Найти тему

Подключение к ЕГАИС. Пошаговая инструкция

Оглавление

Чтобы выпускать и реализовывать алкогольную продукцию, производители, поставщики и продавцы должны подключиться к системе ЕГАИС. Это Единая государственная автоматизированная информационная система Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка РФ. В ней фиксируются все сделки со спиртосодержащей продукцией. Для работы в системе понадобится настройка личного кабинета.

В статье пошагово рассмотрим, как осуществляется подключение к ЕГАИС и что для этого потребуется.

Этапы подключения к ЕГАИС

Пошаговое подключение к ЕГАИС состоит из следующих этапов:

  1. Проверка параметров компьютера.
  2. Покупка ключевого носителя — токена, и получение электронной подписи.
  3. Вход в личный кабинет ЕГАИС.
  4. Генерация ключа-доступа (RSA-ключа).
  5. Загрузка универсального транспортного модуля (УТМ).
  6. Выбор товароучётной системы.

Направлять заявление в ведомство не требуется, пользователь может подключиться к системе самостоятельно. Чтобы осуществить настройку ЕГАИС, можно воспользоваться нашей инструкцией.

Требования к компьютеру для работы с ЕГАИС

Чтобы подключиться к ЕГАИС, компьютер должен иметь определённое аппаратное и программное обеспечение.

Аппаратное обеспечение:

  • процессор от 32x с частотой от 1,9 ГГц и выше;
  • оперативная память от 2 Гб;
  • сетевой Ethernet контроллер, 100/1000 Mbps, разъём RJ45;
  • жёсткий диск объёмом не меньше 50 GB

Программное обеспечение:

  • системное программное обеспечение Java 8 и выше;
  • программное обеспечение ЕГАИС — выдаётся бесплатно Росалкогольрегулированием, не требует установки дополнительного ПО;
  • товароучётная система, согласно утверждённому формату;
  • ключевой носитель JaCarta SE PKI/ГОСТ или Рутокен ЭЦП 2.0.
Выбрать подходящий носитель для электронной подписи ЕГАИС рекомендуем в нашем интернет-магазине. В каталоге представлены только сертифицированные модели токенов.

Получение Электронной подписи для работы с ЕГАИС

Квалифицированную электронную подпись выдают только в специализированных удостоверяющих центрах (УЦ). Выбор УЦ зависит от того, кто будет её использовать. Главное — пользователь должен купить и принести специальный токен — JaCarta SE PKI/ГОСТ или Рутокен ЭЦП 2.0.

Руководитель юрлица или ИП получают КЭП только в УЦ ФНС или её доверенных лиц. Нужно лично явиться в любое отделение налоговой службы. Обслуживание ведётся в порядке живой очереди по графику выбранного филиала.

Работники, действующие по доверенности от имени организации, получают личную ЭЦП в удостоверяющем центре, аккредитованном Минцифры. Актуальный список указан на сайте ведомства.

Для работы в системе ЕГАИС рекомендуем квалифицированную электронную подпись от УЦ «Калуга Астрал». Также подходит для подписания алкогольных деклараций на сайте ФСРАР. Индивидуальные предприниматели и руководители юрлица могут воспользоваться услугой Получение КЭП в ФНС под ключ.

Личный кабинет в ЕГАИС

Для работы в личном кабинете необходимы:

  • компьютер с ОС Windows XP и выше;
  • браузер Internet Explorer версии 9.0 и выше;
  • программа ФСРАР-Крипто 3. Если она не установлена, система предложит её скачать;
  • Электронная подпись на соответствующем носителе.

Если пользователь не знает, все ли параметры соответствуют необходимым, в личном кабинете можно осуществить проверку компьютера на работоспособность.

Пошаговая инструкция проверки совместимости оборудования с ЕГАИС

Для проверки совместимости потребуется:

  1. Перейти на сайт ЕГАИС по адресу http://egais.ru/ и нажать «Вход в личный кабинет».
-2
  1. Система предложит ознакомиться с условиями создания личного кабинета и проверить их выполнение.
-3
  1. Для проверки ПК на соответствие нажать «Начать проверку».
-4
  1. На экране отобразится результат проверки. Красный значок покажет ошибки, которые необходимо исправить. Когда все строки загорятся зелёным, можно переходить к входу в личный кабинет.
-5

Пошаговая инструкция входа в личный кабинет ЕГАИС

После того как система покажет, что компьютер подходит для работы с ЕГАИС, на сайте предложат скачать и установить программу Фсрар-Крипто 3. Далее появится возможность перейти в личный кабинет, для этого необходимо:

  1. Нажать «Перейти в личный кабинет».
  2. Ввести пин-код аппаратного ключа ГОСТ. Если при выдаче носителя покупателю не сообщили код, нужно ввести универсальный — 0987654321.
-6
  1. После этого на экране появится сертификат квалифицированной электронной подписи. После нажатия на него пользователь попадает в личный кабинет.

Генерация RSA-ключа

После входа в личный кабинет необходимо сгенерировать RSA-ключ доступа. Он устанавливает защищённое соединение с сервером ЕГАИС. Записывается на тот же токен, который содержит электронную подпись для ЕГАИС.

Пошаговая инструкция генерации RSA-ключа

Чтобы сгенерировать RSA-ключ необходимо:

  1. В личном кабинете нажать «Получить ключ».
-7
  1. Выбрать место осуществления деятельности, для которого будет сформирован ключ. Чтобы добавить несколько мест осуществления деятельности ИП и юрлица-нелицензиата в справочник ЕГАИС, нужно перейти на домашнюю страницу УТМ ЕГАИС. Инструкция доступна по ссылке.
  2. Нажать «Сформировать ключ».
  3. Ввести пин-код RSA. Если при выдаче электронной подписи пользователю такой код не сообщили, нужно ввести универсальный пароль — 11111111.
-8
  1. Нажать «Сформировать ключ».
  2. Если всплывёт данное окно, нужно ещё раз ввести код.
-9
  1. На экране появится уведомление об успешной записи RSA-ключа на токен с электронной подписью для ЕГАИС.
-10

Установка УТМ

УТМ — это универсальный транспортный модуль. Он передаёт информацию об обороте, оптовой и розничной продаже алкогольной продукции в базу данных ЕГАИС. Его можно скачать в личном кабинете системы. Скачать УТМ можно только после установки RSA-ключа на ключевой носитель.

Пошаговая инструкция установки УТМ

Чтобы установить УТМ, необходимо:

  • Выбрать раздел «Транспортный модуль».
-11
  • Скачать установщик УТМ. На сайте ЕГАИС будет представлена актуальная версия модуля.
  • Установить программу на компьютер, следуя подсказкам мастера установки.

Выбор товароучётной системы

УТМ осуществляет обмен данных между пользователем и ЕГАИС. Для электронного документооборота понадобится товароучётная система. Без неё работать с алкогольной продукцией не получится. Такие программы могут быть коробочные или облачные. Первые требуют установки на рабочее место. Работать с программой можно только на одном компьютере. Во втором случае в программу можно зайти с любого устройства, вне зависимости от местоположения пользователя. Главное — обеспечить надёжное интернет-соединение. Коробочная программа подойдёт предпринимателям с одной торговой точкой, а облачные для магазинной сети.