Найти в Дзене
Социальная биология

У детей беженцев не будет родины?

«Малая родина – это Целина», - выкрикивали мы на школьном выпускном балу. И правда, я отлично знаю Целину. В своем районе мы изгуляли все. Только потом родители стали разрешать ездить в центр города. Казалось, это было далеко. Теперь, я могу не появляться на районе годами, но помню там каждый куст. Иногда, правда, удивляюсь, как выросли деревья, потому что даже их высота запечатлелась в детских воспоминаниях. Я думаю, у каждого есть место, которое они воспринимают, как родное. Это и есть настоящая родина. И никто не сможет сказать, что ты там чужой, продай хоть все имущество и появись через 20 лет. Это место, где прошло твое детство! Только у моей дочери, кажется, такого места не будет. Да и у многих, кто сейчас вынужден скитаться по другим странам. Это естественно, после жизни в большом городе многие возвращаются назад, на родину, растить своих детей. И только когда в родном краю жизнь становится опасной, приходится делать шаг в неизвестность и становиться беженцами. В жизни беженцев

«Малая родина – это Целина», - выкрикивали мы на школьном выпускном балу. И правда, я отлично знаю Целину. В своем районе мы изгуляли все. Только потом родители стали разрешать ездить в центр города. Казалось, это было далеко. Теперь, я могу не появляться на районе годами, но помню там каждый куст. Иногда, правда, удивляюсь, как выросли деревья, потому что даже их высота запечатлелась в детских воспоминаниях.

Я думаю, у каждого есть место, которое они воспринимают, как родное. Это и есть настоящая родина. И никто не сможет сказать, что ты там чужой, продай хоть все имущество и появись через 20 лет. Это место, где прошло твое детство!

Только у моей дочери, кажется, такого места не будет. Да и у многих, кто сейчас вынужден скитаться по другим странам.

Это естественно, после жизни в большом городе многие возвращаются назад, на родину, растить своих детей. И только когда в родном краю жизнь становится опасной, приходится делать шаг в неизвестность и становиться беженцами.

В жизни беженцев очень много страхов, но этот не меньший: как твой ребенок будет расти на чужбине? Особенно когда переезжаешь с одного места на другое.

Только ты приехал в новый город (страну), отвел ребенка в детский сад, как снова переезд: новые земли, новые люди, новые друзья. Откуда взяться «малой родине»?

Слышала об одном исследовании, где проводили опрос среди детей американских хиппи. В далекие шестидесятые в США было модно путешествовать на автодоме и быть свободным, как ветер. У родителей была идеология, а у детей проблема с постоянными друзьями. Когда дети хиппи выросли, выяснилось, что многие так и не научились создавать длительные отношения или стабильно работать на одной работе. Многие жаловались на непереносимость больших проектов.

Но, честно говоря, мне даже не хочется гуглить это исследование, слишком много переменных играют роль в становлении личности. Я уверена, что многие дети странствующих хиппи нашли себя в этой жизни и счастливы, например, Джим Керри.

Иначе посмотреть на ситуацию мне позволила замечательная книга «Непослушное дитя биосферы» В.Р. Дольника. Автор рассказывает про наших предков, с чего мы начинали свой путь, а именно, про собирательство.

Собирательство – это наш инстинкт. Вы можете это проверить, когда выйдете на прогулку по парку в осенний день или на песчаный берег. Руки так и тянутся поднять красивый листик, сорвать гриб или подобрать камешек. И не мудрено, не один миллион лет собирательство было основным источником пищи. Об этом свидетельствует и наша любовь к продуктам с душком, например, сыр камамбер или сыр с плесенью.

Мы ходили и искали на земле что-нибудь съестное, а когда местность беднела, переходили на новые территории. Если эти земли были заняты другим поселением, нас прогоняли. Со временем у каждого сообщества сформировалась ограниченная местность, которую они считали своей, и охраняли от чужаков. Закончилось съестное на родной полянке, люди переходили в родной лес или выходили на свою часть берега реки. На обжитой территории они чувствовали себя в безопасности, и это чувство мы сохранили до сегодняшнего дня, оно называется «любовь к родине».

Крестьяне, которым хватало на жизнь в своей деревне, вели оседлый образ жизни. Их дети росли на одной улице, и ее они считали своей родиной. Но всегда были кочевники. Степной народ проходил большие расстояния и мог освоить обширные территории, особенно когда одомашнил лошадей. Их дети ориентировались на большем пространстве, чем одна улица, но они также запоминали места, на которых прошло их беззаботное детство, и считали их родными.

-2

Эта мысль из книги меня вдохновила. Детство – прекрасная пора. Каждое открытие, каждая прогулка приносит безграничное счастье. Места, где ты провел беззаботное время, отпечатываются в памяти как родные. И не важно при каких обстоятельствах для родителей ты там жил.

Если все места жизни из детства могут стать родными, тогда в переездах можно найти и плюсы для воспитания детей.

А что вы думаете по поводу переездов в детстве?