Самоорганизация личности
Самоорганизация - интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. Это показатель личностной зрелости.
Самоорганизация может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т. е. тем людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. Самоорганизация у них не приобрела четкую нацеленность, осознанность, контролируемость.
Первым признаком высокой самоорганизации следует считать активное самосознание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то самоорганизация предполагает, что этот процесс происходит в настоящее время. Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т. д.) индивидуальным особенностям личности, ее интересам и устремлениям.
А. Маслоу в беседе со с своими учениками всегда повторял одну фразу «Не надо стремиться делать хорошо никому не нужные вещи». Каждый человек изначально имеет определенный энергетический потенциал. И если этот потенциал направлен на достижение правильно выбранных целей в жизни, то есть шанс достигнуть верхнего уровня самоактуализации.
Таким образом, самоорганизация личности - деятельность личности по четкой упорядоченности своей жизнедеятельности; способность и умение организовать себя. Проявляется самоорганизация в целеустремленности, самоанализе и жестком самоконтроле, самооценке, самоограничении себя во всем.
Самоорганизующаяся личность умеет планировать время и работу, быстро принимать решения и выполнять их, экономно тратить силы и средства. Самоорганизованная личность работает над собой, своим характером, особенно эмоционально-волевой сферой. Это личность с высоким чувством долга, с высоко развитым личным достоинством.
Развитие личности происходит благодаря разнообразию видов деятельности и взаимодействию с другими людьми. Совместная деятельность детерминирует развитие личности. Выбирая различные социальные позиции, в ходе совместной деятельности личность преобразуется из объекта в субъект развития, становясь все более активным творцом, дополняя процесс развития целенаправленным саморазвитием.
Именно благодаря саморазвитию, личность реализует свои способности, совершенствуется, в результате чего становится инициатором развития сообщества, в котором находится, тем самым внося свой склад в культурно-историческое развитие общества, т.е. индивидуальная самоорганизация детерминирует процесс общественной самоорганизации. При этом основу способности к саморазвитию составляют:
- умения личности видеть свои недостатки и ограничения;
- анализировать их причины в собственной деятельности;
- критически оценивать результаты своей работы, причем не только успехи, но и неудачи.
Сущность саморазвития и его основные характеристики
Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
«Все, что уже прошло — это прошлое». Жизнью является то, что происходит сейчас, в настоящем, и это настоящее нельзя пропускать…» - Гораций.
Для анализа саморазвития наиболее общим является понятие жизнедеятельность как непрерывный процесс целеполагания, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Как только человек начинает выделять свое Я из окружающего мира он становится субъектом своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требований других. Но субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он более или менее осознанно начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т.е. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или наоборот, не желает менять в себе.
Другой характеристикой является активность личности. Способность к проявлениям активности постепенно определяет и способность личностных выборов, т.е. развивает тенденцию к субъективной свободе. Когда человек сам самостоятельно делает выбор, он учится брать на себя ответственность перед другими и самим собой.
Важной характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания, способности к самопознанию. Развитая способность к самопознанию органически включается в процесс самопостроения личности, определения перспектив, способов и средств саморазвития.
Самопостроение– процесс, равный человеческой жизни, определяемый через действия в конкретных ситуациях. В ходе этого процесса человек строит модель Я-реальное (каким я был, чего достигал, как переживал, какой я сейчас, каким бы хотел себя видеть), причем эта работа не всегда протекает на сознательном уровне. В итоге человек выбирает стратегию самопостроения: воссоздает себя в прежнем либо в новом качестве.
Итак, сущностными характеристиками саморазвития являются:
- реализующиеся в активной жизнедеятельности процессы целеполагания, деятельности и поведения человека,
- уровень самосознания и способности к самопознанию, а также к самопостроению.
Саморазвитие личности – фундаментальная составляющая всего жизненного пути человека, непрерывный процесс, который протекает всегда в рамках сугубо личного опыта.
