Найти тему
Киномнение

Черно-белый ужас или фильмы, которые доказали, что цвет не главное, что делает фильмы страшным.

Оглавление

Черно-белые фильмы ужасов уже не так страшны. Это мнение преобладает среди поклонников ужасов: если это черно-белое, это скучно и устарело, с банальными сюжетами, чрезмерной актерской игрой и нелепыми спецэффектами.

Кого сегодня могут испугать «Дракула» Белы Лугоши или «Монстр Франкенштейна» Бориса Карлоффа, которые пугали зрителей в 1931 году? И хотя это правда, что страхи, вызванные этими классическими фильмами, с течением времени были слегка притуплены более графичными фильмами ужасов, все еще существует множество черно-белых фильмов ужасов, которые могут напугать вас до усса, короче просто напугать.

Некоторые из этих фильмов были показаны примерно в то же время, что и «Франкенштейн» и «Дракула», и они пользовались более свободными ограничениями на тематику изображения секса и насилия до создания Кодекса Хейса в 1934 году, который ограничивал все это. Другие были сделаны в середине 20-го века и воспользовались низкой стоимостью черно-белой пленки, чтобы вписаться в свой ограниченный бюджет, в то время как другие намеренно использовали черно-белый формат, чтобы придать потусторонность своим историям и изображениям.

Во всех случаях эти фильмы ужасов доказали, что цвет не был определяющим фактором в том, что делало фильм страшным.

Ниже приведены некоторые из наиболее заметных примеров странных, потусторонних и тревожных черно-белых фильмов ужасов, которые пугали зрителей за последние сто лет.

1 "Ведьмы" (Häxan) 1922 год.

кадр из фильма.
кадр из фильма.

Если вы не верите, что немые фильмы способны шокировать и удивлять, то пришло время посмотреть «Ведьмы». Это шведский фильм 1922 года, также известный как «Колдовство сквозь века», использовал то, что по современным стандартам считалось бы рудиментарными визуальными эффектами, чтобы изобразить средневековые верования в сверхъестественное и колдовство и то, как они привели к смерти бесчисленное количество людей, которые, возможно, страдали от неизлечимых психических заболеваний.

Режиссер
Беньямин Кристенсен использовал все возможные уловки, доступные кинематографистам перед рассветом говорящих картин, чтобы показать экстраординарные сцены черной магии и колдовства, и удивительно графический (для того времени) Шабаш ведьм.

2 "Черный кот" 1934 год.

кадр из фильма.
кадр из фильма.

Не только присутствие Бориса Карлоффа и Белы Лугоши делало сверхъестественный триллер 1934 года «Черный кот» таким тревожным.

Снятый до принятия Кодекса Хейса, фильм предлагает зрителю шокирующие предположения о насилии: пытки, массовую резню и некрофилию. Ни один из этих ужасов не был показан в каких-либо графических деталях, но финальная сцена жертвоприношения, в свое время шокировала немало людей.

3 "Доктор Икс" 1932 год.

кадр из фильма.
кадр из фильма.

На первый взгляд вам может показаться, что этому фильму не место в подборке черно-белых фильмов, но на самом деле фильм был снят на черно-белой пленки улучшенного двуцветного процесса Technicolor.

Интересный факт: "цветные" копии фильма были зарезервированы для крупных городов Америки, а черно-белые копии были отправлены в небольшие города и на зарубежные рынки.

Также стоит отметить, что фильм был снят до принятия Кодекса Хейса, поэтому в историю фильма вплетены такие темы, как убийства, изнасилования, каннибализм и проституция.

Маньяк, известный как Лунный убийца, терроризирует Нью-Йорк, убивая и частично пожирая своих жертв во время полнолуния. Полиция обращается к доктору Ксавье, чтобы он помог раскрыть эти преступления.

4 "Убийства на улице Морг" 1932 год.

кадр из фильма.
кадр из фильма.

«Убийства на улице Морг» - фильм режиссера Роберта Флори содержит только два элемента из истории Эдгара Аллана По, на которой он основан — неистовая обезьяна и судьба одной из ее жертв — в основном сюжет вращается вокруг сумасшедшего ученого доктора Миракле (в исполнении Лугоши) и его любопытных идеи относительно эволюции.
Фильм также был снят до принятия
Кодекса Хейса.

5 "Безумная любовь" 1935 год.

кадр из фильма.
кадр из фильма.

Одержимость подпитывает большую часть жутких событий в «Безумной любви», психологическом триллере 1935 года с готическими атрибутами и ведрами извращенной психологии.

Карл Фройнд, который работал оператором многих ранних немецких классических ужасов и научной фантастики, таких как «Голем» и «Метрополис», в качестве режиссера снял «Безумную любовь» и этот фильм стал американским кинодебютом его соотечественника, актера Питера Лорре.

