Всем привет! Сегодня я расскажу, как я провожу юзабилити-тестирование.
Описываю личный опыт, который может разниться с опытом других специалистов.
Разделю статью на 3 этапа:
1. Подготовка к тестированию
2. Проведение тестирования
3. Выводы из тестирования
Итак, поехали!
1 этап. Подготовка к тестированию
Для этого нам понадобится:
- Продукт, который тестируем. Если продукт новый - кликабельные прототипы в Figma
- Софт - Zoom/Телемост, либо другая программа созвонов (обычно провожу тестирования он-лайн)
- Ручка/блокнот (либо notion, word) - для заметок, отмечаем, где пользовался столкнулся со сложностями, что его смутило, что наоборот понравилось и т.д.
- Заранее подготовленная Userstory – для погружения тестируемого в контекст. На нем я остановлюсь чуть подробнее.
Заранее подготовленная Userstory - краткое описание функциональности. Более подробно советую прочитать в интернете про эту тему. Если совсем кратко, то Userstory можно составить следую шаблону:
Я как ____, хочу сделать _____, для того, чтобы ____
Пример:
Я, как новый сотрудник компании, хочу заполнить карточку квартальной оценки, для того, чтобы поставить себе от 3 до 5 целей на ближайшие 3 месяца.
Для чего мы составляем Userstory:
- Так мы погружаем пользователя в контекст;
- Далее даем понять, что он должен сделать, какова его итоговая цель;
- Даем понять, зачем он это делает, ценность от его действий.
2 этап . Само тестирование
Как было сказано выше, я провожу юзабилити-тестирование через Zoom или аналоги.
I. При возможности - спрашиваю, можно ли сделать запись созвона.
Важно! Предупреждаю, что эта запись только для меня и не пойдет никуда дальше.
Для чего запись? Для того, чтобы иметь возможность вернуться к записи и извлечь упущенные моменты. В процессе тестирования не за всем можно уследить, не все успеть отметить у себя в notion/блокноте и .т.д. Также при пересмотре видео можно увидеть упущенные детали, такие как выраженные на лице пользователя эмоции. Плюс банальная подстраховка, при составлении итогов юзабилити-тестирования.
II. Проговариваю тестируемому, что важно при прохождении теста: при прохождении тестирования важно выражать в слух свои чувства, эмоции и мысли.
Далее показываю на своем примере, как бы я вел себя, если бы меня тестировали:
Демонстрирую экран, рассказываю несложно задачу, которую я должен решить и начинаю решать её, проговаривая в слух свои мысли, “тут бы я нажал, то, тут бы нажал это, эта кнопка мне не понятно, по этому я нажал бы на эту” и т.д.
Как показывает практика, показать на своем примере, как нужно вести на тестировании – хороший опыт. Пользователю становиться легче понимать, что от него требуется.
III. Также важно проговорить, что это не тест на IQ или проверка на знание софта. Наоборот, чем больше тестируемый будет «тупить - тем больше он поможет мне. Тем самым он поможет выявить сложности в интерфейсе.
Этим мы решаем сразу две задачи:
· Убираем блоки и стеснения пользователя.
· Выявляем болевые точки пользователя. Нам важно, что бы каждая сомнительная деталь была выявлена и в последствии, устранена.
IV. Проговариваю заранее подготовленную UserSotry, с помощью которой погружаю пользователя в контекст, и сообщаю ему что нужно сделать и зачем.
V. Далее, прошу что, бы он начал ее выполнять задание, попутно напоминаю, что важно в слух проговаривать все что он чувствует/видит.
VI. делаю пометки, где пользователь встречается со сложностями, так же отмечаю моменты, где пользователь легко справился с шагом.
После завершения прохождения Userflow, благодарю тестируемого за уделенное время, при необходимости показываю решения возникших у него проблем, отвечаю на интересующие его вопросы.
3 этап. Выводы из тестирования и дальнейшие шаги
Выводы
Как уже и говорилось ранее, для выявления 90% болей обычно требуется не больше 4 испытуемых. После завершения тестирования со всеми 4-я испытуемыми и на основе выявленных болей - составляется композитная CJM (сборная CJM с болями от всех испытуемых). В ней я описываю:
- основные этапы, шаги пользователя;
- выявленные боли пользователей на каждом шаге, отметить их красным цветом;
- в последствии дополняю её вариантами решения болей пользователя.
Также, результаты исследования можно оформить просто в презентации, не прибегая к CJM.
Дальнейшие шаги
Итак, мы провели юзабилити тестирование на 4 испытуемых, выявили боли пользователей, оформили их CJM и предложили решения этих самых болей. Что дальше?
Дальнейшие шаги: в идеале провести 2-й этап тестирования, т.е.:
- реализовать кликабельный прототип с учетом решенных болей пользователей;
- провести повторное юзабилити-тестирование, на других людях;
- составить CJM второго этапа;
- сравнить CJM первый этап тестирования с CJM второго этапа. Решены ли боли пользователей и на сколько улучшился пользовательский опыт. Если болей стало меньше, то однозначно, работа была продела не зря;
- Если критичные боли пользователя остались, провести 3-й этап и устранить оставшиеся боли;
- Передать макет разработчикам (опционально).
Поздравляю, вы улучшили пользовательский опыт, сотни (а может и тысячи) юзеров вам благодарны!