Своеобразие жизненного пути определяется множеством факторов: полом, возрастом, средой, образом жизни, историческими событиями, психологическими особенностями и др.
Единицей психологического анализа жизненного пути являются биографические события: перестройка характера, изменение направлений и темпов развития и саморазвития личности. События могут быть случайными и закономерными. В жизни каждого человека случались события, которые коренным образом влияли на его жизнь: встреча с выдающимися человеком, работа или учеба и др.
Н. А. Логинова выделяет следующие виды событий:
события среды (то что чаще всего не зависит от личности: война, стихийные бедствия, смерть или рождение близкого человека, назначение на должность),
события поведения человека в окружающей среде (позиция личности, которую она занимает по отношению к происходящему, поступки связанные с самоизменением и самоформированием),
события внутренней жизни – относятся к внутреннему миру человека и выявляют позитивную ценность самого себя (новые мысли, открытие новых черт собственной личности, обнаружение в себе новых способностей и тп).
Все три группы событий тесно переплетены между собой и образуют комплекс, который обусловливает своеобразие жизненного пути человека. Отношение человека к этим событиям и определяет то, насколько он является автором своей жизнедеятельности, субъектом саморазвития.
Многое зависит от того, насколько и когда человек становится субъектом собственной жизни и субъектом собственного саморазвития: если он таковым не является, то жизненный путь подвержен случайностям, стечениям обстоятельств, человек как бы «плывет по течению» событий своей жизни, хотя, справедливости ради, следует заметить, что такое «плавание» не всегда является неудачным.
Обстоятельства могут сложиться и таким образом, что удача, несмотря на отсутствие стремления к саморазвитию, так и идет в руки. Возможны и обратные ситуации, когда человек четко знает, что ему нужно, умеет управлять собой и строить себя в позитивном направлении.
Человек, стремящийся к саморазвитию на основе глубокого познания своей личности, строит свой жизненный путь более целенаправленно и реализует себя в большей мере и как правило добивается больших результатов, чем человек, саморазвитие которого подчинено внешним причинам.
Мотивация саморазвития
Развитие человека происходит тогда, когда следующий поступательный шаг приносит ощущения нового свойства, радость и внутреннее удовлетворение. Таким образом, специфические переживания, характеризующиеся положительными эмоциями от ожидания достижения либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения, способствуют формированию соответствующей мотивации. Например, человека к саморазвитию могут побуждать следующие мотивы:
Мотив самоутверждения – стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремиться получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.
Мотив идентификации с другим человеком – стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Это мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.
Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.
Внешние мотивы – такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. К деятельности побуждает не содержание, не процесс, а факторы, непосредственно с ней не связанные, например мотивы долга и ответственности, мотивы самоопределения и самоусовершенствования, мотив достижения и др.
Мотивация саморазвития, по мнению Абрахама Маслоу, - это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Наличие у человека мотивации к саморазвитию свидетельствует о том, что он готов прикладывать усилия для реализации своего внутреннего потенциала и достижения соответствующих успехов.
В содержательном плане можно выделить три направления саморазвития.
Первое - формирование качеств и способностей, которых у человека нет, но которые ему необходимы.
Второе – развитие имеющихся положительных качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправленно.
Третье – устранение недостатков и ограничений, мешающих успешной жизнедеятельности.
Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда человек работает над собой сразу по трём направлениям.
Таким образом, осознание необходимости саморазвития должно сопровождаться формированием у человека соответствующей мотивации, включающей комплекс мотивов, побуждающих к выбору соответствующего направления саморазвития.
Самовоспитание и самообучение
Качества личности, требуемые в профессиональной деятельности и для самореализации в целом, могут не сформироваться и не проявиться, если не включатся механизмы «самости» на уровне самовоспитания и самообучения.
Самовоспитание - сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных. Согласно данному определению, самовоспитание — это деятельность, направленная на выработку человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными; это намеренное изменение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совершенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств для выполнения своего предназначения.
