Найти тему
Tomorrow started

Слушаем залпом Depeche Mode. Speak & Spell (1981)

Оглавление

Для начала пара слов о том, почему я с Depeche Mode так дотошен. С этим коллективом у меня связано много воспоминаний и эмоций, ибо именно они в свое время, практически 20 лет тому назад, стали путеводной звездой как в мир музыки, так и реальный мир в целом. Это воистину одна из самых крутых групп на планете: благодаря им электронная и альтернативная музыка обрела знакомый нам сейчас облик, когда синтезаторы стали обыденностью не только в узких кругах, но и в общей массе, а их песни с моментально узнаваемым баритоном Дейва Гаана и мелодиями Мартина Гора нашли отклик в сердцах многих слушателей по всему миру. Не важно, жизнерадостный романтик ты или сумрачный гот, человек с широкой душой или замкнутый интроверт, любитель легкой или тяжелой музыки - перед Depeche Mode равны все.

-2

Группа прошла уникальный путь от легкой поп-группы, которую сложно было воспринимать всерьез, до легенд стадионов с большой и непростой дискографией, где есть место и хитам на все времена, и экспериментам с семплированием звуков из окружающего мира, и умелым сочетанием гитарного и электронного звучания, и доступным рассказам о темных частичках нашей жизни. Невозможно в этом многообразии выделить что-то, что нравится больше всего, так как в их пути нет ни одного откровенно провального периода, даже с учетом не таких впечатляющих пластинок последних 15 лет.

Их творчество открыло передо мной широкий простор самых разных возможностей, начиная от понимания того, насколько музыка может быть интересной, захватывающей и вдохновляющей, и заканчивая дружбой со многими прекрасными людьми, массой незабываемых концертов, первой любовью и зарождением моей домашней фонотеки. Могу сказать абсолютно точно, что без Depeche Mode моя жизнь была бы совершенно иной и куда более безынтересной. Они по сей день позволяют раскрывать мою душу и вдохновляют на благие поступки, чтобы мир вокруг становился чуточку лучше.

Через неделю начнется совершенно новая глава в их творчестве вместе с первом синглом альбома Memento Mori, а сейчас попробуем все-таки вернуться к самому началу и послушать каждый их шаг по отдельности.

Speak & Spell (1981)

Depeche Mode в 1981 году: Винс Кларк, Дейв Гаан, Мартин Ли Гор и Энди Флетчер
Depeche Mode в 1981 году: Винс Кларк, Дейв Гаан, Мартин Ли Гор и Энди Флетчер

Первый альбом Depeche Mode - Speak & Spell, был выпущен осенью 1981 года. В ту пору музыканты были еще совсем юными подростками, поэтому успех синти-поп пластинки под руководством владельца независимого лейбла Mute Records Дэниеля Миллера для ребят из пригорода Лондона открыл огромные возможности для дальнейшей самореализации.

Большая часть материала альбома была написана основателем коллектива
Винсом Кларком с небольшой помощью клавишника Мартина Ли Гора. В основном это достойная коллекция легких песен с простыми аранжировками и структурами, но с максимально сочным звучанием синтезаторов и драм-машины, что для той поры было новаторски и свежо. Depeche Mode хоть и вдохновлялись более нишевыми электронными командами и пост-панком, в их основе был классический поп-формат, заложенный еще в 60-х годах прошлого века, что и сделало их такими доступными для массового слушателя.

-4

Сейчас Speak & Spell не очень любят вспоминать в связи с последующим радикальным изменением творческого направления группы, однако альбом не стоит упускать из виду - это очень достойный и интересный дебют с классными мелодиями и ритмами. Его надо слушать, когда хочется создать жизнерадостное настроение, как будто сейчас абсолютно беззаботное время, без намека на что-то плохое. Да, возможно пластинка однородная и наивная, но ожидать чего-то большего от 18-летних подростков, выходцев из рабочего класса, которые неожиданно стали частью новой музыкальной сцены, как мне кажется, бессмысленно. Несмотря на то, что меня в детстве покорили их более поздние знаковые произведения, именно со Speak & Spell я начал их слушать полноценно.

