Сущность понятия взаимодействия, его типы.
В педагогике и психологии категория взаимодействия используется очень широко и в самых разнообразных контекстах.
Взаимодействие в психологии – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Согласно деятельностному подходу, взаимодействие определяется прежде всего наличием совместной деятельности как процесса организованной активности двух или нескольких субъектов, направленной на целесообразное производство, воспроизводство объектов материальной и духовной культуры.
Ведущей целью взаимодействия является развитие личности взаимодействующих сторон и их взаимоотношений.
Основными характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.
К интегративным характеристикам любого взаимодействия относят срабатываемость и совместимость.
Срабатываемость характеризует согласованность в действиях, обеспечивающую их успешность с позиций количества, качества, скорости, оптимальной координации действий контактирующих сторон на основе взаимного содействия.
Совместимость выражается в максимально возможной удовлетворенности партнеров друг другом, эмоциональной поддержке.
Различные формы совместной деятельности могут быть описаны с опорой на такой критерий, как соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками. Можно выделить три такие формы:
1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других — «совместно-индивидуальная деятельность» (пример — производственная бригада, где у каждого члена свое задание);
2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником — «совместно-последовательная деятельность» (пример — конвейер);
3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными — «совместно-взаимодействующая деятельность» (пример — спортивная команда или научный коллектив).
В связи с этим, психолого-педагогическое взаимодействие–это способ реализации совместной деятельности, который требует разделения и кооперации функций, а потому – взаимного согласования и координации индивидуальных действий.
В качестве наиболее распространенной типологии взаимодействия людей можно указать на ту, что включает в себя два варианта:
1) субъект-объектный (я — субъект, другой — объект), когда другому не придается никакой ценности, не учитывается его активность и он рассматривается как средство достижения собственных целей в процессе воздействия на него;
2) субъект-субъектный (я — субъект, другой — субъект), когда отношение и к самому себе, и к партнеру включает придание субъектной ценности; в этом случае признается взаимное влияние друг на друга, строится совместная деятельность.
Межличностное взаимодействие – это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.
Выделяют несколько типов взаимодействия людей. По результативной направленности их делят на кооперацию и конкуренцию.
- Кооперация – это такое взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о преследуемых целях и стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы;
- Конкуренция – это взаимодействие, характеризующееся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми.
Тип взаимодействия и степень его выраженности определяют характер межличностных отношений между людьми.
Профессиональное взаимодействие– это процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия специалистов между собой в рамках профессиональной среды, определяющего при этом их взаимную обусловленность и связь. Профессиональное взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, способствующий как становлению профессионализма отдельного человека (индивидуального профессионализма), так и становлению и развитию профессионализма группового (или, в высшей его степени развития, – коллективного) субъекта труда. В профессиональной деятельности деловые(функциональные) взаимодействия специалистов имеют первичное значение по сравнению с межличностными отношениями.
Структура профессионального взаимодействия включает: субъекты взаимодействия, мотивы, цели, задачи профессионального взаимодействия; согласованную деятельность; связь непосредственную или опосредованную; нормы и ценности; результат.
Общение: сущность, структура, функции, виды и средства.
Одни исследователи считают взаимодействие и общение синонимами, понимая оба эти термина как коммуникацию (обмен информацией). Другие полагают, что отношение взаимодействия и общения подобно отношению между формой некоторого процесса и его содержанием. Третьи — видят разницу между этими терминами в том, что общение выступает как коммуникация, а взаимодействие — как интеракция. Причиной такого разногласия следует считать использование понятия общения то в узком, то в широком смысле слова.
Общение в широком смысле представляет собой совокупность совершенно различных связей между людьми.
В более узком психологическом смысле общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения:
1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
2. Формирующая функция общения проявляется в процессе психического развития человека. Известно, что на определенных стадиях развития поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и к самому себе опосредованы его общением с взрослым. В ходе дальнейшего развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы. Общаясь с взрослым, ребенок не только механически усваивает сумму умений, знаний и навыков, но и участвует в сложном процессе взаимных влияний, обогащений и изменений. Ребенок активно и критично перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, используя его для построения непротиворечивой картины мира.
3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, свою ценность. Еще У.Джемс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным».
4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений — от интимно-личностных до сугубо деловых — для любого человека связано с установлением определенных эмоциональных отношений. Эмоциональные межличностные отношения не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, именно эмоциональность определяет специфику человеческого общения.
5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутренний или внешний диалог). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и поведения.
Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего, это семья и профессиональная группа, которые пользуются сложившимися культурно-историческими и профессиональными шаблонами поведения. Вместе с этими шаблонами поведения человек усваивает национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические и другие эталоны и стереотипы общения.
Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание. В результате в процессе общения формируются образы-представления о себе и партнерах, которые регулируют этот процесс.
Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Но такой подход к человеческому общению является очень упрощенным.
Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. Через них проступают взаимные отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности.
Поведенческая сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности.
Психологическая структура общения включает в себя четыре компонента.
Мотивационно-целевой компонент представляет собой систему мотивов и целей общения. Мотивами общения членов могут быть: а) потребности, интересы одного человека, проявляющего инициативу в общении; б) потребности и интересы обоих партнеров общения, побуждающие их включиться в общение; в) потребности, вытекающие из совместно решаемых задач. Соотношение мотивов общения колеблется от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может носить дружественный или конфликтный характер.
Основными целями общения могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности и управление совместными действиями, оказание помощи и влияние на других людей. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.
Коммуникационный компонент общения в узком смысле слова представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности, как уже отмечено выше, индивиды обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т.д.
Интерактивный компонент общения состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта, приспособления или оппозиции, ассоциации или диссоциации.
Перцептивный компонент общения проявляется в восприятии друг друга партнерами по общению, взаимном изучении и оценке ими друг друга. Это связано с восприятием внешнего облика, поступков, действий человека и их истолкованием. Взаимная социальная перцепция при общении очень субъективна, что проявляется и в не всегда правильном понимании целей партнера по общению, его мотивов, отношений, установок на взаимодействие и др.
Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам.
Вербальное общение – это общение при помощи речи(письменной или устной).
Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается не невербальные средства коммуникации.
Невербальное общение-это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.
Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
Выделяют также межперсональное общение и ролевое. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель—продавец, учитель—ученик, начальник— подчиненный).В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью.
Общение может быть также доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность — существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Общение может быть личным и деловым. Личное общение — это обмен неофициальной информацией.Деловое общение — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио и видеотехники).
Средства общения. Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь) и невербальные, когда применяются неречевые средства общения.
В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: письменная и устная.
Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста.
Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотным вариантом последней, а речью самостоятельной, со своими правилами и даже грамматикой. Основное преимущество устной речи по сравнению с письменной заключается в экономности, т.е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов.
В том случае, когда общение осуществляется с помощью неречевых средств, очень важное значение имеют жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаза (микромимика), поза, движения всего тела в целом (пантомимика), дистанция и т.п. Причем выражение лица иногда лучше слов говорит об отношении к собеседнику. Всем известны гримасы лица, выражающие преданность, доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть и т.п.
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:
1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
Невербальные средства общения делятся на: визуальные, акустические, тактильно-кинестезические и ольфакторные.
1. Визуальные средства общения:
· кинесика — движение рук, ног, головы, туловища;
· направление взгляда и визуальный контакт;
· выражение глаз;
· выражение лица;
· поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста);
· кожные реакции (покраснение, появление пота);
· дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
· вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).
2. Акустические (звуковые) средства общения:
· паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
· экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «шмыганье» носом и т.п.).
3. Тактильно-кинестезические средства общения:
· физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);
· такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).
4. Ольфакторные средства общения:
· приятные и неприятные запахи окружающей среды;
· естественный и искусственный запахи человека.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6. Установление контакта
7. Обмен мнениями, идеями, фактами
8. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
9. Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.
Развитие цивилизации, определяющее постоянное совершенствование средств связи и многообразных каналов информации, приводит к противоречию между формой, средствами общения и его содержанием, глубиной. Уровни общения определяются, в свою очередь, общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами. Особенно влиятельными оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.
Семья как специфическая педагогическая система и социальный институт
Семья является важнейшим институтом социализации и воспитания личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения. Как социальная микроструктура, каждая семья создает свою культуру повседневной жизни, свои традиции, свои привычки.
Основное условие нормального развития – «включенность» ребенка в человеческие отношения и человеческое общение. Первой такой школой общения становится семья, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфической социальной среды. Именно в семье формируется исходное либо доверчивое отношение к миру и людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны мира и других людей. Чувства, которые сформировались в детстве, впоследствии нередко сопровождают человека в течении всей его жизни, придавая отношениям с другими людьми особый стиль и эмоциональную тональность.
Мир семьи, каким бы интимным и замкнутым он не казался, всегда остается частью большого мира, частью общества. И в этом микрокосмосе действуют те же социально-психологические закономерности, что и в макрокосмосе общества. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально - биологическими, хозяйственно - экономическими, нравственными, психологическими. Каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и возникновением других функций, с изменением масштабов и характера социальной деятельности ее членов.
Семья выполняет следующие важные общественно значимые функции по отношению к обществу:
1. Физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках определенного государства.
2. Воспитательная функция - передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство.
3. Производственно-хозяйственная функция – хозяйственные дела и заботы (приготовление пищи, стирка, уборка жилища и пр.).
4. Организация досуга, так как значительная часть времени проводится вне работы, учебы (семейное общение).
Особенности семейного воспитания:
· Наличие врождённых, генетических механизмов родительского (воспитательного) поведения.