Таким образом, самовоспитание в качестве важнейшего средства саморазвития личности обладает целенаправленностью и осознанностью под влиянием представлений личности о тех результатах, которых она желает достичь.
Как и всякая деятельность, самовоспитание характеризуется потребностно-мотивационной основой, целями, способами и результатами.
Мотивы самовоспитания широки и многообразны и возникают на основе самых разных потребностей:
− саморазвития (самоутверждения, самосовершенствования);
− достижения (может быть связано с неудовлетворенностью собой, своим нынешним положением и стремлением приобрести более высокий статус;
− престижа;
− власти;
− самоактуализации.
Однако потребность в самовоспитании и мотивы самовоспитания носят вторичный характер. Даже наличие сильных позитивных мотивов саморазвития - самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации - не гарантирует возникновения мотивов самовоспитания. Немало людей желает самосовершенствоваться, но этот процесс часто носит стихийный характер, используются случайные обстоятельства и возможности, предоставляемые жизнью для продвижения в своем развитии.
Необходимым условием является выделение самовоспитания в самостоятельную деятельность. Это возможно только при наличии осознанно поставленных целей, планирования, затрат определенных волевых усилий. Поэтому самовоспитание — это волевой процесс, требующий от личности целеустремленности и самоотверженности.
Вместе с тем, когда у человека вырабатывается привычка заниматься самовоспитанием, то формируется истинная потребность в самовоспитании, удовлетворение которой обретает индивидуально-личностный смысл. Поэтому в процессе самовоспитания наиболее сложными является начальный период.
Наличие выраженных мотивов самовоспитания определяет специфику, т. е. своеобразие постановки конкретных целей самовоспитания. Цели, в свою очередь, могут быть различными. Нередко человек тратит немало времени, чтобы обнаружить свои сильные стороны личности. В данном случае цель самовоспитания совпадает с целью самопознания. В качестве цели нередко выступает самоутверждение или самосовершенствование.
Цели могут различаться по объекту, например, развивать в себе определенные личностные качества; психические процессы (память, мышление, воображение); способности; умение общаться с людьми; конкретные навыки, необходимые для осуществления той или иной деятельности, и многое другое.
Цели могут быть поставлены как производные от стремления властвовать, подчиняться или сотрудничать с другими. Самовоспитание может актуализироваться и под влиянием внешних тенденций, например моды: «Все занимаются самосовершенствованием...».
Данный перечень целей можно значительно расширить. Однако главное в процессе постановки целей — позитивная мотивация, должно соблюдаться основное условие: постановка целей самовоспитания не должна сопровождаться отрицанием себя, борьбой с собой, со своими недостатками.
Решение задач самовоспитания зависит от самопринятия личности, в противном случае самовоспитание приобретает характер борьбы с собой, а саморазвитие сводится к войне с собой.
Самообучение как самостоятельно организуемая субъектом деятельность учения, удовлетворяющая его потребности в познании и личностном росте, является необходимой составляющей саморазвития. Д. И. Писарев считал, что «...настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами».
При обсуждении проблемы сознательной самостоятельной познавательной деятельности человека наряду с термином «самообучение» используется термин «самообразование». Современные словари определяют их практически одинаково, и в обыденной жизни два этих понятия часто употребляются как синонимы. Однако «обучение» определяется как вид учебной деятельности, процесс: человек проходит обучение, находится в процессе обучения, т. е. учится. Слово «образование» в большей степени означает результат этой деятельности: человек получил образование, в результате стал образован. Разумеется, речь в этом случае идет не о получении диплома об образовании, а о явлении в трактовке А. Г. Асмолова: «Образование не есть получение суммы знаний, а образование души...». Именно в этом смысле образование позволяет значительно расширить знания об окружающем мире, понять свое место в нем как основу для дальнейшего построения собственной личности.
Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Сущностным признаком и самообразования, и самообучения является неформальный характер: человек обучается без внешней мотивации, самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего. Главное отличие самообучения — полная свобода в выборе предмета, методов и источников. Самообучение может проявляться в форме индивидуальной учебной деятельности, а может быть спонтанным, когда обретение знаний, умений и навыков, социальных установок, формирование ценностей происходит из повседневной жизни и личного опыта, включая ближайшее и широкое окружение, СМИ и др. В соответствии с данным подходом самообучение в процессе труда, на рабочем месте является видом спонтанного обучения.
Одним из способов самообучения является умение учиться у других. Для этого необходимо создание у себя установки на поиск и освоение нового в различных ситуациях, где могут быть интересная информация, полезные знания, новый опыт. Примером такой установки является следующее положение одного из древних учений индийской философии.
Тенденцией современного мира становится значительный рост числа людей, которых раньше называли самоучками, а сегодня именуют аутоди- дактами (от греч. autos сам и didaktos — учение), или автодидактами. Среди аутодидактов немало широко известных имен выдающихся ученых, деятелей культуры и искусства: Н. А. Бердяев, И. Бродский, Винсент Ван Гог, Айседора Дункан, К. Э. Циолковский, М. Горький, JI. Толстой, М. Фарадей, А. Линкольн, Жан Жак Руссо и др.
Противоположностью аутодидактам являются дилетанты, которые, хотя и получили какие-либо знания путем самообучения, но их знания зачастую ограничены и поверхностны. Аутодидакты же, как правило, стремятся найти профессиональное применение своим знаниям, а также общественное и научное признание.
Слабые стороны самообучения — отсутствие руководства, обратной связи, несистематичность. Самообучение требует от субъекта видения жизненного смысла в учении, сознательной постановки целей, способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самоконтролю.
Однако это компенсируется сильными сторонами: преодолевается характерная для организации современной школы непродуктивная трата сил; не приобретают остроты проблемы индивидуального подхода, мотивации и сознательности учения.
Если сравнивать обучение традиционное с самообучением, второе всегда будет более эффективным, потому что знания, полученные самостоятельно, опыт, которые основывается на собственных исследованиях, ошибках и открытиях становится частью личности на пути самосовершенствования. Все, чего человек достигает самостоятельно, не только лучше откладывается в памяти, а преобразует саму личность.
Вместе с тем для развития способности к самообучению человеку необходимо приобрести опыт осуществления по отношению к самому себе функций учителя: научиться анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную деятельность учения. Основополагающими являются анализ и оценка результатов. Последняя позволяет не только определить успешность своих действий, но и определить, на что направить основные усилия в будущем. Следовательно, оценка — не только контроль, но и стимул действия в отличие от отметки в традиционном обучении, которая часто является формальным выражением оценки и ее обозначением. Поэтому умение оценить себя — сильный фактор активизации самостоятельной учебной деятельности.
По словам А. Дистервега, «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как это можно осуществить».
Таким образом, наряду с самовоспитанием, самообучение и самообразование — важнейшие механизмы саморазвития личности.
Развитие профессиональной карьеры
Карьера – это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Карьеру – траекторию своего движения – человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и главное – со своими собственными целями, желаниями и установками. Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.
Профессиональная карьера – рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).
Устойчивая карьера – тип карьеры, характеризующийся пожизненной занятостью на единственной работе. Люди с устойчивой карьерой, как правило, удовлетворены своей деятельностью. Длительное занятие одной профессиональной деятельностью приводит к тому, что они становятся высококвалифицированными специалистами в своей сфере.
Линейная карьера – тип карьеры, при котором люди остаются в определенной отрасли и прокладывают путь с более низких на более высокие должности в одной или нескольких организациях. В таком типе карьеры работник реализует последовательный переход с одной должности на другую; при этом каждая последующая должность опирается на предыдущую с точки зрения ответственности, навыков и умений, иерархии в организации. Подобное восхождение по профессиональной лестнице является образцом традиционного понимания карьеры.
Спиральная карьера – тип карьеры, при котором люди проходят через ряд профессий, каждая из которых строится на уже приобретенных навыках и умениях, но требует и новых навыков. Смена профессий при этом типе карьеры может быть обусловлена потребностью человека в расширении своего диапазона профессиональной самореализации.
