Найти тему

ПОЛЬСКОЕ КИНО СЕГОДНЯ

Оглавление

Сложилось мнение, что польское кино сегодня переживает свой лучший период, начиная с 1989 года. Даже если к похвалам, сыплющимся в адрес польского кино последних лет, стоило бы добавить критические замечания, все равно получится так, что так хорошо, как сейчас, с ним давно не было. Интересен тот факт, что самый яркие и запоминающиеся произведения (которые, к слову, выигрывают главные польские киносмотры) делают молодые авторы. Сегодня мы немного окунемся в мир польского кинематографа и разберемся что к чему.

С КОЛЕН НА НОГИ: ПОЛЬСКОЕ КИНО ПРИХОДИТ В НОРМУ

Молодые польские кинематографисты заканчивали разные школы, у них свои особенности в съемки, своя аудитория, у них разные интересы, темперамент и эстетика, но кое-что их все-таки объединяет: после 1989-х годов в польском кино доминирует психологический «малый реализм». Фильмы, которые снимались в рамках этой эстетики, предусматривали близкое, интимное столкновение с героем, пренебрегали сложными повествовательными структурами, эффектным использованием изображения и звука. Представителей этого направления мало интересовала сама кинематографическая форма — они относились к ней как к чему-то прозрачному, само собой разумеющемуся. Что касается периода до 1989 года, а точнее если брать, 1970-1980-е года, то здесь все совершенно иначе. Для них форма — не что-то очевидное, а пространство и поле для экспериментов. Молодые режиссеры концентрируются на изображении. Отходя от реализма, они часто обращаются к жанровому кино в фантастическим и онейрическим мотивам (онейризм — состояние бессознательного человека, который видит сновидения, галлюцинации, грезы).

Особенно отличились в малом психологическом реализме Томаш ВАСИЛЕВСКИЙ и Петр ДОМАЛЕВСКИЙ. У первого этот стиль сочетается с утонченным чувством кадра, его работы часто сравнивают с европейскими режиссерами. Его фильм «Плавающие небоскребы» (2013) набрал много шума и считается одной из самых удачных работ автора. Это история молодого мужчины, живущего в неудачном браке. Вся его жизнь меняется на тренировке в бассейне, когда он встречает свою судьбу.

Кадр из фильма «Плавающие небоскребы»
Кадр из фильма «Плавающие небоскребы»

В «Тихой ночи» Домалевского представлен мир, которого не очень-то коснулось польское экономическое чудо. Молодой режиссер приглашает зрителя в польскую провинцию, в среду малообразованного «среднего класса», который пытается вырваться из безнадеги и построить жизнь заново.

ДЕСЯТЬ САМЫХ ВАЖНЫХ ПОЛЬСКИХ ФИЛЬМОВ

Дисклеймер: рейтинг данных фильмов был взят из журнала «Экраны»

1. «День психа» (2002). Марк КОТЕРСКИЙ

2. «Последняя семья» (2016). Ян МАТУШИНСКИЙ

3. «Плохой дом» (2009). Войчех СМАЖОВСКИЙ

4. «Свадьба» (2004). Войчех СМАЖОВСКИЙ

5. «Ида» (2013). Павел ПАВЛИКОВСКИЙ

6. «Польско-русская война» (2009). Ксаверы ЖУЛАВСКИЙ

7. «Роза» (2011). Войчех СМАЖОВСКИЙ

8. «Боги» (2014). Лукаш ПАЛКОВСКИ

9. «Тело» (2015). Малгожата ШУМОВСКАЯ

10. «Площадь Спасителя» (2006). Ионна Кос-КРАУЗЕ и Кшиштоф КРАУЗЕ

ЗА КЕМ СТОИТ СЛЕДИТЬ В ПОЛЬСОКОМ КИНО

Сегодня мы поговорим про двух замечательных режиссеров, их фильмы уже номинируют на кинофестивалях. Это люди, которые сыграли огромную роль в польском кинематографе.

Ягода ШЕЛЬЦ

Ягода Шельц
Ягода Шельц

Ее дебютный полнометражный фильм «Башня. Ясный день» (2017), снятый в киношколе, стал на Национальном фестивале в Гдыне (аналог «Кинотавра») предметом наиболее ожесточенной дискуссии. Согласитесь, если ваш фильм набирает столь полярное мнение на национальном фестивале, а ты думаешь, как бы поскорее уйти и делать задание на пары — это явно успех. В итоге картина получила не только приз за сценарий, но и за лучший дебют.

Кадр из фильма «Башня. Ясный день»
Кадр из фильма «Башня. Ясный день»

По словам самого автора, «самое прекрасное в фильмах то, что их нет. Есть только мы — наши мысли и чувства. Фильмы нематериальны». «Башня. Ясный день» начинается как семейная драма с социальной подоплекой. Вскоре кино перерастает в тревожный триллер: спокойная и дружелюбная гостья, пообещавшая сестре не открывать ребенку тайну его происхождения, начинает мистическим образом влиять на окружающих. Неожиданная концовка и вовсе разворачивает ситуацию в сторону хоррора.

Сейчас Шельц активно пробует себя как и в игровом, так и в документальном кино. По ее словам, ей хочется как можно чаще бросать вызов и проверять на прочность жанровые каноны. Можно с уверенностью сказать, что в польской киноиндустрии новое интересное имя.

Петр Домалевский

Не удивительно, что Домалевский по первому образованию актер. За его плечами уже более десятка ролей в кино и сериалах и несколько наград за его успешную работу. Это позволило режиссеру выйти на новый, чувственный и пронизывающий до костей уровень кино. Он славится тем, что в его картинах соединяются легкость формы с драматическим содержанием, как, например, в трагикомедии «Плохие поступки» (2016), где юный сорванец помогает смертельно больному человеку исполнить последние желания.

О его фильме «Тихая ночь» мы уже немного говорили, но не грех вспомнить еще раз. В интервью режиссер всегда подчеркивал, что представлял героев, похожих на своих родственников. Он пытался понять каждого из них и признается, что, справился со своей задачей.

Кадр из фильма «Тихая ночь»
Кадр из фильма «Тихая ночь»
«Я всегда делал простые фильмы, что раньше было проблемой. А когда снял полнометражную картину, эта простота оказалась достоинством».

ПОЛЬСКОЕ КИНО И ГОСУДАРСТВО

Как государство поддерживает польское кино на рынке?

Польский институт киноискусств был создан после принятия закона о кино 30 июня 2015 года. Закон гарантирует Институту широкую автономию и независимость. И согласно уставу, надзор за деятельностью Института осуществляет министр культуры. Институт был создан с целью поддержки развития польской кинематографии и решает задачи, которые ставит государство. Последние десять лет в среднем в Польше создается 60 полнометражных художественных фильмов в год. До Института польское кино было в кризисе и снимало не больше двух десятков фильмов в год.

Государство принимает участие в кинопрокатах? Сколько в Польше стоит выход фильмы в прокат?

Государство не принимает участие в кинопрокатах, обычно это делают частные фирмы. Бюджет проката каждого фильма индивидуален, это зависит от киностудии, которая и производит данный фильм. Большую роль играет затраты на рекламу и количество залов, где это будет демонстрироваться. Конкретную цифру назвать нельзя — этот вопрос навсегда останется коммерческой тайной.

Самые главные события и решения, определившие облик польской кинематографии в XXI веке.

В первую очередь, это конечно возникновение Польского киноинститута в 2005 году. Фигура Анджея Вайды. Его мысли и рассуждения о том, каким должно быть польское кино и в целом его влияние на всю кинематографическую среду. Он был всемирно известным режиссером и прекрасным учителем.

ИТОГ

Польские кинозалы наконец-то забиваются до отказа. Новые, молодые, талантливые режиссеры становятся известными на весь мир. Польский кинематограф удивляет и покоряет мир. Надеюсь, в сегодняшней статье я смогла вас немного заинтересовать посмотреть парочку шедевров этой киноиндустрии.