· Стихийный, спонтанный характер семейных воспитательных воздействий, которые происходят в случайно складывающихся обстоятельствах и ситуациях.
· Латентный характер целей. Воспитание в семейном социуме происходит в процессе жизнедеятельности его членов, цели и смыслы процесса семейного воспитания не всегда осознаются его субъектами.
· Натурализм педагогических средств. В качестве воспитательных и дидактических средств семья использует натуральный вещно-предметный мир, естественное бытовое общение, реальную трудовую деятельность, другие натуральные элементы и явления жизни. Исключение составляют лишь игрушки и игры, которые изначально имеют педагогический смысл.
· Автоматизм функционирования семейной педагогики, постоянная включённость ребёнка во все характерные типы отношений в семье. Воспитание в семье начинается естественным образом с рождения ребёнка и заканчивается по мере присвоения им самостоятельных социальных ролей и сопутствующих отношений.
· Адаптивность к любым результатам воспитания. Семья воспринимает любые особенности, любые результаты развития и социализации ребёнка как нечто естественное. Она не столько добивается результатов, сколько терпеливо ожидает их, продолжая свои усилия сколь угодно долго.
· Направленность на поведенческие ориентиры. Нравственные предписания человечества настолько вариативны, ситуативны и нередко противоречивы, что познать эту сферу человеческих отношений только путём логического запоминания практически невозможно. Технология семейного воспитания направлена не столько на формирование нравственных истин, сколько на включение ребёнка в поведенческие ситуации.
· Полоролевой диморфизм: с момента рождения начинается дифференциация общения окружающих с ребёнком в зависимости от его пола, что приводит к воспроизведению присущей прежним поколениям картины взаимоотношений полов.
· Многоплановость (комплексность) воспитывающих воздействий. Носителями педагогических функций в той или иной мере являются все члены семьи. Все виды жизнедеятельности ребёнка несут воспитательные функции.
Социализирующие функции современной семьи весьма разносторонние и многообразные.
Какую бы сторону развития личности ребенка мы ни взяли, всегда решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Остановимся на наиболее значимых аспектах.
Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но не перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.
Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которой ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы. Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах.
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнением ими семейных ролей, влияние семья становится решающим. Выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогает ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.
Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются. Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи, а с другой - такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и прочего.
Одна их важнейших характеристик - взаимоотношения родителей, отношение старших к младшим и к их воспитанию как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. Обычно имеется в виду при этом, что общение с детьми обогащает нравственно-психологические отношения между их родителями, обновляет их чувства и переживания. Имеющиеся в семье личностные ресурсы могут дополняться в определенные периоды привлечением к воспитанию няни, репетиторов и домашних учителей. Личностные ресурсы, в частности уровень образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний и т.п., влияют на цели и стиль семейного воспитания.
Стили семейного воспитания.
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль. Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:
- типы темпераментов родителей, их совместимость;
- традиции семей, в которых воспитывались сами родители;
- научно-педагогическая литература, которую читают родители;
- уровень образования родителей.
В зависимости от меры его «жесткости-мягкости» стиль может быть определен как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.
Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний.
В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск и глину, из которых они стремятся «лепить личность». Если даже ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие.
При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой - может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.
Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание самовоспитания определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, активности, дружелюбия, терпимости.
В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному и другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать неидентичные друг другу стили. Так, есть семьи, в которых мать стремится не столько «формировать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. В то же время целью отца является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям.
Стили семейного воспитания были рассмотрены подробно Н.И. Дереклеевой. Охарактеризуем их.
Попустительский стиль семейного воспитания
Этот стиль характеризуется тем, что родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.
В результате такого стиля семейного воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности.
Родители этого типа непоследовательно и неумело используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье - кнут и пряник.
Состязательный стиль семейного воспитания
При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Иногда ребенок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребенок этого не хочет. Такое разностороннее развитие, однако, связано вовсе не с интересами ребенка, а с родительским эгоизмом. Родителям очень хочется при удобном случае заявить о том, что ребенок «увлекается теннисом, занимается вокалом» и т. д. Зачастую это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же он терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести к депрессии и апатии. Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях нередко приводит и к проблемам, связанным с его здоровьем: хроническая усталость, болезни могут дать о себе знать.
Рассудительный тип семейного воспитания
Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. Родители ребенка считают, что его активность должна находить естественный выход. В воспитании ребенка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями, считая, что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, а они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет.
У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Ребенок наравне со взрослыми принимает участие в семейных советах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками. В результате такого стиля семейного воспитания формируется сенситивный социально-психологический тип личности.
Предупредительный стиль семейного воспитания
В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип личности.
Одной из причин предупредительного стиля семейного воспитания может быть болезненность ребенка с раннего детства, а второй - особенности характера родителей. В результате того, что ребенок часто болел и болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют его поведение.