Переменчивая карьера – тип карьеры, для которого характерно смена многих видов профессиональной деятельности, не связанных друг с другом. Причиной подобных перемещений может быть стремление человека следовать в выборе работы за своими увлечениями и в поиске себя в самых разнообразных видах деятельности.
Внутриорганизационная карьера связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии: – вертикальной карьеры – должностной рост; – горизонтальной карьеры – продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии; – центростремительной карьеры – продвижение к ядру организации.
Планирование карьеры – это процесс, который включает выбор рода занятий, профессии, получение работы, рост (профессиональный и/или карьерный) на работе, возможное изменение карьеры и, в конце концов, выход на пенсию.
Выбор карьеры
С чего же начать? Как не ошибиться и сделать все правильно? Для того чтобы правильно выбрать себе профессию, необходимо сориентироваться всего в трех вещах.
Во-первых, определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы называем их словом «Хочу».
Во-вторых, оценить, каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые в конечном счете определяют вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на вопрос, какое у вас «Могу».
В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня «Надо».
В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным.
Чтобы принять взвешенное решение относительно своей карьеры, сначала необходимо понять, кто вы и что вы из себя представляете. В этом вам помогут самоанализ и самооценка.
Полученные в результате самооценки знания о ваших личных интересах, об отношении к чему-либо и ценностях помогут вам: – управлять вашими решениями, вашим жизненным направлением; – понимать и оценивать других; – быть гибким и способным видеть жизнь с различных точек зрения; – повышать удовлетворенность жизнью; – устанавливать карьерные цели.
Представленная ниже информация также поможет определиться с карьерными целями:
– чего вы надеетесь достичь в жизни;
– аспекты деятельности, которые вам нравятся и не нравятся;
– знания и навыки, которые вы приобрели за счет образования, на предыдущих местах работы, за счет хобби, добровольной работы, клубов и рабочих организаций;
– пройденные тренинги, курсы и образовательные программы, которые могут быть применимы к будущей работе;
– личное время и усилия, которые вы готовы потратить для подготовки к продвижению по карьерной лестнице.
Модели успешного профессионального поведения
На сегодняшний день в литературе существует несколько определений компетенций. Остановимся на следующем.
Компетенции – это особенности поведения, которые определяют результативность работы. Иначе говоря, компетенции – это комплекс индивидуальных качеств человека, ведущих к успеху. Эти особенности поведения могут включать черты личности, характеристики темперамента и эмоционально-волевой сферы, уровень интеллекта и особенности мыслительной сферы человека, установки, знания и сложные навыки. Другими словами, компетенция – это сочетание характеристик личности, знаний и навыков, критическое для успешного выполнения определенной работы.
Компетенции следует отличать от компетентности, которая обозначает уровень достижений в рамках определенной функции или работы. Компетентность – это профессиональные навыки человека. В качестве компетенций не принято рассматривать продолжительность работы сотрудника на определенной должности (опыт работы) и лояльность к компании. Основной момент в определении компетенций – это то, что они влияют на успешность, результативность работы. То есть изучив, сформулировав компетенции для определенной работы, их можно целенаправленно развивать и таким образом улучшать эффективность работы. При помощи компетенций можно отбирать потенциально успешных работников.
Базовые профессиональные навыки – это устойчивые формы поведения, которые помогают человеку на занимаемой им позиции качественно и эффективно достигать поставленных перед ним целей. Например, навык «успешное принятие решений», который нужен в любой работе, может быть описан как набор поведенческих действий, которые включают сбор релевантных фактов, оценку возможных вариантов действия, готовность идти на обдуманный риск и нести ответственность за результаты и т.д.
Базовые профессиональные компетенции – это максимально широкое понятие, которое включает в себя разные индивидуальные качества человека: – теоретические и профессиональные знания;
–навыки, необходимые в ходе выполнения работы (коммуникативные, управленческие и т.п.);
– способности к обучению и освоению новых видов деятельности;
–ценностные ориентации и характеристики мотивации;
– личностные черты и психофизиологические особенности.