Лорре, который прославился в Германии с тревожным изображением убийцы детей в
«М убийца» Фрица Ланга, был идеальным выбором для роли антагониста фильма, доктора Гоголя.

Блестящий хирург, Гоголь является маньяком, зацикленным на театральной актрисе Ивон Орлак. Когда ее муж-пианист Клайв теряет руки в железнодорожной аварии, Гоголь желает завоевать ее любовь: он пересаживает Клайву руки только что обезглавленного убийцы Роло.

6 "Помешательство" 1955 год.

кадр из фильма.
кадр из фильма.

"Помешательство" начал свою жизнь как сюрреалистический 10-минутный короткометражный фильм Джона Паркера, и со временем превратился в полнометражный фильм в 1955 году.

Фильм был вдохновлен кошмаром, пережитым помощницей Паркера, Адриенной Барретт, и с тех пор тревожит зрителя.

Сам фильм разворачивается без диалогов и следует за молодой женщиной, которая пересекает кошмарный город с расплывчатой миссией изгнать демонов своей семьи — папа убил маму, а девочка убила папу — совершив еще одно убийство. Все это происходит на грани между реальностью, фантазией и страхом, и заставляет зрителя задаться вопросом, совершила ли она преступление или нет.

Фильм «Помешательство» был обоснованно отвергнут Советом по цензуре штата Нью-Йорк, который посчитал его «бесчеловечным» и «неприличным». Позже Паркер продал фильм продюсеру
Джеку Х. Харрису, который перемонтировал фильм, добавил новое название «Дочь ужаса». Позже Харрис добавил кадры из «Помешательства» в свою самую известную постановку — «Капля» 1958 года.

Время не ослабило мрачную жуткость «Помешательства», критики оценили направление Паркера, считая его единственным в своем роде гибридом эксплуатации и сюрреализма.

7 "Глаза без лица" 1960 год.

кадр из фильма.
кадр из фильма.

Когда французский режиссер Жорж Франжу в 1960 году представил зрителям свой фильм «Глаза без лица», он тем самым вызвал переполох и обмороки по всей Европе.

Доктор Жаннесье хирург, чья дочь была изуродована в автомобильной аварии. Решив исправить обезображенное лицо дочери, которое скрывается под бледно-белой маской, Дженнессье и его помощница похищают молодых женщин и пересаживают их лица дочери, которая не догадывается о деяниях своего отца.


А теперь опять вернемся к переполоху и обморокам в Европе, все это вызывали чересчур реалистичные операции, показанные на экране.
Фильм получил смешанные отзывы критиков и отправился в Америку в усеченной версии под названием
«Камера ужасов доктора Фауста».

8 "«Ноябрь» 2017 год.

кадр из фильма.
кадр из фильма.

Магия – как добрая, так и злобная – не только реальна, но и встречается в повседневной жизни в отдаленной эстонской деревушке 19 века.

Эстонская деревня служит местом действия фильма сценариста-режиссера Райнера Сарнета «Ноябрь». Деревушка, которая, кажется, застряла в средних веках, является домом не только для призраков мертвых, но и различных сверхъестественных существ. К ним относятся кратты, существа, собранные из останков различных животных, а также ведьма и сам дьявол.

9 "Зависимость" 1995 год.

кадр из фильма.
кадр из фильма.

Кровь — это наркотик, в мрачном инди-фильме Абеля Феррары 1995 года «Зависимость». Уникальность «Зависимости» заключается в том, что фильм проводит параллели между наркоманией и жаждой крови.

Также уникальным поворотом фильма является явный католический подтекст, а в частности концепция религиозного искупления и возрождения в контексте вампиризма.

10 "Глаза моей матери" 2016 год.

кадр из фильма.
кадр из фильма.

Ужас порождает ужас в инди-фильме режиссера Николаса Пеше «Глаза моей матери».

Триллер рассказывает о Франциске, которая став свидетелем жестокого и бессмысленного убийства своей матери в детстве, возвращается к травме каждый раз, когда кто-то переходит ей дорогу во взрослой жизни.

Насилия в «Глазах» было достаточно, чтобы некоторые кинозрители убегали с показов, когда фильм демонстрировался на кинофестивале «Сандэнс» в 2016 году.

11 "Маяк" 2019 год.

кадр из фильма.
кадр из фильма.

История безумия, морских монстров и мифология, все это перемешивается в фильме ужасов Роберта Эггерса «Маяк». Фильм является доказательством того, что черно-белые фильмы также могут вселять страх, как и их полноцветные братья.

Эггерс снял «Маяк» в черно-белом цвете, а также использовал чрезвычайно низкий свет и устаревшее соотношение сторон (1: 19: 1), которое сжимает кадр почти до клаустрофобии — чтобы подчеркнуть котел психологических потрясений, который кипит под каждой сценой.

Пишите комментарии и ставьте лайк! Поддержите канал подпиской!