На Руси испокон веков мылись в общих банях – где не было разделения на мужское и женское отделения – и это не считалось чем-то предосудительным.
Общественные бани: как они пришли на Русь
Это относилось преимущественно к городским – общественным – баням. В деревне бани были семейными, представляли собой пристройку к жилому дому, там и мылись семьёю. Конечно, никому бы в голову не пришло проверять, моются ли там муж с женою раздельно или вместе. Внутрисемейные дела – они уже никого не волновали.
Иное дело – город. Там не при каждом доме, хоть бы и частном, имелась возможность выстроить баню.
Общественные бани пришли на Русь извилистым, кружным путём. Впервые они появились, как известно, в древнем Риме. Там не существовало разделения на мужские и женские отделения, потому что обнажить перед людьми свою наготу в античном мире вовсе не считалось чем-то зазорным. А сама нагота, если её не показывают специально с целью разжечь сексуальный аппетит, а в обыденной жизни, не считалась чем-то возбуждающим. Что может быть естественнее для человека, чем остаться в чём мать родила?
От древних римлян, точнее – от византийцев, продолжавших римские обычаи, бани были заимствованы арабами. Общественные бани прочно вошли в обиход мусульманского мира, распространившись от арабов в Персию и Среднюю Азию. Но мусульмане, в соответствии со своими традициями, не допускавшими даже открытия лица женщины перед посторонними, не то, что полного обнажения, ввели строгую регламентацию пользования банями по часам. С такого-то и до такого-то часа в бане моются только мужчины, с такого-то и до такого-то – только женщины.
В этом виде общественные бани были заимствованы от арабов татарами. А уже от татар общественные городские бани пришли на Русь. Произошло это не ранее XIV века. Но русские автоматически возродили античные традиции пользования банями, отменив «мужские» и «женские» часы. В древней Руси, как в древнем Риме, обнажение тела не для секса считалось вполне естественным и понятным.
Благочестивые монархи и чистокровная немка на русском престоле
Этого не желали понять церковники, для которых любое оголение тела означало смертный грех и призыв к совокуплению, и слишком благочестивые цари. Тем не менее, ни одному из русских монархов до конца XVIII века не удавалось отменить этот исконный обычай: мыться в одной бане одновременно мужчинам и женщинам.
Первые такие попытки относятся к церковному Стоглавому собору, состоявшемуся в начале царствования Ивана Грозного, в 1551 году. Затем царь Алексей Михайлович, всем выставлявший напоказ своё «благочестие», в 1646 году запретил общие бани. Правда, только в одном Нижнем Новгороде. По всей видимости, этот царский указ был реакцией на доклад кого-то из дьяков, где такие «непотребства» упоминались в виде единичного случая, тогда как на самом деле они были распространены по всей России.
В 1741 году, в самом начале своего царствования, Елизавета Петровна, также всем напоказ молившаяся и постившаяся, побудила Правительствующий Сенат издать указ о запрещении общих бань. «На Москве и в иных городех мужики и жонки парятца в особых банях, а не вместе», — было записано в этом историческом указе. Он тоже не выполнялся.
Почему же Екатерине II удалось в отношении общих бань то, что не удалось предшествующим монархам? Очевидно, в конце XVIII века степень полицейского контроля за жизнью горожан в России существенно выросла.
А почему Екатерина II вообще взялась за это дело? Чем ей общие бани помешали? Нужно отметить, что Екатерина II была первой чистой иностранкой на русском престоле. А иностранцы ещё раньше бывали шокированы обычаем русских мыться в общих банях. Как так: видеть обнажённую женщину и не разгораться любострастием? Видимо, Екатерина II тоже целиком разделяла предрассудки своих соотечественников в отношении русских обычаев.