Как известно, люди обладают разными индивидуальными качествами, которые могут облегчать или, напротив, мешать человеку эффективно справляться с работой и/или достигать в ней наилучших результатов. Поэтому важно уметь «настроить» все свои качества к специфичным для конкретной позиции условиям работы.
Технология целеполагания
Технология целеполагания включает в себя несколько стадий.
Первоначальная стадия – разработка представлений о личных устремлениях, связанных с образом удовлетворенной жизни.
Следующая стадия – переход от общих представлений о целях к их соотнесению с реальными видами и способами деятельности.
Третья стадия – дифференциация целей, предполагающая их разделение по временным интервалам: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
Завершающая стадия связана с инвентаризацией целей: определением приоритетов, целевым планированием и программированием.
Существуют следующие принципы постановки карьерных целей.
Привлекательность. Цель должна быть привлекательной, то есть соответствовать личным интересам, ценностям, установкам, представлениям. Такой выбор цели помогает увлечься ею и, следовательно, легче преодолевать трудности «черновой» работы при движении к ней.
Реальность. Цели должны касаться профессионального продвижения и развития способностей к исполнению ближайшей профессиональной роли или функции.
Последовательная близость. Разбивка по этапам концентрирует усилия. Последовательная постановка задач приближает конечную цель.
Прогрессивность. Каждая из последующих подцелей должна предполагать наращивание способностей и возможностей.
Возможность корректировки цели. Мотивы в процессе движения к цели могут меняться, поэтому неразумно жестко ориентироваться на исходные мотивы.
Возможность оценки результативности. Цель должна быть формализована и предполагать критерии оценки ее достижения.
Существуют общие для любого карьерного процесса принципы и правила реализации карьерных целей. Их необходимо понимать и соизмерять свои действия с этими эталонами.
Принципы карьерной стратегии:
Принцип непрерывности. Ни одна из достигнутых целей в карьере не может быть окончательной или служить поводом для остановки.
Принцип осмысленности. Любое карьерное действие должно быть целесообразным, осуществляться сообразно целям, индивидуальным и общим.
Принцип маневренности. Гибкость в построении линии карьерного движения.
Принцип соразмерности. Нужно двигаться в группе, не отставая, но и не вырываясь далеко вперед.
Принцип заметности. Необходима презентация ваших успехов. Они должны быть замечены и оценены по достоинству.
Правила карьерной стратегии:
1. Ставить перед собой только реальные цели.
2. Верить в свои возможности.
3. Не терять времени на работу с неперспективным начальником, а стать нужным инициативному руководителю.
4. Готовиться занять более высокооплачиваемое место, которое вскоре станет вакантным.
5. Познать и оценить других, могущих способствовать своей карьере.
6. Расширять свои знания, приобретать новые навыки.
7. Составлять план на сутки и на всю неделю, в котором резервировать место для любимых занятий.
8. Помнить, что все в жизни меняется: мы, наши знания, навыки, рынок, организация, окружающая среда и т.д. – надо суметь оценить эти изменения.
9. Нельзя жить одним прошлым.
10. Надо увольняться, как только убеждаешься, что это необходимо.
11. В поисках новой работы необходимо надеяться прежде всего на себя.
12. В организации следует заявить о себе.
Технологии планирования рабочего времени. Метод Эйзенхауэра
Квадрат Эйзенхауэра — инструмент для распределения дел по важности и срочности. Он помогает понять, какую работу нужно сделать прямо сейчас, какую отложить на потом, а какую и вовсе отбросить.
Метод Эйзенхауэра создан для избежания этих ошибок, он структурирует работу и выявляет «пожирателей времени», будто рентген.
