2,3K подписчиков

Курахская стела, 1356 г.

2,2K прочитали
 ⠀ (пер. с арабского и комм. Л.И. Лаврова под ред. А.Р.

(пер. с арабского и комм. Л.И. Лаврова под ред. А.Р. Шихсаидова)

Эта арабская надпись вырезана на обороте узкого четырехгранного столба из песчаника высотой 2,62 м, шириной 42 см и толщиной около 15 см, поддерживающего навес перед входом в джума-мечеть с. Курах.

Первое указание на существование надписи можно видеть в замечании издателя «Дагестанского сборника» Е.И. Козубского, писавшего в 1902 г. про «камень с греческой надписью» в джума-мечети с. Курах.

Через полстолетия, в 1953 г., на надпись обратил внимание известный этнограф Л.И. Лавров, сумевший прочесть ее. Ее текст оказался написан по-арабски с вкраплениями отдельных названий местностей по-лезгински.

Запись территориальных владений Кураха издана Л.И. Лавровым вместе с сопровождающими ее рисунками.

Надпись же с лицевой стороны памятника прочтена и опубликована нами.

Она гласит: «Нет божества кроме Аллаха! Истина! Истина! Подлинно, Аллах вечен!»

Текст первых двух строк перед перечнем владений и границ Кураха и окружающие ее слева и справа шесть кратких фраз также носят благопожелательный характер.

Они обращены либо к Аллаху, либо напоминают людям о быстротечности земной жизни и непостоянстве судьбы. В настоящее время стела вмонтирована в стену.

Для окончательного уточнения перевода Лаврова нужно повернуть ее.

Рисунки под документом на обратной стороне, как верно заметил М.А. Агларов, несли, похоже, магическую функцию: они должны были гарантировать неприкосновенность границ Курахского союза.

Вот что писал о них Л.И. Лавров: «Судя по характеру резьбы и по степени патинизации, они сделаны одновременно с надписью. «Лев», кажется, преследует «дракона».

Оба зверя являются иллюстрацией к фольклору лезгин XIV в.

Характерно, что «дракон» изображен не крылатым змием, а чудовищем в виде насекомого с большой пастью и четырьмя колючими хвостами.

Художники, иллюстрирующие современные издания кавказских сказок, изображают драконов в виде летающего змия, механически заимствуя этот образ из русского фольклора.

Рисунок нашей стелы гораздо больше соответствует образу дракона в сказках кавказских горцев, где он выступает неуклюжим кровожадным существом, которое своим телом перегораживает реки. Нижний рисунок, кажется, не связан с предыдущим.

Всадник обут в чевяки с острым носком. Седло, на котором он сидит, имеет более высокую и более широкую переднюю луку, чем задняя, снабжено стременами, подперсьем и подхвостником. Уздечка имеет трензеля.

Судя по направлению правой руки, всадник держит сокола, что свидетельствует о распространении соколиной охоты в горах Дагестана в XIV в.»

Курахская стела сообщает следующую информацию:

«О услужающий телу! Сколько старающийся ему услужить, в то время как ты человек не телом, а душой!

Это горы Кураха: от мельницы Хипетара до Рухунского загона для скота, Хаджиева камня и вершины Куркуркента (Кул-Кул), до горы Архита, Хареджского моста и Друштульского тока и до вершины этой горы, не занятой Хпюком.

А [также] горный хребет со стороны юга: от Срединного озера (лезг. Кьулан вир) до Облачной вершины (лезг. Цифер Кьил) выше Кимихюра, до горной долины (вади) под Тителем и до М-гун-Кура, кончая загоном для скота и началом [селения] Цилинги. В 757 году.

Источник: Обычай и закон в письменных памятниках

Дагестана V – начала XX в. 1 т.

Группа авторов.