У меня лимитированное ремастированное издание 2006-го года в формате Super Audio CD и DVD. Так как у меня стандартная стереосистема, достоинства многоканального микса оценить я не могу, а DVD содержит небольшой документальный фильм, основной трек-лист в разных формат и би-сайды с синглов. Картонный диджипак смотрится роскошно, даже несмотря на то, что для дебютника было сделано столь спорное оформление с лебедем в пластиковом пакете. Мне это фото всегда нравилось: есть что-то душевное в этой композиции, да и цвета подобраны удачно.

Слушаем Speak & Spell

-5

Исполнитель: Depeche Mode
Альбом: Speak & Spell
Дата выхода: 05.10.1981
Жанр: синти-поп
Лейбл: Mute Records
Продюсеры: Depeche Mode, Дэниель Миллер
Позиции в чартах: № 10 (Великобритания), № 192 (США)

Трек-лист:

1. "New Life"
2. "I Sometimes Wish I Was Dead"
3. "Puppets"
4. "Boys Say Go!"
5. "Nodisco"
6. "What's Your Name?"
7. "Photographic"
8. "Tora! Tora! Tora!"
9. "Big Muff"
10. "Any Second Now (Voices)"
11. "Just Can't Get Enough"
12. "Dreaming of Me"
(бонус-трек на переиздании 2006-го года)

1. "New Life" (В. Кларк)

"New Life" стала первым сингло с альбома и первым серьезным успехом группы в чартах, что позволило Depeche Mode выступить на Top of the Pops. Мне она всегда нравилась за счет планомерного вступления и очень классными мелодиями, сразу настраивающие на позитивный лад. Совершенно не хочется выключать альбом после такого хита. Чистейший синти-поп во плоти, где нет ничего лишнего.

2. "I Sometimes Wish I Was Dead" (В. Кларк)

Чуть более размеренная, но ритмичная "I Sometimes Wish I Was Dead" хорошо сбавляет обороты после мощного старта. Меня всегда забавлял контраст весьма мрачного названия с достаточно бодрым и веселым ритмом, ох уж этот Винс Кларк.

За пределами Великобритании этот трек часто опускался в пользу внеальбомного сингла "Dreaming of Me", из-за чего она до XXI века был не таким известным.

3. "Puppets" (В. Кларк)

-6

На фоне прочих песен Винса Кларка "Puppets" чувствуется более серьезной и мощной композицией. Мне в ней всегда нравился жесткий бас, интересная динамика, а также контраст между куплетами и проигрышами. Особенно подкупает классный проигрыш в середине. Могла бы стать хитом при желании.

4. "Boys Say Go!" (В. Кларк)

Интересный дискотечный трек, где разве что может смутить не самая однозначная лирика: про мальчиков иль про девочек сочинял Кларк, не совсем понятно. Но несмотря на это, песня мне всегда нравилась, очень бодрит, даже сейчас современно звучит.

5. "Nodisco" (В. Кларк)

Супер ритмичный с "недискотечным" названием трек "Nodisco" мне всегда напоминал классическое итало-диско и танцевальную музыку конца 70-х. К этой песни становится очевиден стандартный паттерн структуры песни, что может смутить более искушенных слушателей. Однако я люблю эту электронную вещицу, возможно за какую-то ностальгию даже.

6. "What's Your Name?" (В. Кларк)

-7

Наиболее невзрачной и неоднозначной песней с альбома можно смело назвать "What's Your Name?". Старомодная песенка про слащавого мальчика вряд ли кого могла заинтересовать даже в те времена, чего уж тут говорить про сейчас. Разве что некоторый налет на поп-шлягеры начала 60-х может немного сгладить впечатления, но не более того.

7. "Photographic" (В. Кларк)

А вот вторая половина пластинки начинается со знаковой вещицы - "Photographic". Музыкально - это наиболее интересная композиция с альбома. Шикарная аранжировка, нагнетающая динамика, которая создает приятное напряжение, в общем маленький шедевр для 1981 года, однозначно любимое с альбома. Никогда не понимал, почему эту песню не сделали синглом - могла бы взлететь еще круче прочих.

8. "Tora! Tora! Tora!" (М.Л. Гор)

Одна из двух композиций Мартина Гора на фоне всего альбома сильно выделяется за счет более жесткого и мрачного звучания, которое особенно выигрышно смотрится после "Photographic", так как переход получился очень гармоничным. Мартин тогда еще не был опытным композитором, но ранний эксперимент заходит на ура. Интересно слушать, как юный Гаан поет о чем-то более серьезном и пытается вытягивать ноты.