Матрица Эйзенхауэра состоит из двух осей координат — важности и срочности. На их пересечении образовываются четыре поля:
1. важное и срочное
2. важное, но не срочное
3. срочное, но не важное
4. неважное и несрочное
Определив каждое дело в свое поле, мы уже имеем алгоритм дальнейшей работы над каждым из них.
Матрица приоритетов четко и понятно отвечает на эти вопросы. Каждое поле таблицы Эйзенхауэра имеет свой «вердикт». Как только задание оказывается в той или иной ячейке, мы уже знаем, что с ним делать.
А (важное и срочное)
Это поле окрашено в красный, потому что в идеальном варианте оно должно оставаться пустым. Когда в нем появляются задачи — значит, вы что-то неправильно спланировали, потратили время на ненужные дела.
Конечно, идеала достичь невозможно, поэтому в этом квадрате все равно будут появляться пункты. Если уж это случилось, то вот что следует вписывать в поле А:
− преодоление кризисов;
− работа, невыполнение которой может привести к серьезным проблемам и срывам целей;
− решение вопросов, способных привести к ухудшению уровня жизни, несущих угрозу карьере или благополучию в семье;
− проблемы со здоровьем.
Если при первом составлении таблицы оказалось, что в красной ячейке много пунктов, нужно бросить все силы на ее очистку. Если задача сложная, подумайте над тем, чтобы привлечь к ее выполнению родственников, друзей или делегировать что-то подчиненным (если вы руководитель).
В (важное, но не срочное)
Основная деятельность должна протекать в этом поле, поэтому оно раскрашено в зеленый цвет действия и роста. Все, что помогает человеку достигать целей и улучшать свою жизнь, должно делаться в обязательном порядке и без спешки.
Этого добиться не так просто, поскольку все мы люди-студенты и привыкли браться за дело лишь тогда, когда на горизонте маячит дедлайн. Но именно здесь кроется главный секрет успеха: выполняйте все важные дела заранее. Это поможет работать с удовольствием и концентрацией, а не в состоянии перепуга и суеты.
Здесь находятся такие задачи:
− выполнение текущих проектов по работе / учебе;
− бытовые дела, связанные с материальной базой вашей семьи;
− подготовка к важным семейным праздникам, общение с родными;
− самообразование;
− профилактика заболеваний, спорт, здоровый образ жизни.
Эти дела нужно выполнять самому, привлекая помощников в случае, когда работы много и выполнить ее самостоятельно нереально.
С (срочное, но не важное)
Два нижних поля неспроста раскрашены в серые цвета — ведь они не важны, и их можно просто не замечать, как мышь. Но как раз они становятся серьезным препятствием, тормозящим нас в развитии.
К срочным, но неважным делам относятся:
− некоторые звонки и встречи;
− внезапно возникающие бытовые неприятности;
− жесты вежливости в сторону людей, не входящих в круг близких и друзей (присутствие на праздниках, длительные разговоры);
− просьбы знакомых в решении проблем, с которыми они могут разобраться самостоятельно.
Если не прорабатывать этот пункт, то можно оказаться в замкнутом кругу постоянного разгребания несущественных дел, несущих минимальную пользу. Задачи из этого квадрата можно игнорировать или делегировать другим людям, чтобы освободить время для основной работы.
Главное — не перепутать дела из пунктов А и С. Так можно принять какую-то ерунду за важную задачу или наоборот — отказаться от решения критических вопросов, отправив их в пункт С.
D (несрочное и неважное)
В этом темно-сером квадрате “живут” пожиратели времени, которые желательно вообще устранить из жизни. Тут обосновались:
− сериалы и соцсети;
− вредные развлечения;
− болтовня по телефону;
− общение с токсичными людьми;
− действия, способствующие прокрастинации;
− некоторая рутинная работа;
− заморочки перфекциониста.
Большую часть этих пунктов нужно убрать из графика усилием воли — вот зачем прописывается этот пункт. В него же попадает рутинная работа, выполнение которой несет совсем маленькую пользу. Можно сделать — а можно и не делать. Эту работу по желанию делегируйте подчиненным или наемным работникам.