить порядок и организовать оборону города до подхода РККА.
Этот плацдарм был необходим для наступления на Симферополь и в направлении Джанкой, Перекоп, Чонгар;
Командование операцией возлагалось на капитана 2-го ранга Н.В. Буслаев и военкома полкового комиссара А.С. Бойко. Командование десантом возлагалось на капитана К.Г. Бузинов и военкома батальонного комиссара М.Г. Палей.
Командованием и Военным советом Черноморского флота планировалось задействовать в качестве средств десантирования и поддержки тральщик «Взрыватель», сторожевые катера МО №№ 041, 081, 062, 102; торпедные катера №№ 91, 101, 111, 121, 53, десантников - 540 чел. Впоследствии торпедные катера заменили тремя МО и увеличили численность десанта до 700 чел.
При этом, необходимо отметить, что командующий флотом Ф.С. Октябрьский изначально был против проведения операции, о чём свидетельствуют записи его дневника: "Крымский фронт и его «энергичный» командующий требуют от флота того, что флот не может… Но Козлов неумолим, требует высадки десанта в Евпатории, так как собирается в январе переходить в решительное наступление на Старый Крым, Симферополь. Приказ есть приказ."
На вооружение сил поддержки и десанта находились: 4 пушки 45-мм, миномёты, подрывное имущество, винтовки Мосина образца 1891/1930 гг., гранаты, пулемёты Дегтярёва.
По плану предполагалось следующее: "Выход из ГБ в 02.00 ...01.42 г. Маршрут перехода согласно прилагаемой кальке.
При наличии противодействия с берега, не снижая стремительности прорыва к месту высадки всех кораблей и их постановке по диспозиции, подавить огневые точки и живую силу противника всеми наличными средствами — артиллерией и пулеметами всех калибров и систем, а в последующем и гранатами.
Разведгруппа НКВД в составе 5 человек высаживается заблаговременно, устанавливает связь с местной агентурой и перед высадкой десанта уничтожает проводную и по возможности радиосвязь. После высадки десанта на пристань группа является к командиру десанта с докладом о составе и расположении сил противника.
По окончании высадки кораблям находиться на своих местах по диспозиции или выполнять задачи по обстановке — маневрировать в районе порта и по требованию командира десанта подавлять огнем узлы сопротивления противника в городе и на подъездных дорогах, одновременно в течение всей операции прикрывать десант с воздуха.
По завершении операции командир десанта организует оборону города и выполняет функции начальника гарнизона.
Командующему десантной операцией заранее назначить один из катеров МО, возложив на него функции ОХРа на ближайший период.
Возвращение кораблей в ГБ — по завершении операции по моему приказанию."
Ввиду нехватки личного состава на передовой, командование Севастопольского оборонительного района включило в состав десанта отряд разведотдела Черноморского флота, отряд особого назначения НКВД, взвод саперов Отдельной Приморской армии, других военнослужащих (не задействованных на передовой) и гражданских лиц.
Костяком десантного отряда был отдельный батальон морской пехоты. Он не получил номера и по всем документам проходил как "отдельный" или "особый". Включенные в его состав военнослужащие формально находились в частях своей постоянной приписки. Командовать батальоном назначили капитана К.Г. Бузинова.
Такая спешка в комплектовании привела к тому, что среди морских пехотинцев батальона оказались люди совершенно разных воинских специальностей: зенитчики, служба наблюдения и связи, бойцы военно-инженерных подразделений, артдивизион, гражданские лица. Они не имели специальной десантной подготовки, а некоторые из них не умели обращаться с оружием. Примечательно, что 42 младших командиров и бойцов батальона были направлены в его состав по приговору военного трибунала Черноморского флота.
Воздушная разведка в районе проведения операции не позволила выявить все особенности обороны противника. Своей агентуры из местных жителей РККА, флот и НКВД не имели.
Операция разрабатывалась в режиме строгой секретности и первоначально развивалась согласно плану. В 02.41 5 января корабли подошли к точке развертывания и по сигналу с флагмана устремились к заранее намеченным пунктам высадки десанта. Уже через 10 минут стартовал первый штурмовой отряд десантников. Сначала противник не оказывал ни малейшего сопротивления. Четыре морских охотника одновременно ошвартовались у Хлебной и Товарной пристаней, разгрузились, также беспрепятственно отошли и заняли позиции на рейде. Следом к причалам подошла еще пара охотников. Они зажгли сигнальные огни, обозначив створы для подхода и швартовки тральщика и буксира. Седьмой катер все это время находился у входа в порт, координируя по рации действия кораблей и подразделений десанта.
Внезапно противник обнаружил десант и повёл сильный артиллерийский и пулемётный огонь по акватории порта. Завязался артиллерийский бой. В первые же его минуты от взрыва снаряда погиб командующий операцией капитан 2-го ранга Н.В. Буслаев. Командование принял на себя военком полковой комиссар А.С. Бойко.
Закончив высадку, суда вернулись в места базирования. На берегу же разгорелся жестокий бой.
Взвод лейтенанта Г.К. Пронина в условиях жестокого обстрела продвигался по набережной. Взвод лейтенанта Я.Ф. Шустова взял под контроль район Старого Города и освободил в районе мясокомбината около 300 советских военнопленных. Примерно к 10 часам 5 января старый город был практически освобожден. Штаб десанта расположился во взятой с боем гостинице "Крым".
Отсутствие разведданных и неправильная оценка мобильности противника привела к тому, что в районе высадки десанта враг сумел быстро сосредоточить крупные силы. С 09.25 начались массированные авианалёты на город (их было сделано около 40). Ударам авиации подвергались корабли с десантом и причалы, что сделало невозможной поддержку десантников с моря.
