Найти в Дзене
Victor Romanovich

«Все точно понимают, что делают?» Спортивный юрист разобрал проблемы выхода России из УЕФА

Михаил Прокопец считает, что своим трансфером в Азию мы только окажем услугу многим европейским странам. Сегодня главная тема в футболе – идея РФС о переходе из УЕФА в АФК. Мы поговорили со спортивным юристом, чтобы разобраться, что ждёт наш футбол в Азии.
– Какая вообще технология перехода в Азию? Допустим, РФС направляет письмо. Что дальше происходит?
– Мы подаём заявление по специальной форме – приложение А для приёма в АФК (Азиатскую футбольную конфедерацию). Направляем документы, которые перечислены в приложении B – заявления, отчёты, регламенты и прочие документы. Плюс необходимо предоставить письмо из УЕФА об отсутствии возражений по поводу перехода России. Затем происходит голосование на конгрессе АФК, где обсуждается предоставление России ordinary membership (обычного членства).
– Уже понятно, когда и как может проходить конгресс?
– По срокам информации нет. В АФК находятся 47 членов, а кворум – больше 50%. Решения принимаются простым большинством. То есть могут с
Оглавление

Михаил Прокопец считает, что своим трансфером в Азию мы только окажем услугу многим европейским странам.

Сегодня главная тема в футболе – идея РФС о переходе из УЕФА в АФК. Мы поговорили со спортивным юристом, чтобы разобраться, что ждёт наш футбол в Азии.

– Какая вообще технология перехода в Азию? Допустим, РФС направляет письмо. Что дальше происходит?

– Мы подаём заявление по специальной форме – приложение А для приёма в АФК (Азиатскую футбольную конфедерацию). Направляем документы, которые перечислены в приложении B – заявления, отчёты, регламенты и прочие документы.

Плюс необходимо предоставить письмо из УЕФА об отсутствии возражений по поводу перехода России. Затем происходит голосование на конгрессе АФК, где обсуждается предоставление России ordinary membership (обычного членства).

– Уже понятно, когда и как может проходить конгресс?

– По срокам информации нет. В АФК находятся 47 членов, а кворум – больше 50%. Решения принимаются простым большинством. То есть могут собраться представители 24 стран, и хватит 13 голосов. Хотя вряд ли соберётся лишь 24 участника конгресса, скорее, больше.

– Конгресс должен быть заранее запланирован или может быть экстренным?

– Вероятно, может, и внеплановый, но говорить вообще нужно о другом. Всё это имеет смысл, если заранее были достигнуты договорённости. На мой взгляд, было бы безрассудно делать всё сразу в лоб. Нужно заранее обсудить с УЕФА и с АФК. Вы готовы отпустить Россию? А вы хотите нас принять?

-2

– Консультации нужны и с ФИФА?

– Было бы безумием идти на такой шаг без предварительного диалога с ФИФА. Просто безумием. Дело не в том, как технически происходит голосование. Если нужно, то соберут конгресс по Zoom. Важнее другое. Вот выходят руководители РФС и говорят о желании перейти в Азию.

Нужно спросить: а вы это обсудили с ФИФА? Именно от ФИФА у нас висит бан на чемпионаты мира. Для чего всё это делается? Чтобы мы точно так же пропускали мундиали, находясь в азиатской федерации?

– УЕФА может не отпустить Россию в АФК?

– Да. Переход возможен только при получении письма от УЕФА со словами «мы не возражаем». Без этого процедура просто не состоится.


– Такое письмо может быть выдано на основании голосования или достаточно желания президента УЕФА?

– Раз сформулировано как письмо об отсутствии претензий, то, видимо, достаточно решения президента УЕФА.

– Есть какие-то сигналы, что УЕФА нас отпустит, или нет?


– Я бы тут смотрел не на УЕФА, а на ФИФА. Мне кажется, УЕФА вообще всё равно. Россия для них не такая важная часть футбольного сообщества, чтобы сильно об этом переживать. Нам нужно определиться, зачем мы сами это делаем. Если мы хотим играть на чемпионатах мира, то без ФИФА тут не обойтись. При отстранении России у них было два основных аргумента: безопасность и отказ сборных встречаться с Россией. Тут возникает вопрос: если мы выйдем на чемпионат мира от Азии и снова попадём на Польшу, то что произойдёт? Для меня это главный вопрос.

– То же самое при отказе встречаться с Россией в азиатском отборе к ЧМ-2026?

– Да, условная Япония откажется. Что тогда? Есть решение CAS, которое утверждает, что так делать можно. Наше руководство с кем-то обговорило такие сценарии? Нам в АФК дали понять, что в таких ситуациях Японии будет присуждено поражение со счётом 0:3? Так что тут важно не само голосование по принятию России в АФК. Если до этого дойдёт, то вопрос уже обсуждён.

-3

– Это точно?

– Во всяком случае, я бы так делал. Я бы никогда не пошёл на голосование без понимания по ключевым вопросам. Во всём этом нет никакого смысла, если мы на чемпионате мира попадём на Данию, Швецию, Норвегию, но они откажутся с нами играть, и Россию снимут с турнира. И тут ещё большой вопрос: зачем ФИФА делать что-то по-другому? Для них геополитически что-то изменилось?

– Едва ли.


– Тогда странно ждать, что они примут решение в нашу пользу. Мне кажется, журналисты должны делать свою работу. Вот сейчас выходит господин Дюков со словами «лучше играть, чем не играть». Что это означает? Что мы поговорили с ФИФА и они снимут бан при переходе в Азию или что-то другое? Если ответит «нет», то я даже не знаю… Можно просто всё заканчивать. Если же есть договорённость с ФИФА, то смысл в этой фразе есть – двигаемся дальше.