В киноиндустрии ,по большому счёту, неважно смотрится какой-либо вышедший фильм только единожды или же он становится для кого-то любимой и постоянной картиной.Для кинобизнеса главное чтобы этот фильм отсмотрелся полностью как можно большим количеством зрителей, и не обязательно по 2-3 раза.Это в советском кино в клубах крутили одни и те же картины по 100 раз ,в американской же индустрии зрелищ уже с совершенно древних 1910-ых годов однозначно существовал "навал" кинопродукции,которая выпускалась в чистом виде "на выживание",по одним кинодельцам известным алгоритмам и законам,в результате чего простой кинозритель просто физически не мог охватить весь гигантский объём предлагаемых "киноблюд".Так же как и относительно музыкальной продукции ,так и касательно киновидеофильмов,после 1990-92-го года произошло явное и резкое увеличение потока предлагаемого материала в разы,что сделало практически невозможным полное отслеживание всего ассортимента в "реальном времени" для неспециалистов не работающих в кино-музыкальном бизнесе.Лишь только со временем ,потом,иной любитель кино находил ,как жемчужину, какой-нибудь давно вышедший киношедевр,удивляясь при этом"как это он не знал о его существовании ранее".В данной статье предлагаем читателю набор однозначно высококлассных фильмов,которые прошли давно и ,возможно.были неизвестны кому-то вообще,но представляют из себя превосходные кинематографические работы,достойные несомненного включения в самые высокие рейтинги по своей тематике.
1) "МАШИНА ШАРКИ". 1981. Бёрт Рейнольдс был звездой американского кино 70-ых,в 80-е он сильно сдал позиции,отодвинутый конкуренцией более молодых кандидатов,но перед этим он достойно организовал этот шикарный фильм, давно находящийся в высшей лиге лучших американских криминальных боевиков.Этот фильм идеален для жанра и прекрасен по кастингу и актёрскому составу.Все роли абсолютно"легли",а качество съёмки безупречно.Тот кто посмотрел этот криминальный шедевр навсегда будет потом ,хоть иногда, ассоциировать с ним какие-либо пустые коридоры и лестницы,похожие по планировке гостиницы и заброшенные переходы.Эта одна из тех картин,где актёры наслаждаются своими ролями, работая в полную силу мастерства и для многих из занятых в этом фильме это как раз и был предельный пик карьеры.Рейнольдс всегда обожал скатываться в буффонаду,но тут у него чуть ли ни самая серьёзная роль за всё творчество после "Избавления".Фильм снимался в Атланте и конкретно в основном в построенном за четыре года до этого гостиничном небоскрёбе 73-х этажном "Westin Plaza". В нём хорошо буквально всё,от открывающего саундтрека,до просто сшибающего с ног незримого ветра начинающихся 80-ых. В основу данной картины лёг старый нуар "Лола" 44-го г.,но эта лента намного,намного лучше и глубже обозначенного прототипа. Этот фильм о вечных человеческих ценностях,о крушении жизненных поприщ и об обязательном торжестве справедливости над теми кто этого заслуживает. Возможно Рейнольдс и был здесь номинальным режиссёром,но громадный опыт его предыдущих съёмок абсолютно способствовал безупречной отшлифованности всех сцен и эпизодов этого жёсткого кинобоевика.;
2) "СЕКРЕТ"(Le Secret) 1974. Исключительно сильный триллер. Абсолютно неизвестная простому зрителю,но от этого не менее жёсткая и глубокая драма 1974-го года,эпохи самого пика расцвета французского кино. Картина буквально душит своей нерешаемой безысходностью,в которую проваливаются герои цугцвангом каждого своего шага.В этой отличной ленте сошёлся треугольник находящихся в зените творчества Трентиньяна, Нуаре и настоящей "мечты поэта" М.Жобер,которые шикарно проживают роли из своей однозначно лучшей пятёрки у каждого. Пронзительная и навсегда запоминающаяся музыка Морриконе, совершенно актуальный и постоянно ротируемый во множестве сегодняшних триллеров сюжет,операторская работа и съёмки на абсолютно современном уровне - вот что отличает этот выдающийся киношедевр ,с гнетущей атмосферой саспенса и обречённости с первых же кадров.Незадолго до этого Нуаре принял участие в перехваленном фильме"Большая жратва" и сцены шикарной еды ненавязчиво перекочевали в этот триллер.Данный фильм удивляет своей современностью,и относиться как к универсально-вневременным кинолентам ,в которых не виден год создания,так и к ярким образцам шедевров,преданных несправедливому забвению.;
