⠀
(пер. с арабского и комм. Л.И. Лаврова под ред. А.Р. Шихсаидова)
⠀
Эта арабская надпись вырезана на обороте узкого четырехгранного столба из песчаника высотой 2,62 м, шириной 42 см и толщиной около 15 см, поддерживающего навес перед входом в джума-мечеть с. Курах.
⠀
Первое указание на существование надписи можно видеть в замечании издателя «Дагестанского сборника» Е.И. Козубского, писавшего в 1902 г. про «камень с греческой надписью» в джума-мечети с. Курах.
⠀
Через полстолетия, в 1953 г., на надпись обратил внимание известный этнограф Л.И. Лавров, сумевший прочесть ее. Ее текст оказался написан по-арабски с вкраплениями отдельных названий местностей по-лезгински.
⠀
Запись территориальных владений Кураха издана Л.И. Лавровым вместе с сопровождающими ее рисунками.
⠀
Надпись же с лицевой стороны памятника прочтена и опубликована нами.
⠀
Она гласит: «Нет божества кроме Аллаха! Истина! Истина! Подлинно, Аллах вечен!»
⠀
Текст первых двух строк перед перечнем владений и границ Кураха и окружающие ее слева и справа шесть кратких фраз также носят благопожелательный характер.
⠀
Они обращены либо к Аллаху, либо напоминают людям о быстротечности земной жизни и непостоянстве судьбы. В настоящее время стела вмонтирована в стену.
⠀
Для окончательного уточнения перевода Лаврова нужно повернуть ее.
⠀
Рисунки под документом на обратной стороне, как верно заметил М.А. Агларов, несли, похоже, магическую функцию: они должны были гарантировать неприкосновенность границ Курахского союза.
⠀
Вот что писал о них Л.И. Лавров: «Судя по характеру резьбы и по степени патинизации, они сделаны одновременно с надписью. «Лев», кажется, преследует «дракона».
⠀
Оба зверя являются иллюстрацией к фольклору лезгин XIV в.
⠀
Характерно, что «дракон» изображен не крылатым змием, а чудовищем в виде насекомого с большой пастью и четырьмя колючими хвостами.
⠀
Художники, иллюстрирующие современные издания кавказских сказок, изображают драконов в виде летающего змия, механически заимствуя этот образ из русского фольклора.
⠀
Рисунок нашей стелы гораздо больше соответствует образу дракона в сказках кавказских горцев, где он выступает неуклюжим кровожадным существом, которое своим телом перегораживает реки. Нижний рисунок, кажется, не связан с предыдущим.
⠀
Всадник обут в чевяки с острым носком. Седло, на котором он сидит, имеет более высокую и более широкую переднюю луку, чем задняя, снабжено стременами, подперсьем и подхвостником. Уздечка имеет трензеля.
⠀
Судя по направлению правой руки, всадник держит сокола, что свидетельствует о распространении соколиной охоты в горах Дагестана в XIV в.»
Курахская стела сообщает следующую информацию:
«О услужающий телу! Сколько старающийся ему услужить, в то время как ты человек не телом, а душой!
⠀
Это горы Кураха: от мельницы Хипетара до Рухунского загона для скота, Хаджиева камня и вершины Куркуркента (Кул-Кул), до горы Архита, Хареджского моста и Друштульского тока и до вершины этой горы, не занятой Хпюком.
⠀
А [также] горный хребет со стороны юга: от Срединного озера (лезг. Кьулан вир) до Облачной вершины (лезг. Цифер Кьил) выше Кимихюра, до горной долины (вади) под Тителем и до М-гун-Кура, кончая загоном для скота и началом [селения] Цилинги. В 757 году.
⠀
Источник: Обычай и закон в письменных памятниках
Дагестана V – начала XX в. 1 т.
Группа авторов.