Обновлено 5 яннварря в 13:08
Очереди в московские музеи в праздники — приблизительно как первый снег зимой по мнению коммунальщиков. Но в этом году они превзошли ожидания. Люди стоят около Третьяковки, Пушкинского, Государственного исторического музея. Ближайшие кафе забиты, в гардеробах не хватает вешалок. При этом в Третьяковку и Пушкинский билеты продают строго по сеансам.
Вход в Третьяковку — в порядке общей очереди для всех: и для купивших билеты онлайн, и для стоящих в кассу. «Для проверки службой безопасности», как пишут в комментариях в официальном телеграм-канале. Почему нельзя разделить очередь на две — вопрос. «Архитектура галереи, точнее основного здания в Лаврушинском переулке, так выстроена, что там очень узкий вход, очень маленькая пропускная способность входной группы. А новогодние каникулы — традиционный пик посещаемости», — сказали в пресс-службе музея, объясняя столпотворение посетителей.
Тяга к прекрасному похвальна. Но все же в 2023 году измерять успех выставок очередями в мороз странно. Онлайн-билеты задумывались как решение проблемы. При этом в Эрмитаже в эти дни со скоплением людей довольно быстро справляются, рассказывают посетители. Так как решить вопрос раз и навсегда? Об этом сотрудники Business FM спросили Елизавету Лихачеву, директора Музея архитектуры имени Щусева. Там завершается выставка, посвященная известному архитектору-авангардисту Константину Мельникову. Посетителей больше, чем обычно в выходные, но избегать очередей удается.
Елизавета Лихачева директор Музея архитектуры имени Щусева «В Эрмитаже опыт наработан гигантский. Они последние года три существуют в лайт-состоянии, но вообще Эрмитаж — один из самых популярных музеев в мире, и очереди там не только на новогодние праздники, а вообще в течение года — явление стандартное. В Москве все немножко по-другому работает. Главная причина, мне кажется, — служба приема посетителей нуждается в реорганизации. Необходимо вводить сеансы, распределять продажу билетов через интернет по времени, улучшать работу гардероба. Очень часто людей держат именно инфраструктурные вопросы — гардероб, туалет. Может быть, улучшать качество работы со смотрителями, этикетки большие не вешать, чтобы люди на экспозиции надолго не задерживались. У вас есть некая средняя проходимость музея. Вы рассчитываете, что у вас какое-то количество билетов уйдет в продажу через интернет, какое-то количество — в продажу через кассу. Если билеты через интернет пользуются слишком большим успехом, тогда вы уменьшаете количество билетов через кассу, вводите больше билетов через интернет. Стандартная история».
В музее современного искусства «Гараж» еще в прошлом феврале остановили выставочную программу в связи со СВО. Но кафе, книжный и библиотека в эти праздники забиты, говорит директор музея Антон Белов:
Антон Белов директор музея современного искусства «Гараж»«В такие скоростные режимы никак не справиться, только в ручном режиме: сотрудники должны выходить за пределы здания, встречать, провожать, ставить ленточки разделительные, предупреждать, сколько времени ждать, и максимально коммуницировать по этому поводу. Потому что музеи не смогут принять больше людей, чем они физически могут, иначе это будет небезопасно ни для произведений искусства, ни для самих людей».
Впрочем, не все музеи Москвы сейчас переживают нашествие посетителей, рассказывает сотрудник Business FM Ольга Шипша, которая вечером 4 января была в недавно открывшемся культурном центре «Зотов». Там нет очередей ни на входе, ни в кассах, ни в гардеробе:
Ольга Шипша сотрудник Business FM «Люди есть, даже есть экскурсионные группы, но поскольку это очень большое здание, огромное светлое помещение с сохраненными особенностями конструктивистского здания хлебозавода, с высоченными потолками, то выставку конструктивизма можно посмотреть совершенно спокойно, вы ни с кем не столкнетесь, вы можете все рассмотреть, все внимательно прочитать. Я бы советовала [сходить сюда] людям, которые стоят в очереди в Третьяковку. Конечно, Третьяковка и Пушкинский — это главные музеи, наверное, так же, как и музеи Кремля, но эта выставка тоже прекрасна, потому что искусство 20-х годов век спустя из нашей нынешней ситуации смотрится немного по-другому, наверное, [отлично от того, как] оно воспринималось ранее. Понятна его ирония и понятна его энергия, направленная на создание чего-то нового в момент слома старого мира».
В целом посещаемость российских музеев в минувшем году резко выросла. Например, число гостей Эрмитажа и Пушкинского увеличилось в полтора с лишним раза по сравнению с 2021 годом, писало РБК. Многие музейщики связывают рост со снятием ковидных ограничений. Но также надо иметь в виду, что россиянам стало сложнее и дороже путешествовать за рубеж. А еще для многих посещение музеев стало сродни психотерапии. Искусство позволяет отвлечься от реальности. В итоге в музеи, по словам их руководителей, пошли даже те, кто в последний раз был там в школьные годы.
«Эрмитаж» из-за большого числа посетителей продлил время работы. До 7 января главный музейный комплекс и Главный штаб будут работать до 20:00, кассы — до 19:00.