3) "СЧАСТЛИВЧИК ЭДМОНД" 2005. Незаслуженно забытый шедевр 2005-го года от создателя "Реаниматора"Стюарда Гордона. Эта картина грубо и бесцеремонно перелопачивает все "ночные кошмары" недовольных жизнью офисных работников,показывая ещё одну грань"С меня хватит". Идеально подобранный кастинг предельно реалистично демонстрирует одну"свободную"ночь"сорвавшегося с петель" представителя офисного планктона,выплеснувшего наружу все свои годами подавлявшиеся инстинкты и комплекс,и тут же раздавленного чугунными катками незыблемых правил жизни ,на которые он в умопомрачении решил посягнуть.Этот очень жёсткий,детальный и тяжёлый фильм содержит в себе почти целый микрокосм,который опытный режиссёр умудрился вместить в одну стандартную по времени картину.;
4) "ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ" 1990. Сидни Люмет всегда был очень хорошим линейным режиссёром,специализирующимся на криминальной тематике. И эта картина ,по праву,входит в несомненную пятёрку его лучших шедевров.Монументальная работа с монолитными образами персонажей и скульптурно прорисованной сюжетной линией.Этот фильм о вечных оттенках чёрного и белого,при разном освещении переходящих друг в друга,об очередном крушении судеб и вечных нерешаемых вопросах. Актёры в этом фильме не играют,а живут,абсолютно сливаясь со своими персонажами и полностью превращаясь в них.Это одна из самых лучших ролей Нолти,воплотившего глыбообразный образ этакого "анти-Верещагина"из"Белого солнца" с пронзительной достоверность.Такие "быки"всегда встречаются в любой стране ,в каждом силовом учреждении, его пара монологов о полиции,как единственной опоре в каменных джунглях ,потрясает правдивостью,а сцена в доме мафиози просто сказка. Не менее качественный маэстро подмостков Т.Хаттон всегда был несомненным альтер эго Г.Олдмена по физиологическим параметрам и игре ,без "bastard face" последнего.И Нолти ,и Хаттон,и Ассанте ,и сам Люмет бесспорно выдали в данном действе эталон наивысшего мастерства, дойдя практически до уровня гениальности.Этот фильм -вечный образец высокого киноискусства и один из незыблемых эталонов криминального жанра,имеющий в названии"вопросы",и никаких ответов на них.;
5) "БЕЗУМНЫЙ ДЖО" 1974 .Одним из,в принципе, известных,но незаслуженно не входящих в большинство рейтингов, фильмов является мощный криминальный боевик 1974-го г."Сумасшедший Джо".И этот малоизвестный фильм оказал,на самом деле, на криминально-детективный жанр влияние не меньшее ,чем обе части "Крёстного отца".Вы думаете Дж.Пеши в"Казино"и "Славных парнях" изобрёл свой крутой образ сам?Чёрта с два! Он просто "один в один"копирует Питера Бойла из этого фильма и особенно самые забойные его первые 30 минут! Жёсткий чисто "гангстерский"фильм с очевидным концом и прекрасной прорисовкой всех образов и сцен. Пять с плюсом по пятибальной шкале и очевидный кандидат в копилку нетленных шедевров мирового кинематографа.;
6) "НЕВИНОВНЫЙ" 1989.Великолепный тяжёлый тюремный триллер с находящимся в самом расцвете сил Томом Селиком про другую сторону "счастливой американской жизни"и "прелести"её пенитенциарной системы уже с середины 1980-ых. Если в голливудских фильмах 1960-70-ых мы не видим в сюжетах о тюрьме ничего особенного,то с 80-ых эта сторона совершенно"преображается"и человек попавший туда,на самом деле подвергается двойному наказанию от государства и ещё и от равнозначных изощрённых неуставных отношений внутри.Так, шокировавший всех "Полуночный экспресс"1978-го г.,самым волшебным образом ,лет через семь, полностью расплылся по всей тюремной системе США.В этом фильме жёстко показана судьба простого американца, прожёванного жерновами системы и выплюнутого в кромешные джунгли её "исправительных" заведений. Исключительно реалистичная лента с предельно тяжёлыми моментами и поворотами сюжетной линии.Том Селик всегда был крепким середняком,к которому очень благосклонно относились в Голливуде и в этой картине ему дали раскрыться в полном масштабе.;
7) "ДИКАЯ УДАЧА" 2003. Качественный триллер с отличным сюжетом и операторской работой.Норман Ридус(главная роль)всегда был ещё более ублюдочной копией Итана Хоука и в этом фильме он буквально во всей красе своего мастерства.Вечная история про всё то же. Линейность сюжета,при хорошем динамизме,прекрасных панорамных видах и отличной звуковой дорожке выдержана просто замечательно.История конченого мелкого шулера и кидалы на фоне "общечеловеческих проблем" и,как всегда,с 90-ых прекрасной игры А.Ассанте,который полностью компенсировал полуотсутствие Аль Пачино.Идеальный кастинг и отличная работа всего актёрского ансамбля,сделали великолепный фильм,который мог бы легко запороть почти любой другой состав.Стоит отметить игру Д.Доминчик(жгучая брюнетка из "Рок звезды" перед этим),которая была в те годы одной из тех ,кому "Фабрика грёз"дала неплохой шанс.;
8) "ЧАРЛИ ВАРРИК" 1973. Некогда забытый классический боевик 70-ых с замечательным актёрским составом и чисто американским динамизмом и сюжетной линией.Давно известная,но рассказанная с несколько необычного ракурса история о том,как дешёвое ограбление обернулось серьёзной передрягой с хэппи-эндом для одного лица.В этом фильме в который раз с шиком проведено перевоплощение чисто комедийного лицедея(Маттау)в роль серьёзного персонажа,что удалось явно на славу и составило ,возможно,его лучшее экранное воплощение.Фильм смотрится "на одном дыхании" и содержит абсолютно всё,что ожидают от качественного кино.;
9) "НЕЗАБЫВАЕМОЕ"("UNFORGETTABLE") 1996. Этот фильм многие знают,а ещё больше о нём даже не слышали. Но его стоит посмотреть даже ради одной игры Рэя Лиоты,который никогда не опускал актёрскую планку,а здесь выложился буквально"на изнанку".Очень качественный пронзительный криминально-судебный боевик ,с закрученным и весьма прилично проработанным сюжетом ,и безупречной операторской работой высшей категории.И очередной яркий пример актрисы с классными внешними данными(Стеллина Русиш-жена героя Лиоты в фильме),у которой практически не было карьеры,кроме единичный ролей на телевидении,по всей вероятности или из-за характера,или из-за ума.В фильме привычную свою роль исполняет П.Койот,которого ,несмотря на чисто средние фактуру и игру ,почему-то сделали звездой 90-ых и очень часто использовали во многих картинах.;
10) "ГОРОД ПРИЗРАКОВ" 2002. Совершенно неизвестный широкому зрителю крепкий детектив с Кааном,Депардье и "вечным неудачником Голливуда" М.Диллоном в главной роли и режиссёрском кресле.На удивление неплохо смотрящийся атмосферный среднетемповый боевик,с линейным сюжетом и отличными пейзажными видами.Фильм с очень большим интересом смотрится минимум один раз и это крайне неплохой показатель для почти любой картины.Фильм снят и сделан безукоризненно,и являет собой очевидный образец весьма хорошего триллера крепкого среднего уровня.;
Два следующих фильма однозначно будут интересны зрителю очень солидным актёрским составом,который изо всех сил старается сгладить некоторые сценаристско-режиссёрские накладки,коих не избежали обе эти более чем неплохо задуманные картины.
11) "ЛЕДЯНОЙ УРОЖАЙ" 2005. Очень хороший криминальный боевик с Кьюсаком,Б.Торнтоном,О.Платтом и К.Нильсен,исполняющими одни из лучших своих ролей.Все типажи убедительны,сюжет достоверен,динамика выдержана и операторская работа на высоте. И лишь субъективная вина, явно не очень умелого ,режиссёра ,допустившего небольшие углы и провалы в развитии сюжета,не позволила этой картине стать в 2-3-и раза сильнее и достигнуть звания шедевра.Как и в "Дикой удаче"этот фильм про мошенников ,кидал и изнанку человеческой морали,когда люди идут по шевелящимся трупам ради банкнот и призрачного обеспечения безбедного будущего. Дж.Кьюсак в этой ленте,как всегда,в амплуа "Кейдж-лайт", на лицедейство Торнтона и Платта так же приятно посмотреть,а Конни Нильсен здесь вообще мечта из нуарной сказки и именно такая Женщина должна была быть в машине с Де Ниро в "Однажды в Америке",а не... Как и все перестроечные советские фильмы,эта картина подходит под определение:"Никого не жалко,никому не верь" и напрасно сделанный в ней "хэппи-энд для (незаслуживающего) одного"( в отличии от"Чарли Варрика") только портит смысловую составляющую.;
12) "ТРОЙНАЯ ПОДСТАВА" 1995. Ещё один боевик"(А-)" 90-ых,с очень весомым актёрским ансамблем ,способным заинтересовать только ради него одного. М.Паре, П.Бергин и Эшли Лоуренс("Восставший из ада"). Как и в "Ледяной урожае", актёры выкладываются тут полностью во всю меру таланта,но ,к сожалению,не могут сгладить чисто режиссёрские недоделки и шероховатости,хотя интерьеры съёмок и операторская работа здесь на отменной высоте. М.Паре начинал в 80-е с самыми перспективными коллегами ,но после кассового провала пары картин,ему был вынесен вердикт ,что он недостаточно нравится зрителям,навсегда выкинувший его из премиум дивизиона. Бергин("В постели с врагом"),по непонятной причине,использовался в Голливуде только в амплуа ужасающих ревнивцев (практически Отелло) и в этой ленте он ничуть не отходит от последнего,наводя киноманов на вопросы,зачем при наличии ,не особо загруженного,Патрика Бергина ,в той же нише,понадобился ещё и такой же Питер Стормаре? Эшли Лоуренс в этом фильме поражает своей расцветшей красотой и лишний раз подтверждает как велика конкуренция среди лицедеев,если даже такой актрисе не удалось закрепиться в высшей лиге( в начале фильма "для остроты"специально сказана пара намёков,что "у неё было тяжёлое детство"). Вообще этот фильм однозначно стоит того,чтобы скрасить им свой досуг.;
И ,наконец,заключительная тройка старых киношедевров,которые давно известны ценителям,но обязательны к просмотру неискушённым интересантам.
