Найти в Дзене
Варвара пишет

«Cтройки на костях»: как в СССР появилось слово «зэк»

Строитель – опасная профессия, требующая немалой сноровки, профессионализма и аккуратности. Сколько опасностей поджидает строителя во время работы: действия на огромной высоте, где неосторожный шаг приравнивается к смерти; опасные инструменты, которые запросто распиливают дерево и металл, и страшно представить, что они могут сделать с человеческой костью. Быть строителем, значит ежедневно подвергать себя опасности.

В 2022 году во время строительства восьми стадионов для чемпионата мира в Катаре по последним данным погибло около четырех тысяч рабочих-мигрантов. Отсюда вопрос: стоит ли постройка человеческих жертв?

И это не единственный подобный случай. В истории человечества известны и другие случаи, когда сооружение было выстроено буквально на поте и крови. Это топ самых смертоносных построек в истории.

Строительство Панамского канала реализовывалось с 1880 по 1914 года. Тридцать четыре года потрачено на проект, решающий много экономических проблем. Судоходный канал соединяет Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном. За весьма продолжительное время стройки зафиксировано 30609 смертей.

-2

Строительством руководила Франция, и руководство фиксировало только те смертельные случаи, которые доходили до больниц. На самом деле, строительство унесло намного больше человеческих жизней. Основная причина многочисленных смертей – лихорадка и малярия. Малярийный комар безжалостно избавлялся от одного мужчины за другим.

-3

В 1904 году роль руководителя переходит в руки США. Учтя опыт Франции, американцы прежде, чем возобновить работу, обработали всю территорию маслом. На обработку ушло 600 литров масла. Оно убивало не только личинки комаров, но и все живое в радиусе 60 метров. Количество смертей значительно поубавилось, но переходило отметку в пять тысяч погибших. Всего 350 белых погибло за время строительства Панамского канала.

Следующий судоходный канал-убийца находится в России. Знаменитый Беломорско-Балтийский канал считался одним из главных достижений эпохи Советского Союза.

-4

Однако, число жертв Беломорканала измеряется десятками тысяч. За помпезностью истории канала стоят десятки тысяч заключенных, вынужденных работать в зверских условиях. На строительство выделилась одна пятилетка (1928-1932 гг.).

-5

Советская экономика переживала не лучшие времена, и Сталин решил отделаться «малой кровью». Никакой техники и специализированного оборудования, только тяжелый ручной труд и дешевые инструменты и материалы.

-6

На рабочую силу средств не было, поэтому к работе подключили заключенных из лагерей. Нечеловеческое отношение к заключенным прятали за маской «перевоспитания физическим трудом». Тогда появилось слово «зэк», означающее «заключенные каналоармейцы». В день «зэку» полагалось 500 грамм хлеба и баланда из морских водорослей.

-7

Для поддержания рабочего настроя на берегу играл оркестр. Не все могли выжить в подобных условиях. Стройка Беломорканала забрала жизни 12000 человек.

Тайско-Бирманская железная дорога известна местным, как «Долина смерти».

-8

Руководителем стройки была Япония. Железная дорога, протяженностью 415 километров, стала вынужденной мерой в ходе Второй мировой войны. С ее помощью переброс войск и провианта в Бирму становился доступнее и быстрее. Сто тысяч местных жителей погибли во время строительства, и баснословному количеству смертей прибавьте еще 60 тыс. военнопленных, используемых в качестве рабов.

-9

Многие умирали от голодной смерти, другие подвергались жестокому обращению со стороны руководства и не выдерживали. Один из мостов, который возвели в процессе, был раскритикован за недостаточно точное описание условий, которые были во время строительства. Ведь условия там были намного-намного хуже, чем описано в книге «Мост через реку Квай».

На этом все! Спасибо, что дочитали, не забывайте подписываться на канал и ставить лайки ;) До новых встреч!