На воспитание нравственных ценностей родители обращают очень мало внимания. У таких детей формируется ситуативная мораль, попадая в ту или иную социальную группу, они следуют нравственным принципам этой группы, слепо доверяют чужому мнению.
Контролирующий стиль семейного воспитания
В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности. Этому способствуют следующие причины:
- Ребенок воспитывается в детском доме или растет в семье опекунов, и они жестко обращаются с ним.
- Ребенок длительное время находится без родителей. Возможно, он находился в лечебном учреждении, где к нему относились не так, как в семье. Ребенок мог при этом испытывать дискомфорт, перенести стрессовую ситуацию, сопряженную с жестокостью взрослых людей. Все это может привести к тому, что ребенок замкнется, станет злым и агрессивным в ответ на уже испытанные им эмоции и чувства.
- Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестоко, и они автоматически перенесли стиль воспитания родительской семьи в свою семью.
- Родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в контролировании детей.
В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребенка. Взрослые достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне, криках, физических наказаниях. Некоторые родители используют физические наказания достаточно жесткие, оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы, и они выросли хорошими людьми. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.
Сочувствующий стиль семейного воспитания
Сочувствующий стиль семейного воспитания формирует интровертированный социально-психологический тип личности. Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей. В таких семьях ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Отсутствие интересного игрового материала приводит к тому, что ребенок в своих играх проигрывает трудовые операции, совершаемые его родителями или другими близкими ему людьми. Достаточно много времени ребенок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей за то, что им приходится много и активно работать. Однако ребенок при этом сильно замыкается на семье и ее жизни. Он становится малоактивным, безынициативным, его кругозор сужен.
Попадая в детский коллектив, такой ребенок ведет себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не желает говорить о себе и рассказывать о своей семье. В подобных семьях нет нужды использовать методы поощрения или наказания. Дети в этой обстановке взрослеют достаточно рано, они видят и понимают те трудности, которые есть в семье, и те радости, которыми живет их семья. Потребности детей в таких семьях удовлетворяются по мере возможностей их родителей. Дети это понимают, так как родители делают все для своих детей, но в пределах разумного и своих возможностей.
Гармоничный стиль семейного воспитания
Суть гармоничного стиля воспитания заключается уже в самом названии. Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип личности.
В таких семьях ребенок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются. Необычное празднование дней рождения, сюрпризы и подарки членам семьи, праздничные газеты, концерты и совместные игры - это и многое другое формируют собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей.
Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Родители требуют от детей осознания своих поступков и действий. Они сами поступают по отношению к ребенку мотивированно и осознанно. Примером этого может служить такая ситуация: ребенку предлагают взрослые конфету. Ребенок берет угощение и пытается щедро поделится ею со взрослым. Как поступает взрослый? Он берет у ребенка предложенное ему угощение и говорит слова благодарности. Почему он это делает? Потому что он не лукавит и не играет с ребенком, а проживает вместе с ним эту ситуацию. В следующий раз ребенок вновь предложит взрослому угощение, взрослый не откажется и поступит совершенно правильно и справедливо. Он не будет лицемерить, вынуждая ребенка сначала предложить ему конфету, а затем возвращая ее ребенку обратно. Это лукавство взрослого по отношению к ребенку в детстве оборачивается слезами взрослого и претензиями к собственному ребенку в старости.
Уже в начальной школе такие дети проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Характерная особенность этих детей состоит в том, что они всегда говорят правду, а если по каким-то причинам хотят ее скрыть, то никогда не проговорятся. Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств.
Содержание семейного воспитания
Содержанием семейного воспитания является формирование базовой культуры личности в совокупности всех ее компонентов: физическом, интеллектуальном, моральном. В условиях семейного воспитания на первом месте с рождением ребенка стоит его физическое развитие и воспитание и охрана его физического и психического здоровья, создание нормальных санитарных и гигиенических условий, закаливание ребенка, занятие с ним физическими упражнениями, а по мере роста ребенка приобщение его к занятиям физкультурой и спортом. Ребенок должен много гулять, находиться на свежем воздухе. Скрепляют всех членов семьи и способствуют укреплению здоровья детей совместные прогулки и экологические экскурсии, походы. Психическое здоровье ребенка сохраняется, прежде всего, в дружной, любящей семье, где все дорожат друг другом и оказывают внимание и поддержку.
Очень серьезным и ответственным моментом в жизни семьи является интеллектуальное развитие детей, подготовка их к школе. С детьми надо много играть, читать им книги, пока они маленькие, использовать развивающие компьютерные игры (но пользоваться ими крайне осторожно и в меру), много разговаривать и отвечать на все возникающие у них вопросы. Посещение театров, выставок, музеев расширяет детский кругозор, дает пищу для ума.
Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научить детей читать и писать, речь идет о формировании положительной мотивации к учению в школе (а не запугивании школой, как это часто встречается): развитие мелкой мускулатуры рук, укрепление здоровья, воспитание усидчивости, трудолюбия, укрепление воли и обучению доведению начатого дела до конца. Когда ребенок начинает учиться, нужна постоянная поддерживающая помощь и контроль со стороны родителей.
Формирование самопознания ребенка, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в самоактуализации, социальной и профессиональной ориентации в условиях семьи - сложный, длительный и противоречивый процесс. Из-за обилия неверных и ошибочных представлений многих родителей о воспитании детей именно этот аспект семейного воспитания порождает больше всего проблем. Понятие ценностного отношения к жизни сравнительно недавно стало входить в общий обиход и практику воспитания. Подавляющая часть родителей ни на сознательном, ни на интуитивном уровне не ставит перед собой таких задач в воспитании детей. Даже социальная и профессиональная ориентация, которые в первую очередь должны осуществляться именно в семье, не являются значимой проблемой для очень многих родителей, за исключением семей с другой крайностью, когда за ребенка решают, кем он будет, и вопреки его желаниям, способностям и интересам понуждают приобретать выбранную родителями профессию.
Нравственное и гражданское воспитание детей в семье осуществляются, прежде всего, примером родителей и других членов семьи. Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека — все это постигается прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родными и определяет нравственный багаж их детей, с которым они выйдут в жизнь.
Экономическое воспитание осуществляется всем хозяйственным укладом семьи, отношением к деньгам, их зарабатыванию, к материальным ценностям и их месту в жизни человека.
Экологическое воспитание осуществляется путем общения с природой, осознания места природы в жизни человека. Полезно в доме держать каких-нибудь животных, рыб, птиц. Если у семьи есть участок земли, ребенку надо рассказать обо всем, что на нем растет, учить ухаживать за растениями.
Трудовое воспитание должно осуществляться на протяжении всего детства ребенка. Он должен в меру своих сил и возможностей иметь определенные поручения, приобщаться к помощи взрослым членам семьи, овладевать всеми сторонами трудовой жизни семьи: учиться готовить, шить, стирать, убираться, осуществлять мелкий ремонт в доме. При этом надо учитывать силы, интересы ребенка, половые различия детей; но в то же время не стоит формировать стойкие установки только на женские или только мужские дела. Жизнь семьи сложна и многообразна: и девочке могут оказаться полезными в жизни элементарные умения держать молоток в руках, провести несложный ремонт мебели и др., а мальчику — умение готовить, стирать, убираться. И конечно, родителям надо внимательно присматриваться, к чему более склонен ребенок, в чем он проявляет наибольший интерес и успешность, чтобы вместе с ним правильно выбирать будущую специальность.
Эстетическое воспитание начинается с игрушек, колыбельных песен матери, игр-потешек, поговорок-скороговорок, одежды ребенка, интереса помещения, где он находится, эстетики всего жизненного пространства ребенка.
С возрождением в стране деятельности всевозможных религиозных конфессий не последним вопросом в семейном воспитании стал вопрос о религиозном воспитании. Но здесь каждый должен определяться сам. Если семья верующая, то скорее всего ребенок. с рождения приобщенный к религии, вырастет верующим человеком. Но может этого и не произойти: по мере взросления ребенок может отказаться от внушаемой ему веры в пользу другой или вообще отказаться от веры. Может в неверующей семье расти верующий ребенок. Во всех случаях родители в этом вопросе во избежание конфликтов, ломки характера и сознания ребенка, могущих привести и к трагическим последствиям, должны проявлять максимум терпения, осторожности, выдержки и такта.
Таким образом, важнейшая роль семьи заключается в социализации личности ребенка, которая в свою очередь определяет место человека в мире. Именно семья создает представление о мире, в котором необходимо будет существовать детям. Поэтому будущее личности человека напрямую зависит от его семьи, так как микроклимат семьи, ее индивидуальные особенности, поведение, тип семьи и условия воспитания влияют на развитие ребенка, его поведение, таланты, способности, тип будущего поведения. Выходя из семьи и попадая под влияние других социальных институтов общества, у ребенка уже довольно четко выстроена система ценностей, образцов поведения, обусловлена своеобразная картина мира, иными словами, сформировано самосознание. Конечно, в дальнейшем становление личности невозможно без отпечатка первичной социализации в семье. Но самые ценные основы семейного воспитания исходят из самого раннего детства и роль их настолько глобальна, что от нее зависит не только здоровье семьи, народности или нации, но и всего мира.
Профессиональный коллектив: сущность, структура и организационные основы функционирования.
Коллектив (в пер. с лат. означает: объединять, соединять) - относительно самостоятельная, организационно оформленная группа людей, объединенных общей совместной деятельностью.
Коллектив- объединение людей, которое характеризуют следующие обязательные признаки:
- наличие общей цели, которая носит общественный характер;
- совместная деятельность по достижению этой цели;
- наличие налаженных, прочных и действенных деловых отношений. При этом отношения между членами коллектива носят характер взаимной ответственности и сплоченности;
- наличие и функционирование органов самоуправления;
- организованность межличностных отношений, стремление к общему успеху, богатство духовных интересов и устремлений.
То есть профессиональный коллектив - это не простая совокупность людей, а сложное структурное образование со многими внешними и внутренними связями, оформленными и неоформленными отношениями, которые определяют идеологию (совокупность идей и взглядов, отражающих особенности общественных отношений) и психологию (общественное мнение, социальные чувства, коллективные привычки, традиции, настроения и т.п.).
Организационная структура коллектива состоит из органов управления, функциональных и операционных подразделений Организационная структура - формальная структура коллектива организации, в которой функции, права и обязанности подразделов и каждого обучающегося (работника) четко определены соответствующим уставом, положениями и должностными инструкциями.
Профессиональный коллектив проходит длительный процесс организации, состоящий из нескольких этапов:
1 этап– В поведении людей преобладает индивидуализм; они наблюдают окружающих, знакомятся друг с другом, демонстрируют собственные возможности, но ещё не стремятся к тесным контактам. Часто этот этап завершается выявлением лидера, что происходит тем скорее, чем слабее административная власть. Его роль, влияние на коллектив необходимо сразу же всесторонне анализировать, чтобы выбрать по отношению к нему верный тип поведения (нейтрализация, эффективное сотрудничество и т.д.).
2 этап – Происходит осознание и кристаллизация интересов, сближение людей, установление между ними более тесных контактов. Одновременно возникает дифференциация участников, образуются группировки со своими лидерами (т.н. коллективный индивидуализм), появляются попытки захвата ими власти, приводящие к конфликтам.
3 этап– Коллектив стабилизируется, формируются общие ценности и нормы, постепенно налаживается надежное сотрудничество, позволяющее получать гарантированные результаты.
4 этап– Появляется ведущая группировка, пытающаяся подчинить себе остальных, навязывающая свою политику другим группировкам, а также активистам-одиночкам, колеблющемся, аутсайдерам. В результате возникает временный спад в работе коллектива, что считается вполне нормальным явлением.
5 этап– С ростом зрелости наступает консолидация, и коллективу становятся по плечу все более сложные задачи. Доверие, существующее между людьми, хорошее знание ими друг друга в ряде случаев позволяют ему функционировать на принципах самоуправления.
Известный педагог А.С.Макаренко полагал, что можно говорить о трех ступенях зрелости коллектива:
- На первой моральные требования исходят от руководителей, т.е. навязываются извне.
- На второй требования руководителей начинает поддерживать часть ядра.
- На третьей они разделяются большинством коллектива.
Ученые все чаще называют коллективом группу людей высокого уровня развития, сплочённую, включенную в интегративную деятельность и отличающуюся коллективистической направленностью (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский и др.). При этом существенное качество группы – уровень ее социально-психологической зрелости. Ее высокий уровень превращает группу в группу-коллектив.
Уровни формирования коллектива:
- группа-конгломерат (незнакомые люди собраны на одном пространстве);
- группа-ассоциация (начинается единая жизнедеятельность группы, закладываются основы коллектива);
- группа-кооперация (реально существующая организационная структура, наблюдается сотрудничество в делах);
- группа-автономия (высокий уровень внутреннего единства); эта группа может пойти по двум направлениям: к коллективу или к корпорации – лже-коллективу с групповым эгоизмом;
- группа-коллектив (совместная деятельность, общение, сотрудничество и т.п.).
Выделенные группы выступают в качестве показателей сформированности коллектива, его зрелости, сплоченности, единства, взаимовыручки.
Коллективу присущи следующие психологические черты:
- достаточный уровень профессиональной подготовленности, сработанности, сплоченности, слаженности совместных действий;
- психологическая совместимость людей в коллективе;
- нравственная воспитанность, проявляющаяся в подлинно коллективистических взаимоотношениях членов коллектива;
- высокая организованность, дисциплинированность, управляемость социальной группы;
- достаточный уровень политической, правовой, в целом социальной зрелости членов коллектива;
- благоприятный и устойчивый морально-психологический климат, создающий для каждого члена коллектива ощущение личной свободы, защищенности, уверенности, психологической комфортности.
Психологический климат отражает состояние внутренних взаимоотношений в коллективе. На него влияют требования к дисциплине, методы руководства, степень совместимости людей и пр.
Психологическое состояние коллектива определяется степенью удовлетворенности его участниками своим положением. На него влияют характер и содержание работы, отношение к ней (любовь или нелюбовь), престижность, размеры вознаграждения, перспективы роста, наличие дополнительных возможностей (решить собственные проблемы, увидеть мир, познакомиться с полезными людьми), психологический климат. Неблагоприятный психологический климат может спровоцировать различные конфликты.
Конфликт – столкновение в сфере общения, вызванное противоречивыми целями, установками, поведением людей.
Конфликт не является для организации аномалией, дисфункцией. Это норма в отношениях людей, необходимый элемент производственной жизни, который способствует выходу социально-психологической напряженности, накопившейся в коллективе, формирует новое представление о перспективных направлениях деятельности, помогает в поиске правильного решения.
Существует несколько основных видов конфликтов в коллективе:
· разногласия между личностью и личностью (межличностный),
· между личностью и группой,
· противостояние групп (межгрупповой).
Процесс развития конфликта состоит из четырех стадий: стадия возникновения конфликтной ситуации; стадия возникновения повода для столкновения; стадия кризиса в отношениях; стадия завершения конфликта.
К основным стратегиям поведения в конфликте относятся следующие: принуждение (борьба, соперничество), уход, уступка, компромисс, сотрудничество.
Распространенными способами предупреждения конфликтов в организации считаются:
1. Создание хороших условий деятельности, четкое распределение функций, прав, ответственности, согласование интересов работников.
2. Выявление потребностей работников и создание условий для максимального их удовлетворения;
3. Формирование рабочих групп с учетом личной совместимости, применения адекватного стиля руководства.
4. Своевременное обнаружение противоречий и разногласий и их разрешение на основе переговоров.
Методика формирования профессионального коллектива
Методы организации коллектива–это совокупность способов и приемов, которые способствуют формированию коллектива, отличающегося высокой дисциплиной, заботой всех и каждого об условиях взаимодействия и совместной деятельности.
Существует группа методов, стимулирующих поведение членов коллектива: соперничество, состязание (соревнование), поддержка, показ перспектив, авансирование доверия, одобрение, поощрение, осуждение, критика, наказание.
Каждый метод содержит в себе методические приемы. Например, приемы метода убеждения: аргументация, сравнение, аналогия, опора на опыт и знания, демонстрация примера, убеждение фактом, цифрами, статистическими данными, использование положений нормативных документов, ссылка на авторитет, ссылка на опыт других, обращение к чувству собственного достоинства, совести, порядочности, самолюбию, предложение к самооценке, к опровержению доказательств, рассуждения «от противного» и др.
Успех применения методов зависит от условий и авторитетности применяющего их, а также от его целеустремленности и педагогической грамотности. Убеждая кого-то, поощряя, критикуя и т.п., руководитель, старший не всегда поступает как педагог, применяя даже методы, называемые педагогическими. В действительности они становится педагогическими только тогда, когда применяющий их активизирует в своем сознании педагогическую установку и имеющиеся педагогические знания, припоминает и примеривает к данной ситуации рекомендации педагогики, понимает коллегу, ясно видит для себя педагогическую задачу и тот педагогический результат, который должен быть достигнут. С ориентацией на это выбирает стиль, манеру, приемы, гибко применяет конкретный метод.
Необходимыми методами в работе по воспитанию коллектива выступают те, которые зарождают и развивают механизмы саморегуляции, самоорганизации и самоуправления. К таким методам относятся общие собрания, коллективные обсуждения мер по совершенствованию работы, создание различных общественных формирований (наставничество, общественный контроль, суд чести, группы по интересам), выполняющих небольшую часть общей работы; обсуждение в группах, коллективе действий и поступков отдельных сотрудников, проводимых авторитетной общественной группой и др. Требование, критика или одобрение со стороны коллег могут дать больший эффект, что исходящие от руководителя. К сожалению, внимание к таким мерам сегодня несколько ослаблено.
Правило такта и доброжелательности в коллективе рекомендует постоянно искать такую меру воздействий, которая отвечает индивидуальным особенностям личности, способствует его личному росту и успеху в работе, возможностям, не унижает, не подрывает веру в себя. Любые крайности (захваливание или унижение) не принесут ничего хорошего. Каждый метод и прием хорош, когда он применяется в сочетании с другими и при этом точно подходит к индивидуальным качествам, психическому состоянию сотрудника, испытываемым им трудностям, его ожиданиям и надеждам. Только тогда педагогическое воздействие будет сотрудником понято, внутренне одобрено и принято к реализации. Такое воздействие ведет к формированию здорового коллектива,
Правило опоры на положительное. Поиск недостатков в личности и работе сотрудника, их занудливое перечисление в сочетании с упреками и унижающими комментариями - путь, ведущий в воспитательный тупик. Гораздо более продуктивен путь, который воодушевляет, порождает надежду, укрепляет веру в себя.
Стили руководства профессиональным коллективом
Умение профессионально руководить коллективом, эффективно строить взаимоотношения с подчиненными, руководителями, другими сотрудниками или даже просто чувствовать себя в ней комфортно требует определенного набора знаний, практических умений. При этом необходимо учитывать, что каждый коллектив имеет свою специфику. Поэтому особенности, которые необходимо учитывать руководителю, есть у каждого профессионального коллектива, у каждого работника.
Как показывает анализ научной литературы, потребность изучения и учета в практической деятельности руководителя педагогических закономерностей управления, индивидуальных и групповых особенностей поведения работников и управленческо-педагогического воздействия на них ощущается большинством современных руководителей, менеджеров, специалистов по управлению персоналом.
Следует отметить, что данные закономерности имеют, прежде всего, педагогическую основу (возможности оценки, воздействия, формирования и развития качеств личности). При этом названные составляющие, играя важную роль в практике управления, в значительной степени должны представлять неразрывное единство в виде педагогического управления профессиональным коллективом организации.
Каждый руководитель должен знать и уметь использовать на практике основные педагогические особенности, закономерности, принципы, рекомендации, связанные с эффективным управлением профессиональным коллективом. Существует несколько педагогически обоснованных направлений, путей и технологий решения этих задач.
Во-первых, стараться всегда и во всем быть таким руководителем, который необходим именно в этом конкретном коллективе. Разумно заботиться, чтобы лучшие, сильные качества и стороны своей подготовки проявлялись чаще, и сдерживать, сводить до минимума влияние слабых, отрицательных (например, высокомерие, недоверие, грубость, черствость к людям, несдержанность, чрезмерная эмоциональность и др.).
Во-вторых, овладеть демократическим стилем управления. Для этого руководителю следует твердо помнить все черты этого стиля и особенно те, которые имеют большую педагогическую значимость. К ним относятся: социальная направленность управления, гражданственность, человечность, деловитость, законность, демократичность, правильное сочетание централизации-децентрализации, единоначалия и коллегиальности, делегирование полномочий (привлечение сотрудников и общественных формирований к решению задач управления) и др.
В-третьих, проводить линию, чтобы в массе повседневных дел и поступков была представлена цепочка таких, которые именуются педагогическим поведением руководителя. Руководитель при этом предстает перед подчиненными не как начальник, а как старший коллега, товарищ - доброжелательный, умудренный опытом и старающийся передать его им.
В-четвертых, возможно и необходимо лично использовать педагогические методы работы, педагогизировать проводимые мероприятия. Речь идет о методах объяснения, убеждения, внушения, показа, беседы, иллюстрации, примера, педагогического общения, педагогического воздействия, доверия, побуждения, обращения, упражнения и др. Грамотная технологичность, уверенное пользование приемами - элемент подготовленности и правильной работы руководителя.
В-пятых, руководитель поступит правильно и перспективно, если сможет заставить себя заняться самообразованием, самообучением, самовоспитанием, саморазвитием, особенно в управленческом и психолого-педагогическом плане. Осуществлением этого движут два главных фактора: понимание личной ответственности, желание и подлинные человечность и цивилизованность.
Использование педагогических технологий в достижении положительных проявлений и влияний их - обязательное условие эффективности управления в профессиональном коллективе.
Корпоративная культура в профессиональном коллективе.
Корпоративная культура является формализованной или неформализованной системой норм общения, стандартов, духовных и моральных ценностей, традиций, принципов и ожиданий, существующих в организации. Она целенаправленно выстраивается руководством организации, либо развивается сама за счёт постоянных усилий всего профессионального коллектива.
Корпоративная культура является целостной моделью поведения и взаимодействия. Невозможно свести её к набору формальных правил или превратить в устав. В каждой организации она будет уникальной, так как универсальных культур, подходящих для организаций с любой спецификой деятельности и любым составом работников, не существует.
Корпоративная культура состоит из:
· утвержденной системы лидерства;
· системы коммуникаций;
· стилей решения конфликтных ситуаций;
· действующей символики – запреты и ограничения в организации, принятые лозунги, ритуалы;
· положения каждого человека в компании;
· регламентирующих документов;
· наличия и способов реализации корпоративных мероприятий и т.д.
Функции корпоративной культуры:
Имиджевая: развитая, прочная культура способствуют устойчивому положительному образу организации, который привлекает не только конечных потребителей, но и кандидатов на вакансии.
Мотивационная: правильная корпоративная культура является источником вдохновения для работников, заставляет их достигать высоких результатов и качественно выполнять поставленные задачи.
Вовлекающая: помогает добиться, чтобы каждый член команды активно участвовал в жизни организации.
Идентифицирующая: работники определяют себя через принадлежность к компании, на этом строится их самооценка.
Адаптивная: способствует быстрому вливанию в коллектив новых работников.
Управленческая: создание норм и правил управления организацией, отдельными департаментами.
Системообразующая: деятельность всех отделов упорядочивается, систематизируется.
Маркетинговая: философия и стратегические цели предприятия определяют его позиционирование на рынке, а корпоративные ценности влияют на стиль взаимодействия с заказчиками, партнёрами и другими аудиториями.