13) "ПРИНЕСИТЕ МНЕ ГОЛОВУ АЛЬФРЕДО ГАРСИА" 1974. Один из самых мощных и качественных кинобоевиков 1970-ых и ,скорее всего,лучший фильм Пэкинпа(а что лучше?"Конвой"?).Очень запутанная линейная история с наполовину "роуд-муви" сюжетом и абсолютно жизненно-полулюбительской(но от этого не менее искренней и качественной)игрой исполнителей.Все 70-е Пэкинпа был в Голливуде чем-то вроде О.Стоуна тех времён(тогдашним Тарантино был Фридкин),выдавая каждый раз эксклюзив ,со своим безошибочно узнаваемым почерком. И этот его фильм совершенно не исключение,вновь демонстрируя на экране весь набор коронных жёстких режиссёрских "фишек" и захватывающих виражей сюжета.;
14) "ВРЕМЯ БЕШЕНЫХ ПСОВ" 1996. Роскошный ,феерический "чёрно-комедийный"боевик ,шикарно выданный режиссёром,который не мог не высказаться на данную тематику! Элитарность интерьеров и изобилие актёрского ансамбля просто восхищают. Как и в "Машине Шарки",так и в этой картине, тоже сыграли свои лучшие роли большинство её участников.Весь этот фильм- это попытка создать квинтэссенцию , накопившегося к тому времени , "гангстерского"кино,что ,самым пародоксальным образом,практически удалось,учитывая скромный бюджет и жёсткие временные рамки(конечно ,лучше было бы сделать либо 3-х часовой,либо двух серийный). Эту картину часто называют "Жмурки"по американски,и небольшая доля сюжета в этом есть,хотя оба этих фильма совершенно разные как по масштабу ,так и по смыслу,и по декорациям.;
15) "ЗАБЫТЬ ПАЛЕРМО" 1989. Ну и наконец заключительный шедевр нашего сегодняшнего небольшого списка, это прекрасный полуатмосферный психологический детектив 1989-го г.,с Белуши в самом расцвете его таланта и творческих сил. Джеймс Белуши-очень хороший актёр, не зря имевший целую армию фанатов и не его вина ,что он реализовался только наполовину,не сыграв ещё с десяток подобных фильмов,что было ему вполне по силам.Не все же находят творческие тандемы как Де Ниро со Скорсезе! "Забыть Палермо"-это очень глубокий ,серьёзный и отлично технически сделанный триллер о вечных бедах человечества и нерешаемости их в принципе. Порывы ветра в переулках и навсегда запертый в гостинице герой В.Гассмана наводят безысходную меланхолию. Весь этот фильм,это по сути бенефис одного маэстро (Белуши),правдиво разыгравшего вполне реалистичную драму деятеля среднего звена,перемолотого жерновами международного криминала.
Все только что представленные картины воспроизводят отлично сделанные и рассказанные жизненные повести,охватывающие ,как минимум,сразу несколько "вечных" тем и пластов человеческих отношений.В каждом из них зритель получит прекрасную работу занятого актёрского ансамбля,почти безупречно прописанные сюжетные линии и замечательное операторское искусство. И пусть в некоторых из них режиссёры оказались не на высоте,всё это полностью компенсируется классной работой занятых в них актёров ,искренняя самоотдача которых заслуживает,чтобы её увидеть.
(Продолжение следует).