В город вошли силы следовавший в Феодосию 105-го пехотного полка 72-й дивизии, разведывательного батальона 22-й дивизии, 70-го саперного батальона, ряда вспомогательных частей. Немцы поймали разбежавшихся ранее румынских артиллеристов и поставили их к орудиям. Их превосходство над десантом оказалось почти пятикратным.
Дожимая десантников, противник столкнулся с упорным сопротивлением и героизмом советских людей. Защитники гостиницы "Крым" и Евпаторийского маяка погибли в бою. Флагман отряда кораблей десанта тральщик "Взрыватель", был выброшен штормом на берег и его экипаж вел огонь по танкам до последнего патрона. Раненые моряки подорвали себя гранатами, но не сдались в плен.
На помощь первой волне десанта 5 января решили направить вторую волну в составе батальона под командованием майора Н.Н. Тарана (около 700 человек), эсминца "Смышленый" и тральщика ТЩ-27. Командовать операцией должен был капитан 2-го ранга И.Е. Абрамов.
При приближении к месту высадки эсминец "Смышленый" был обстрелян с берега танками, получил повреждения и был вынужден вернуться обратно. Капитан 2-го ранга И.Е. Абрамов самоустранился от командования и не позволил командиру тральщика ТЩ-27 дойти до места выброски десанта.
Попытки эсминца "Смышленый" высадить десант в условиях артиллерийского боя с противником наблюдали те 60 человек, кто сражался на берегу в Мамайских каменоломнях под командованием капитана К.Г. Бузинова. Но их надежды оказались тщетны.
К утру 6 января всё было кончено...
Корабли с десантами, пытавшиеся прорваться к берегу в районе Евпатории 6 и 7 января встречали сильный артиллерийский огонь противника и были вынуждены вернуться обратно.
Командование Черноморским флотом не знало истинной судьбы десанта, оставшегося на берегу. Для выяснения ситуации в район высадки посылалось несколько разведгрупп, которые в своих донесениях указывали вероятную гибель десанта.
Одной из таких групп оказалась группа из 12 человек под командованием батальонного комиссара У.А. Латышева, высаженная 7 января с подводной лодки "М-33". Ей предписывалось, обогнув с севера оз. Мойнаки, выйти на окраину Евпатории и, установив контакт с местными жителями, выявить место расположения и состояние десанта. Планировалось, что "М-33" будет ожидать разведчиков в месте высадки с 9 по 12 января в промежутке 01–02 часов ночи. Высадка и посадка на лодку проводилась с резиновых шлюпок.
Однако всё пошло не так, как планировалось изначально. Первая радиограмма разведчиков от 14.00 8 января сообщала, что в ходе высадки в море унесло две шлюпки с 6 бойцами.
Выстрелы на восточной окраине города, которые изначально были приняты разведчиками за звуки боя, оказались стрельбой немцев, добивавших раненых и пленных красноармейцев. Установив это, 9 января разведчики получили приказ на эвакуацию.
Обстоятельства гибели группы неизвестны до сих пор. В разных источниках указываются и разные даты гибели группы: 10, 11 и 14 января.
Необходимо отметить, что некоторым из десантников удастся выжить. Впоследствии они станут подпольщиками или партизанами. Часть десантников попадёт в плен и будет расстреляна (Я. Ф. Сиказан, Г. Сиротенко и Д. Парафилов выживут после расстрела).
Итогами операции стали:
1) Гибель десанта и поддерживающих его с моря сил;
2) Карательные акции по уничтожению около 6 тысяч местных жителей по подозрению в сотрудничестве с Советской властью;
3) Отвлечение вражеских войск из-под Симферополя и Севастополя;
Что же стало с основными героями нашей публикации?
Капитан 2-го ранга Буслаев Николай Васильевич, 1903 г.р. погибнет в бою 5 января 1942 года.
Полковой комиссар Бойко Андрей Савельевич, 1904 г.р. погибнет в бою 6 января 1942 года.
Капитан Бузинов Константин Григорьевич, 1908 г.р. пропал без вести 5 января 1942 года.
Батальонный комиссар Палей Моисей Григорьевич, 1908 г.р. погибнет в бою 5 января 1942 года.
Лейтенант Пронин Георгий Кондратьевич (Кондратович), 1900 г.р. погибнет в бою 5 января 1942 года.
Лейтенант Шустов Яков Федорович, 1917 г.р. погибнет в бою 5 января 1942 года.
Майор Таран Николай Николаевич, 1907 г.р. Останется жив. В июле 1942 года, после сдачи Севастополя, вместе со своими бойцами попал в плен. Содержался в Николаевском "Шталаге-364", в концлагере №17 Тимишоара (Timişoara), а также в Лагере военнопленных №1 Слобозия или Слободзея (Slobozia), уезд Яломица, на юго-востоке Румынии. В декабре 1942 года он и несколько командиров Черноморского флота (Тухов, Запорожченко, Галькевич) совершили побег из концлагеря Тимишоара, но через полтора месяца были пойманы и отправлены в лагерь Слобозия в Румынии. Следующий побег в том же составе был совершен из Лагеря военнопленных Слобозия в конце 1943 года. Он оказался удачным. Н.Н. Таран выбрался из Румынии на территорию расположения советских войск 28 ноября 1943 года. После проверки вернулся на Черноморский флот. В мае 1944 года уже подполковник Таран Н.Н. был назначен комендантом г. Севастополя. В августе 1944 года он был назначен офицером по боевой подготовке береговой обороны Севастопольской военно-морской базы.
Батальонный комиссар У.А. Латышев погибнет в бою.
Подписывайтесь на наш канал и оставляйте свои комментарии.