Придорожные аллеи из деревьев – такое же историческое наследие Калининградской области, как кирхи, замки, монументальные гидротехнические сооружения. Грамотно (а по-другому тогда не умели) высаженные вдоль дорожного полотна деревья были не только украшением пейзажа, но и укрывали путника от неприятных сюрпризов погоды.
В Польше и Германии до сих пор заботятся об этих аллеях, превращая самые живописные из них в туристические объекты, а вот современная Калининградская власть пошла другим путём – инициировала массовую вырубку придорожных деревьев.
Культура создания аллей вдоль дорог пришла в Пруссию из Китая. Там практика высаживания деревьев «по обе стороны дороги на расстоянии двух шагов» начала применяться еще в XIII веке. За причинение вреда насаждениям полагалось наказание, вплоть до смертной казни.
Изначально в Пруссии осознанной высадкой деревьев вдоль какого-то пути занимались исключительно для обозначения границ владений и деревень. Первое распоряжение о посадке деревьев вдоль дорог издал Фридрих Вильгельм I в начале XVIII века. Однако, официальный указ с инструкциями и нормативами был издан 24 июня 1764 года королём Фридрихом Великим.
Тогда рекомендовалось высаживать вербы вдоль обочин почтовых дорог, местного и государственного значения, военных. Позже список пород расширили, добавив в него: дуб, липу, березу, тополь. Ширина дороги предписывалась до 30 футов (9 м.), а расстояние между деревьями – до 35 футов (10,7 м.). Перед стволами устанавливали каменные отбойники, а за ними канавы.
Так зачем же были нужны эти насаждения вдоль дорог, которые назвали французским словом «аллея»? Из практичных соображений и безопасности. В непогоду кроны деревьев защищали саму дорогу и путников от дождя и снега. Солнце более не ослепляло и не припекало. У путешественника не появлялась усталость от монотонности. А еще это была отличная навигация в ночное время.
И конечно же, нельзя забывать период их появления в Пруссии. Фридрих Вильгельм I заложил начало новой европейской армии, а Фридрих Великий достроил до того уровня, что словосочетание «прусская армия» стало военным эталоном. Всё в стране делалось для комфорта солдат, которые должны были быстро и без лишней усталости передислоцировать из точки А в точку Б.
Даже в советское время аллеи из деревьев считались наследием, правда в деревнях их называли «последними солдатами вермахта», но с удовольствием и скрываемой благодарностью использовали. Нынешняя власть имеет другой взгляд на этот вопрос и, ссылаясь на российские ГОСТы, с активностью, которая была бы хороша для решения более насущных проблем региона, уничтожает одну из главных достопримечательностей края. За основу политики истребления этих насаждений взята общероссийская (а не региональная) статистика смертности от столкновения авто с деревом.
К сожалению, общественные инициативы по сохранению такого оригинального наследия, постоянно натыкаются на государственную машину отрицания того, что у населения может быть своё, зачастую верное и разумное мнение. Даже если принять во внимание аргументацию власти, то всё равно можно найти решение без устоявшегося в России принципа «рубить сплеча» (в данном случае это даже не фразеологизм, а реальное описание того, что происходит с красивыми аллеями вдоль дорог Калининградской области).
© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
Вся история любимой области – в цикле книг «Прусская Атлантида: Исторический путеводитель по Калининградской области», которые доступны к покупке в электронном формате (pdf).
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта: knowprussia.tilda.ws
Все права защищены.
Материал из пабликов «Познавая Пруссию» не может быть воспроизведен или использован в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации.