Если не учитывать период палеолитических поселений, то городу Варне насчитывается полторы тысячи лет. Начиная с древнегреческого Одессоса и по сию пору — история города не прерывалась. То есть заселенным это место было всегда и именно в статусе города. Климат и географическое положение просто обязывало здесь жить, держать укрепления и флот.
Отсюда и обилие разных достопримечательностей — такой коричневый указатель присутствует почти на каждом перекрестке.
О том, что здесь был город с названием Одесос, сразу напоминает этот отель на выходе из Приморского парка или Морска градина.
В сериале "Рим", во всех разговорах о провинции Македония, упоминается Одесос, как столица региона.
И сразу перейдем к тому, что осталось от древних греков с их Одессосом, римлян с Дионисииполем и византийской Варной.
По дороге с вокзала в парк можно посмотреть на остатки римских бань — терм. На щите написано "Малые (Южные) термы города Одессос. III-VI в."
Выглядят остатки античных бань везде почти одинаково, поэтому сильно рассматривать их не стал. Подобные были и в Софии, и к тому же детском центре Музейко был объяснен принцип их постройки.
В самом центре под стеклом обнаруживается еще один древний экспонат.
Под прозрачным куполом оказывается часть улицы римского Одессоса с каналом и шахтой канализации, созданными во II-III веках и реконструированными в IV-V веках.
Варна очень красивый город, но в основном конечно с архитектурой XIX-XX веков.
Но иногда встречаются и здания более старые.
Вот церковь Николая Чудотворца хоть и выглядит древней — построена тоже в середине XIX века.
И мозаика на входе почему-то с Богородицей.
Чаще всего этого святого по-болгарски называют "Свети Никола", но в этой православной церкви — именно "Свети Николай Чудотворец". Видимо потому что церковь построена на деньги русского купца.
Ну и самого Святого Николая я тоже нашел.
Рядом же с церковью мое внимание привлекла эта табличка. "Часть северной позднеантичной стены Одессоса (V-VI века).
Я долго крутил головой в поисках стены. И совершенно случайно заметил остатки стены внизу. Памятник конечно интересный, но что-то слишком плохо он сохранился для стены.
Теперь от поздней античности перейдем к средним векам. Царь Калоян — изображен в виде типичного славянского витязя. Действовал он на территории Болгарии на стыке XII и XIII веков.
Барельефы на постаменте расссказывают о деяниях царя.
Это битва с крестоносцами, где болгары и половцы применила типичный прием кочевников — мнимое бегство для растягивания и утомления наступающей рыцарской конницы.
А это уже война с Византией, в результате которой Болгария получила независимость от Византии.
Несмотря на вполне христианское оформление памятника, христианство царя по легенде под вопросом.
Одним из его подвигов было взятие Варны штурмом в 1201 и закапывания пленных византийцев живыми в землю. И после этого ему в Варне памятник ставят.
Да и война с владельцами единственного в этом регионе медиаресурса — Православной церковью Констатинополя во главе со Вселенским Патриархом — привела к тому, что по легенде царь Калоян был убит Святым Дмитрием Солунским. Чудо о погибели царя Калояна - если коротко, то пробрался в лагерь и пронзил копьем.
Главный храм Варны — Успенский собор. Или полнее — Успения Пресятой Богородицы. Так как собор главный — то он по-болгарски "Катедрален собор Успение Богородично"
Удивительным образом здесь тоже не обошлось без русских. Во время Временного русского управления императорский комиссар Князь Александр Дондуков-Корсаков был разочарован состоянием старой варненской церкви Святого Архангела Михаила и выделил деньги на строительство нового большого собора. И в 1879 году в этом новом соборе отслужили первый молебен.
Пара встреченных героев борьбы за независимость от Османской империи и болгарских революционеров.
Стефан Караджа — гайдукский воевода.
Ташко Костов — участник Македонско-Одринского ополчения и революционер. Интересно, что по-английски это ополчение именуется Македонско-Адрианопольским, а набиралось оно на территории Македонии и Фракии — получается из земляков Александра Македонского и Спартака.
Царь Борис III Объединитель — популярный в Болгарии персонаж, хоть и сотрудничал с Гитлером, но теперь конечно говорят, что вынужденно и ограниченно.
Ну и последняя фотография с вполне современным творчеством — граффити. Но с историей эту картину связывает изображенный персонаж — Хан Аспарух, правитель Булгар или Болгарской орды в конце VII века. То есть язык теперь у болгар славянский, сами болгары теперь славяне, а самоназвание у них тюркское. Но название, наверное, это последнее, что у них осталось от орды. Остальные тюркские слова в современном болгарском языке — от Османской империи.