Найти в Дзене

КАК СОЗДАТЬ НАСТОЯЩЕГО ЗЛОДЕЯ?!

Знаете, что меня нервирует? То, что в современных сферах литературы, кинематографа и индустрии видеоигр нет настоящих злодеев. Что я под этим имею в виду? - постараюсь пояснить. За последние лет тридцать (а то и больше) писатели и сценаристы стали делать упор на так называемое "мотивированное зло" - большинство современных злодеев имеют чётко понятные цели и намерения (страдают разве что их методы), а зачастую у них есть слезливая бэкстори, которая мотивирует их антисоциальное поведение. Кого-то предал их учитель, кого-то ввёл в заблуждение могущественный коррумпированный правитель, у кого-то было сложное и противоречивое детство, кто-то потерял свою любовь, кто-то просто борется за высшие идеалы, но не знает меры в своих средствах. В итоге мы имеем дело не со злом, а с обычными заблудшими овцами, с которыми, по сути, нужно не боротся, а отправлять их поголовно к психотерапевту.

И на самом деле такой подход имеет свой вес. Во-первых, как ты ни крути, а читатели или зрители хотят не только следить за эскападами злодеев, но и понимать их мотивы, то, что ими движет. Так что писатели и сценаристы лезут из кожи вон, дабы объяснить, почему злодеям пришло в голову устраивать геноциды, взрывать планеты и безжалостно охотиться за главными героями. Во-вторых, описание злодеев с понятными причинами их действий носит своеобразный просветительский характер. Так авторы многочисленных произведений демонстрируют своим поклонникам, какие поступки и какие суждения могут превратить их и их детей в злодеев. В-третьих, как ты ни крути, а зачастую злодеи интересны читателям, зрителям и геймерам даже больше чем главные герои. Почему? В основном по той самой причине, что они игнорируют все те табу и ограничения, что на себя, по тем или иным причинам, накладывает современный человек. Мы, как люди цивилизованные и высокоразвитые, окружили себя законами и правилами, которые не позволяют нам откатиться обратно в эру жестокости и варварства. Однако зачастую человеческому существу хочется посмотреть, как же будет выглядеть его жизнь, если все эти ограничения не будут касаться лично его. И тут на выручку приходят вымышленные злодеи, которые находятся вне системы человеческих ценностей и дают читателю, зрителю или геймеру шанс прочувствовать на себе абсолютную и безграничную свободу действий. В четвёртых, зла и правда по сути не существует, и здесь я говорю не только об относительности таких понятий как "добро" и "зло" (о закостенелости этой системы мы с вами поговорим как-нибудь в следующий раз). Дело в том, что да - все наши поступки и решения обуславливаются нашим опытом в детстве. Если тот или иной человек внезапно решает встать на путь серийного убийцы, а заодно промышлять регулярным каннибализмом, то это не из-за того, что он был таким рождён - всё дело в какой-то детской травме, которая была спровоцирована либо его родителями, либо его дружеским окружением. На эту тему написано уже великое множество работ по психологии, так что я не буду здесь особенно распространяться - но да: зло зачастую является последствием чьих-то действий, которые чрезвычайно негативно сказываются на разуме ребёнка и в итоге сподвигают его на антисоциальные поступки.

Но! Я хотел бы видеть в современной культуре не это - я бы хотел увидеть злодея, который был бы таковым без всех этих условностей. Я бы хотел увидеть абсолютное зло, которое нельзя оправдать ни убеждениями, ни травмами детства, ни внешней средой, ни какой-либо социальной несправедливостью. Человека, который бы убивал, порабощал, насиловал, запутывал и занимался разбоем не из каких-то убеждений или заблуждений, а просто ради удовольствия. Таким образом мне и пришла в голову идея включить в «Эру Отверженных» персонажа по имени Артос Примм - злодея, который не вызывает ни сочувствия, ни понимания.

Артос Примм - человек, у которого не было трудного детства, получил поддержку родителей, но не был избалован, никогда не имел проблем со сверстниками и был окружен друзьями, получил лучшее образование и сам построил свою карьеру. У него есть всё: деньги, связи с крупнейшими политиками и влиятельными лицами ВМО, безграничные возможности, но при этом он знает цену труду. Однако, даже не смотря на всё вышеперечисленное, он воплощает собой зло и, что самое главное, он сам прекрасно это понимает: он держит сеть детских публичных домов, где совершаются самые настоящие зверства, он активно участвует в контрабанде наркотиков и не гнушается насильно подсаживать на них детей и подростков, он не стесняется убивать ради своих целей и ради удовольствия, и он делает всё это не ради выгоды, а просто потому что ему это нравится. Он получает искренний кайф от страданий человека и намеренно идёт против базовой человеческой морали. Кто-то может назвать его безумцем, но любой психиатр, после беседы с ним, даже не заподозрит в нём воплощение настоящего зла. Я намерено описывал Артоса Примма так, чтобы он не вызывал ничего кроме омерзения и ненависти. Я хотел, чтобы читатель не сопереживал этому злодею, но ненавидел его, желал его смерти, причем максимально мучительной. И я считаю, что именно так должен выглядеть настоящий злодей. Максимально гипертрофированное зло, которому нет объяснения или искупления.

Ну, и, конечно, нельзя забывать о какой-либо отличительной и выразительной черте - каком-то элементе внешнего вида, который сформирует в голове читателя образ злодея и запечатлеет его там на веки вечные. Работая над образом Артоса Примма, мне почему-то пришли в голову золотые зубы, которые очень часто ассоциируются у жителей России с продавцами на рынках одежды. Однако, в своё время, я прочитал статью в одной из региональных газет о каком-то серийном насильнике, который как раз был сомнительным обладателем целого набора золотых зубов. И эта идея показалась мне воистину ужасающей: загнанная жертва вырывается из его мёртвой хватки, в то время как перед ней маячит его мерзкая и неестественная золотая улыбка. Если это не основа для ночных кошмаров, то я уж не знаю что…

Зло - вещь, несомненно, относительная, но если вы тоже хотите создать в своей книге идеальное его воплощение, то не стоит следовать правилам. Не надо вызывать у читателя понимание и сочувствие - наоборот, заставьте его ненавидеть своего злодея. Именно этого я и постарался добиться при создании Артоса Примма - человека, которому даже я желаю смерти.

Книгу "Сквозь Бесконечность, акт 1: Эра Отверженных" можно приобрести здесь:
Лабиринт:
https://www.labirint.ru/books/876888/
Читай-город:
https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/2929269/
"Буквоед":
https://www.bookvoed.ru/book?id=13565112

Читайте мои книги на Целлюлозе:
https://zelluloza.ru/search/details/120365/

#фантастика #космическаяфантастика #научнаяфантастика #нф #литература #книги #николайчувиков