9. "Big Muff" (М.Л. Гор)

-8

Второй номер Гора идет следом за первым и представляет из себя единственную инструменталку. Для меня это такой музыкальный забег из синтезаторов, каждый из которых воспроизводит забойные мелодии, из чего и складывается здоровская штука. Совершенно не воспринимается как нечто фоновое или проходное, особенно если начать сравнивать с более проходными композициями Кларка.

10. "Any Second Now (Voices)" (В. Кларк)

К альбому инструментальный би-сайд "Any Second Now" обзавелся лирикой, что превратило композицию в первую балладу Depeche Mode. Более высокий и нежный голос Мартина пришелся куда более басового Дейва, поэтому в этой песне он впервые солирует. Отличная минималистичная вещица, которая превосходно настраивает к приближающемуся финалу.

11. "Just Can't Get Enough" (В. Кларк)

Главный хит группы образца 1981 года и оригинальный финал альбома Speak & Spell. Раньше я не сильно любил "Just Can't Get Enough", не так сильно она меня впечатляла на фоне более ярких вещей, но сейчас я куда лучше понимаю насколько точно она подводит черту и замыкает эту пластинку, после чего однозначно должен остаться позитивный эффект, тем более когда вторая половина пластинки получилась куда более экспериментальной.

Не могу не вспомнить первый клип группы. Смотреть на это без улыбки сейчас невозможно: музыканты в кожаных одеяниях пытаются всерьез играть свою песню, тогда как на фоне на подтанцовках эффектные модные дамы. Я думаю многие юноши примерно так и представляли свой первый крутой видеоклип.

12. "Dreaming of Me" (В. Кларк)

-9

В переиздании Speak & Spell замыкает первый сингл группы - "Dreaming of Me". Приятная композиция с легкой меланхолией, которая тоже неплохо завершает альбом. Она не такая совершенная в части исполнения, так как это одна из первых студийных записей Depeche Mode, но в этом есть и свое очарование.

***

Не знаю как у вас, но мне всегда приятно переслушивать Speak & Spell и с каждым разом он ничуть не надоедает. Я бы даже сказал наоборот - начинают подмечаться ранее незамеченные детали. Я вот раньше никогда не обращал внимание на столь разительную разницу между двумя половинами пластинки, да и то, как записан альбом, даже сейчас воспринимается современно и чисто.

Синглы (1981)

-10

Так как у Depeche Mode я и синглы люблю, про обратные стороны тоже хочется рассказать. Поэтому вдогонку к альбому прослушаем и синглы.

Dreaming of Me (7" сингл, 1981)
Dreaming of Me (7" сингл, 1981)

"Dreaming of Me" комплектовалась только би-сайдом "Ice Machine", который удивляет своим мрачным отстраненным звучанием, несмотря на то, что ее Кларк написал. Неудивительно, что ее любят многие поклонники, несмотря на легкомысленное отношение к наследию Винса.

С "New Life" начались эксперименты с релизом на 7" и 12" дюймовых пластинках, что позволило выпускать расширенные версии композиций, иначе говоря - первые ремиксы. Удлиненная "New Life" выделяется разве что ударным вступлением, в остальном же это примерно та же композиция, что и на альбоме.

Би-сайд "
Shout" - интригующий и напряженный номер, один из наиболее впечатляющих из эпохи первого альбома. Я никогда не понимал нужду в сильно приглушенном вокале Дейва, но менее мощной песня от этого все равно не становится. Расширенная ее версия предлагает удлиненный инструментальный финал, чуть более раскрывающая потенциал песни.

С "Just Can't Get Enough" все думаю понятно, хотя ее расширенная версия с подзаголовком "Schizo Mix" неожиданно раскрывает ее с более мрачной стороны благодаря добавленной второй половины. Более того, расширенная концовка использовалась несколько лет в живом варианте где-то до середины 80-х. Даже немного жалко, что не этот вариант попал на альбом.

Инструментальный би-сайд "
Any Second Now" в альбомном варианте мы уже слышали, и мне сложно сказать, какой мне нравится больше. Оригинальный с сингла мне кажется более интересным за счет классного сочетания синтезаторов, которые вгоняют в некоторый транс, тогда как первый вокальный опыт Мартина тоже весьма любопытен. В "Altered" версии иное вступление, были добавлены некоторые новые звуки, а некоторые фрагменты - удлинены.

1981 >> 1982