Порой ездим здесь изо дня в день и осознаем, что место-то вроде какое-то необычное, но вникнуть, разобраться все не хватает времени…
Выше устья реки Чемал расположен весьма интересный в орографическом плане объект. Его видел каждый, кто проезжал Чемальским трактом от села Чемал вверх по долине Катуни, ну, например, к Ороктойскому мосту.
Здесь дорога идет по днищу не очень протяженного, но довольно глубокого ущелья, напоминающего почти «полутоннель» («полутуннель»).
Это сквозное ущелеобразное понижение разделяет массив горы Верблюд и безымянный массивный гребень, который сегодня огибает Катунь, образуя, так называемую, «Чемальскую трубу».
Интересно, в результате чего образовалось это ущелье?
Таким вопросом я задавалась всегда, сколько себя помню, но на ответ наткнулась совсем недавно.
Оказалось, что все дело в водном потоке.
- С каким водным потоком? – спросите вы. Здесь и следа нет от реки, речки или ручья.
Разберемся.
Оказывается, «след» есть.
Участок долины Катуни, о котором идет речь выше, расположен выше устья реки Чемал. Здесь Катунь образует глубоко врезанный крутой меандр («Чемальскую трубу»), огибающий скальный гребень шириной 2 км и высотой над урезом реки 240 м. Этот гребень в меридиональном плане (с севера на юг) насквозь прорезает каньонообразный спиллвей, являющийся продолжением южнее расположенного короткого прямолинейного участка Катунской долины.
Спиллвей – путь, канал, грандиозного, как правило, катастрофического сброса воды из ледниково-подпрудных озер, через низкие водоразделы, перевальные седловины и др. в соседние бассейны.
К северу спиллвей постепенно расширяется и опускается до уровня Катуни. Его продолжением ниже по течению является спрямленный эпигенетический участок долины Катуни сразу ниже устья реки Чемал, который в народе называют «Воротами Сартакпая».
В южной части превышение спиллвея над урезом реки составляет всего 10 – 15 м.
Сегодня именно по днищу спиллвея проходит дорога на село Эдиган.
- Как этот спиллвей образовался?
Этот спиллвей является результатом катастрофических водных потоков. Эти потоки были образованы прорывами огромных ледниково-подпрудных озер, занимавших Чуйскую, Курайскую, Уймонскую межгорные котловины.
Глубина потока в долине нижней Катуни до села Майма могла быть не менее 150 м. (Бутвиловский, 1993 г.)
Эти катастрофические потоки по расходам воды могли превышать современную Катунь не менее чем в 109 – 136 раз; по скорости течения в 10 раз.
Таких катастрофических событий в долине Катуни, по данным разных авторов, только в позднем неоплейстоцене было от 3 до 7 (Бутвиловский 1993, Рудой 2005, Русанов 2007).
В результате прохождения этих потоков на разных участках долины, например, у села Чемал, были сформированы гигантские валы, «теневые» террасы, размыты коренные гряды вплоть до проложения нового русла Катуни. Последнее было возможным благодаря развитию мощнейшей кавитации, которая возникает в потоках со скоростью более 7 -8 м/с
Кавитация – образование в жидкости полостей, заполненных газом, паром, или их смесями.
Стрежни таких потоков перед крупными коленообразными поворотами долины Катуни, не меняя направления, частично перехлестывали через низкие местные водоразделы. Эрозия (разрушение) потока, перегруженного влекомыми и взвешенными наносами, одновременно с мощнейшей кавитацией, формировали короткие, узкие и частично глубоко врезанные сквозные долины – спиллвеи. Они имеют каньонообразные, реже узкие, ящикообразные поперечные профили (Рудой 2005) с крутыми, часто субвертикальными стенками.
Сейчас в этом чемальском спиллвее слева добывают сланец, который используется для отделочных работ, справа есть метеорологические приборы. Я же на склонах этого спиллвея в апреле фотографирую цветущие прострелы.
Путешествия продолжаются... Ольга Шадрина. Фото автора