Найти тему
George Rooke

Католики и гугеноты в Голландской революции

На 1566 год главные центры протестантизма во Фландрии, это не Север, а - Гент, Аррас, Валансьен, Лимбург, Антверпен, Лилль, Брюгге, то есть та самая Южная Фландрия, которая и была изначально рассадником протестантизма, и протестантов там было гораздо больше, чем на севере страны.

А вот после восстания произошла метаморфоза - поскольку северные провинции в "их борьбе" преуспели, а южные - нет, на север начался исход протестантов, тогда как на юг - католиков, причем пути этого исхода были иногда совершенно причудливыми.

Так, например, католическая община из Амстердама почти в полном составе бежала в... Кельн, под крылышко имперского архиепископа. Причем, довольно интересная подробность, в Амстердаме в основном остались жены католиков, поскольку замужним женщинам было разрешено владеть собственностью, даже в отсутствии мужей. В Кельне католики создали Марианское Братство, целью которого было возвращение их в родной город, а родной город - вернуть в лоно католической церкви.

Однако вернулись они не совсем в Амстердам. После "испанской ярости" в Антверпене в 1576 году, архиепископ смогу уговорить общину переехать туда, в Антверпен, дабы "поднимать католические производство и торговлю" в разоренном городе. Что община и сделала.

Что касается беженцев-протестантов, то очень часто они бежали с Юга не в Голландию, а сначала в Англию или Шотландию, а потому же перебирались в мятежные Семь Провинций.

Многие же изобрели для себя метод отца господина Мушкетона: "Видя, что католики истребляют гугенотов, а гугеноты истребляют католиков, и все это во имя веры, отец мой изобрел для себя веру смешанную, позволявшую ему быть то католиком, то гугенотом. Вот он и прогуливался обычно с пищалью на плече за живыми изгородями, окаймлявшими дороги, и, когда замечал одиноко бредущего католика, протестантская вера сейчас же одерживала верх в его душе. Он наводил на путника пищаль, а потом, когда тот оказывался в десяти шагах, заводил с ним беседу, в итоге которой путник всегда почти отдавал свой кошелек, чтобы спасти жизнь. Само собой разумеется, что, когда отец встречал гугенота, его сейчас же охватывала такая пылкая любовь к католической церкви, что он просто не понимал, как это четверть часа назад у него могли возникнуть сомнения в превосходстве нашей святой религии. Надо вам сказать, что я, сударь, католик, ибо отец, верный своим правилам, моего старшего брата сделал гугенотом."

И да, надо сказать еще одну вещь. Если на юге гнобили протестантов, то на севере точно так же гнобили католиков. Было все - и массовые резни, и конфискация имущества, и запрет на богослужения, и запрет на сборы более трех человек. При этом, что там, что там декларировалась свобода вероисповедания. Ну а как же? Не надо путать пропаганду и реальность, ибо в том же Амстердаме никакой свободой вероисповеданий не пахло в принципе.

Так, в 1581 году католическое богослужение было полностью отменено в 6 провинциях (кроме Утрехта), в 1594 году в Гроннингене были вырезаны все католики, и т.д.

Напоследок скажу вот еще о чем. Примерно до 1584 года массовая эмиграция католиков сдерживалась как самой церковью (в представлении католиков нужно было просто работать на своем месте, тут наверное надо передать привет коллеге Белашу, и если что - стать мучеником за веру), так и Габсбургами, которые хотели иметь внутри мятежных провинций пятую колонну. Однако после 1584 года это мировоззрение поменялось. Теперь Габсбурги приветствовали бегство в Южную Фландрию, а церковь служила массовые молебны за соединение единоверцев. И основной поток католической эмиграции с Севера - это 1584-1594 годы.

Подробности - для заинтересовавшихся - в этой книге: