Наш поезд стремительно нёсся через Волгоград в направлении Саратова, куда держала путь наша экскурсионная группа. За окном мелькали станции. Мы проходили их без остановки. Одной из таких станций, расположенных в черте города, была станция Гумрак, что находится в одноимённом микрорайоне на территории Дзержинского района Волгограда.
Пейзажи вдоль железной дороги в тех краях выглядят следующим образом: различные склады, ангары, а позади всего этого - жилые дома посёлка Гумрак.
А затем за окном потянулась бесконечная вереница вагонов, так что саму станцию я практически не рассмотрел, точнее, даже не видел.
Станция Гумрак имеет довольно солидный возраст. Точной даты основания не сохранилось, но на просторах интернета мне попалась дата 1 июля 1878 года. Вроде как именно в тот день была открыта станция Гумрак Грязе-Царицынской железной дороги. Есть две версии возникновения названия станции. Первая: название «Гумрак» произошло от слияния сокращенных фамилий промышленников Гуммера и Ракова, строивших эту железную дорогу. Вторая: это слово переводится как «безводный» (вследствие мало- или безводья в местных балках). Тут и вправду вокруг сплошные безводные степи, типичный волгоградский пейзаж.
Станция Гумрак неразрывно связана с одноимённым посёлком. Говоря про эти места, нельзя не сказать про события времён Сталинградской битвы. В посёлке находится братская могила советских воинов, погибших во время Сталинградской битвы. Теперь уже мало кто знает: неподалеку от этого места 9 сентября 1942 года погибла зенитная батарея 1078-го артиллерийского полка 62-ой армии (я писал об этом в статье про станцию Разгуляевка). Батарея была женской в полном составе. Там сражались девушки-добровольцы из Астрахани. Им было по 18-19 лет. В первых числах сентября девушки-зенитчицы по приказу командира отправились защищать стратегически важный транспортный узел — железнодорожную станцию и аэропорт Гумрак, что всего в 12 км от центра Сталинграда. Им предстояло сдерживать вражескую авиацию, налетавшую на Сталинград с северо-западного направления. 9 сентября 1942 года немцы прорвали нашу оборону и устремились к городу. На их пути встала батарея девушек-зенитчиц, других войск в тот момент рядом не было. В тот день погибли почти все, кто был направлен из состава 1078 зенитно-артиллерийского полка в поселок Гумрак. В «Списке безвозвратных потерь командно-начальствующего состава, младшего комначсостава и рядового состава войсковой части 1078 ЗАП за период 23.081942 по октябрь 1942» о гибели бойцов 9 сентября сказано сухо: «Убит в бою в районе станции Гумрак Городищенского района Сталинградской области».
Также именно в Гумраке был штаб 6-й армии немецкого фельдмаршала Паулюса и именно тут был один из важнейших немецких аэродромов в районе Сталинграда, который действовал еще до замыкания кольца вокруг немецких войск. Сюда летели многочисленные борты из Европы и это была одна из самых удаленных точек куда вообще дошел вермахт на Востоке.
Тут же, когда началась агония окруженной армии, садились транспортники Ю-52, продлевая сопротивление немецкой армии.
Сам аэродром был тут построен еще до войны и его использовала наша истребительная авиация. После войны в Гумраке был построен аэропорт города Сталинграда, позже Волгограда. В наши дни он считается международным, прошел реконструкцию к чемпионату мира по футболу, который принимали в том числе в Волгограде.
Наша электричка пролетела станцию без остановки, но я всё-таки успел сделать несколько фото платформы.
К ЧМ-2018 посёлок и станция были реконструированы. Именно тогда были установлены шумозащитные экраны вдоль путей и шоссе Авиаторов, новые платформы и проложены новые пути. Сегодня станция Гумрак - это важнейший транспортный узел, который имеет ключевое значение не только для внутрироссийских перевозок, но и для расширения возможностей международных коридоров. Станция Гумрак находится на пересечении коридора Север — Юг, ведущего в Иран и Индию, а также соединяет Сибирь и Дальний Восток с портами Азовского и Черного морей. Почти 130 грузовых составов в сутки — пропускная способность этой станции. Жизнь здесь бурлит, движение очень интенсивное. Тут проходят как маршруты пригородных поездов, так и пассажирских поездов дальнего следования, идущих со стороны Москвы, Саратова и т.д. Про грузовые поезда промолчу, тут и так всё понятно.
А совсем недалеко от станции находится аэропорт Гумрак - воздушные ворота Волгограда. Мне удалось сделать это фото из окна поезда, когда мы проехали мимо.
После Гумрака наш путь пролегал через бескрайние степи Городищенского района. Но это уже совсем другая история...
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь