Обновлено в 16:12
Морские перевозки российской нефти в Китай, Индию и Турцию уменьшились в декабре 2022 года на 117 тысяч баррелей в день, пишет Bloomberg. Показатели были самыми низкими за год. Отправка нефти в Европу морем почти прекратилась.
Одним из факторов, повлиявших на снижение экспорта нефти, могли стать штормы, которые нарушили потоки из черноморских и тихоокеанских портов в декабре. Кроме того, как пишет Bloomberg, могла сказаться нехватка судов, способных перевозить грузы на большие расстояния.
На самом деле ситуация связана с логистическими проблемами из-за западных санкций на поставки сырой нефти из России, которые начали действовать в начале декабря, считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
Александр Пасечник руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности «Российской стороной не приводится статистики, поэтому все считают агентства, по большому счету малопрофильные, у них нет четких данных, существуют определенные натяжки и округления. Единственное, что может быть, — логистические цепочки находятся в определенном напряжении и в определенном режиме переустройства и адаптации к новой ситуации в связи с декабрьскими санкциями. Не исключаю, что на утряску этой ситуации и в связи с ней потребуется неделя-другая, может быть, месяц, чтобы все пришло в норму. Декабрь может быть не совсем ровный, и, возможно, существует определенная просадка в экспортном потенциале. РФ готовилась к этому режиму — и нефтяные компании, и власти, системный был подход. Месяц-другой будет определенный статистический выброс по экспорту, по году будет все в логике более усредненной. РФ способна держать планку и, возможно, по экспорту выйдет на те же уровни, которые существовали в 2022 году».
Согласно опросу экспертов, проведенному ТАСС, в 2023 году нефть марки Brent может колебаться в широком коридоре 70-100 долларов за баррель. Средний прогноз по году — 90 долларов.
О том, какие факторы будут влиять не мировой рынок нефти, рассуждает аналитик управляющей компании «Альфа-капитал» Владимир Брагин.
Владимир Брагин аналитик управляющей компании «Альфа-капитал» «Всегда на коротком горизонте цену определяют спекулянты. Если есть такие краткосрочные факторы — здесь не привезли, там ураган, настали праздники, — это вызывает определенные колебания цен на нефть, на которые накладывается дополнительно рынок и прочее. Поэтому сейчас, конечно, это все влияет на цену, но я привык больше смотреть на долгосрочные факторы: сколько потребляется нефти, сколько ее производится, сколько инвестируется в разведку и в бурение. Долгосрочные факторы не поменялись. Самый основной фактор — то, что в последние годы производилось очень мало объема инвестиций в разведку и бурение, это будет очень сильно ограничивать возможности наращивания предложения нефти в обозримой перспективе. Плюс если эти вещи, связанные с логистикой, примут долгосрочный характер, когда у вас доставка нефти из одной точки в другую будет затруднена и логистика будет усложняться всевозможными ограничениями, что из точки А в точку B сразу нельзя, а надо через точку С и так далее, это тоже будет накладывать дополнительную премию на мировые цены на нефть. Поэтому прогноз вполне нормальный 70-100 долларов, исходя из соотношения спроса-предложения. Могут быть, конечно, выходы куда-нибудь на выше-ниже, но это опять же из-за сиюминутных факторов, а в целом если говорить про риски сильного снижения цен на нефть, я их не вижу. И еще очень сильно недооценивают фактор инфляции. 100 долларов за баррель сейчас и 100 долларов за баррель семь-десять лет назад, когда у нас был предыдущий период высоких цен на нефть, нельзя сравнивать. Инфляция с тех пор немного повысила общий мировой уровень цен, и текущие 100 долларов за баррель — это где-то в районе 80 долларов по тем временам. Поэтому 70-100 долларов — это не столько даже оптимистический, сколько сдержанный прогноз по ценам на нефть».
Сегодня цена нефти Brent на лондонской бирже ICE опустилась ниже 80 долларов за баррель впервые с 21 декабря.