Найти тему
Спорт-Экспресс

«Неуютно от политических вопросов». Что говорила сменившая Россию на Швейцарию шахматистка Костенюк

Из интервью 15-летней давности.

Александра Костенюк. Фото Александра Федорова, архив «СЭ»
Александра Костенюк. Фото Александра Федорова, архив «СЭ»

3 января стало известно о том, что экс-чемпионка мира по шахматам, россиянка Александра Костенюк, с 2024 года будет выступать в международных соревнованиях за Швейцарию. А 15 лет назад она давала большое интервью «СЭ» в рамках рубрики «Разговор по пятницам». И рассказала о том, чем ее бесят политические вопросы, что ее выводит из себя во время турниров и какие медали ей дороже всего.

- За последнее время вы дали сотню интервью. Самый дурацкий вопрос, который слышали?

- «Когда научилась играть в шахматы?» Я считаю, если человек идет брать интервью, он может хоть чуть-чуть подготовиться.

- Мы долго готовились к встрече. И спрашивать об этом не станем.

- Вот и славно. Тем более везде написано, что я начала играть в пять лет. Когда слышу этот вопрос в очередной раз, думаю про себя: «Ох!..»

- А какой вопрос особенно озадачил?

- После чемпионата мира давала интервью, и вдруг журналист начал сыпать политическими вопросами. Почему-то сразу пропало желание разговаривать. Поняла: у человека что-то свое на уме, что бы я ни сказала, он перевернет эти слова, напишет на свой лад. Мне не нравится любой вопрос, касающийся политики. Становится неуютно.

- Однажды ваш добрый знакомый Станислав Говорухин отказался играть против Виктора Корчного - потому что тот прилюдно оскорбил Бобби Фишера. У вас есть люди, с которыми никогда не сядете играть?

- Нет. К тому же сейчас такое запрещено правилами ФИДЕ: попробуй отказаться играть, пожать руку... Если считаешь, что кто-то неправильно себя повел, - лучше всего сядь и обыграй его. Хоть это правило не для меня.

- Почему?

- Если человек чем-то не нравится - я плохо против него играю. Накручиваю себя, нехорошие мысли мешают. Я не тот, кому нужно разозлиться, чтобы победить. Наоборот, должна быть спокойна внутри.

Александра Костенюк. Фото Этери Кублашвили
Александра Костенюк. Фото Этери Кублашвили

- Вы сказали: «не пожать руку». Был ведь случай с Карповым.

- Карпов мне не пожал, когда проиграл. Но если не пожимают после партии - это ерунда, не обращаешь внимания. В пылу борьбы человек, бывает, расстроен настолько, что ничего вокруг не видит. Главное - соблюсти ритуал перед первым ходом. Недавно был большой скандал на турнире в Вейк-ан-Зее: Чепаринов не подал руки Шорту. Вот после этого эпизода ФИДЕ внесла поправку в правила: рукопожатие до партии обязательно.

- Вас может вывести из себя любая мелочь?

- Меня очень легко вывести из себя! Я такая взрывная! Одна фраза способна всерьез испортить настроение. Стараюсь работать над собой, но переломить характер сложно.

- Последняя ерунда, которая вывела из себя?

- В Пекине на Всемирных интеллектуальных играх меня одолевали вопросами, почему на турнир не приехала мужская сборная. Пыталась объяснить снова и снова, но под конец вопросы стали выводить из себя. Люди даже замечали: «Как-то вы очень нервно воспринимаете...» Конечно, нервно!

- Вы принесли в редакцию две медали. Одну мы признали - с чемпионата мира...

- Да. А вторая - пекинская, выиграла Всемирные интеллектуальные игры.

- Первая медаль вам дороже?

- Немножко.

- Не интересовались, в них есть хоть грамм золота?

- Понятия не имею. Можете подержать, обе тяжелые. Позолота, наверное.

Александра Костенюк. Фото Александра Вильфа, архив «СЭ»
Александра Костенюк. Фото Александра Вильфа, архив «СЭ»

- Зато корона чемпионки мира - далеко не позолота.

- Да, говорят, очень дорогая. 46 бриллиантов, то ли три, то ли четыре сапфира...

- Такую корону надо сразу определять в банковскую ячейку.

- Пока не отдала. Мне ж дома на нее налюбоваться надо! Я корону не оцениваю в рублях, бриллианты на ней не считаю. Хоть муж, как и вы, говорит, что желательно положить в сейф.

- Большое было опустошение после чемпионата мира?

- Усталость... До сих пор не восстановилась. Я тут встала на весы - 49 килограммов!

- После 55?

- 55 весила семь лет назад. Последнее время нормой были 52. Сегодня утром папа взглянул на меня, потом говорит: «Саша, когда же будешь отдыхать? Играть за сборную России - это здорово, но о себе-то подумать надо».

- Что ответили?

- Сказала, что впереди Всемирная шахматная олимпиада. Пожалуй, самый трудный из всех шахматных турниров. На днях прочитала интервью Рублевского, помощника Крамника. Поразил один момент.

- Какой?

- По словам Рублевского, Олимпиада отнимает несколько лет жизни. Даже при условии, что удачно складывается. Перегрузки. Говорит: «Мне это больше даром не надо. В сборную не берут, и слава богу..»

- Вы уже играли на Олимпиадах?

- Три раза. И с Рублевским согласна. Там много сил уходит на переживания не за себя, а за команду. От нее ведь многое зависит.

- Будь ваша воля - не подходили бы к шахматам долго-долго?

- Если б не Олимпиада, на месяц уехала бы отдыхать. Но пока об отпуске даже не позволяю себе думать. Надо дотянуть до декабря.

Александра Костенюк. Фото Александра Вильфа, архив «СЭ»
Александра Костенюк. Фото Александра Вильфа, архив «СЭ»

- В одном интервью вы сказали - «Через пять лет брошу играть».

- Все возможно. Для меня теперь самое главное - дочка, которой полтора года. У меня перед ней чувство огромного стыда. Еду на турнир, а мысль одна: когда вернусь домой?

Трудно заглянуть на пять лет вперед. Могу сказать, что моя жизнь так или иначе будет связана с шахматами. Есть проекты по развитию детских шахмат. Люди часто жалуются, что шахматы не популярны, сами шахматисты незаслуженно забыты.

- Не согласны?

- Согласна! Просто предпочитаю жалобам действие. Сейчас удачно играю, после родов быстро вернулась на высокий уровень.

- Чувствуете, что играете все сильнее и сильнее?

- Вот такого нет. Я стала гораздо спокойнее относиться и к победам, и к неудачам.