Найти тему
Письма к человеку

ТАКАЯ ПРОСТАЯ НЕПРОСТАЯ

Оглавление

Её трудно было чем-то особенным выделить среди многих приносивших аккуратно сложенные кульки и посылки с гуманитарной помощью для Донбасса. Люди идут и идут каждый день.

Она обратила на себя внимание только желанием поехать туда, на Донбасс. Брать не хотели. Мало ли, дорога трудная, не каждый выдержит.

– Глянь ей на руки, — сообразил один из волонтёров.
Нормальная. Без ногтей.
– Можно брать.
– Только смотри, не ныть! Самим трудно, а едем помогать, кому ещё трудней, —
строго предупредили её.

Дорогой она переносила все испытания. Выполняла любую работу и принимала на себя любые обязанности.

Душа её разрывалась от боли, когда она увидела разрушенный врагом город.

Дома, как скелеты. С выбитыми окнами-глазами… Из подвалов этих мертвых домов выходили живые люди. Дети с бледными лицами, давно не видевшие солнца, — вспоминает она.

В одном из полуразрушенных домов заметила пианино. Внешне засыпанное штукатуркой и обломками, оно всё же не потеряло голос.

– Ребята! А давайте вытащим эту музыку на улицу! И поиграем для народа!
– А ты чё, могёшь на этой шарманке?
– Да вроде... —
тихо сказала она.
– Во даёт! А ну, мужики, взяли!

Благо волонтеры были ребята молодые, полные задора. Идея — ух, сильная!

И вот, как муравьи, облепили ношу и все 400 кг вскоре были на улице. На потеху измученного бомбежкой народу.

Но пока … никого. Только сами грузчики.

Нашли кое-какой живой стул, и руки, которые по дороге сюда и помогали грузить-выгружать тяжести, упаковывать, складывать и вообще выполнять любую работу, — эти руки коснулась клавиш.

Она не знала, что играть. Первый в жизни такой вот «фронтовой уличный номер». И она заиграла то, что знают все с детства.

Подходили редкие прохожие. И уже не уходили.

Простые мелодии, как бетховенское «К Элизе», звучало здесь особенно. И нежная любовь, и боль-тревога.

Стоявший недалеко седой старик, вытирая слёзы, дрожащими руками стал опираться сзади на пианино.

Дедуль! Тебе плохо? – прошептала внучка.
Я слышал, – тоже шепотом ответил дед, – что однажды Бетховен проходил мимо открытого окна и услыхал там свою мелодию. Когда он вошел в дом, за инструментом сидела и играла слепая девочка. Тронутый этим композитор написал специально для неё эту пьесу…

Народ притих. Было слышно, как детский голос прошептал:
У нас в классе некоторые погибли… И учительница музыки тоже…

Потом, придя домой, этот седой дед покажет внучке вот эту фотографию.

-2

Где так же на улице, среди разрушенных домов в Германии наш обычный красноармеец весной 1945 играет на уцелевшем пианино. Играет классику. Возможно и немецкую классику немецкому народу...

А здесь, в Мариуполе, музыка, живая музыка, разносилась по казалось бы убитому городу.

Она играла и от себя, и «по заявкам слушателей». И классику классическую, и классику одесскую. Которую знала еще от одесских бабушки и мамы. На потеху кто-то заказал «Мурку», нашли быстро и настоящую Мурку

"Мурка" для Мурки. Фото: "Литературная газета"
"Мурка" для Мурки. Фото: "Литературная газета"

Безмерной радости народа не было предела.

Удивительно, люди заулыбались. Ожили.

А в перерывах между просьбами, она играла высокую музыку. И в разрушенном городе происходило чудо: над городом плыли бессмертные мелодии истинно наших Чайковского, Рахманинова, и тоже наших Шопена, Брамса, Бетховена…

Звать-то тебя как? — по-простому спрашивали её останавливавшиеся поглядеть на это представление прохожие.
Валентина.
Значит, тёзки, – раздался весёлый голос.
Как моя мама… – тихо, но люди услышали, как сквозь слёзы сказала девочка с печальными глазами.
У нее маму убили, – шепнул кто-то.
Иди ко мне поближе, – обняла её Валентина.
И мою дочку тоже, – почти беззвучно прошептали сухие дрожащие губы седой старушки…

Тут и какой-то годовалый малыш, который еще не умел говорить, только весело сверкал первыми появившимися зубками. Его счастливая улыбка посреди этого всего горя и бед, вселяла оптимизм. Он так радовался, что протянул пианистке самое дорогое для него — еще не до конца облизанный леденец.

Кто-то из собравшихся попросил:
– А д
авайте — «День Победы»!

И тут же, на ходу в наступающей темноте подбирая мелодию, Валентина начала играть. Народ подхватил. Эта потрясающая мелодия разносилась и по округе, и уходила в небеса. Даже звезды выглянули послушать…

Но когда дошло до слов, которые местные шахтеры и сталевары воспринимали особенно чутко, — «У мартеновских печей не смыкала наша Родина очей…», — хлынули слёзы. В них не было горя. А была сила, необоримая сила народа!

Ради этого стоило прожить жизнь, – признается Валентина Лисица, пианистка с мировым именем! Её знают лучшие залы на всех континентах планеты.

-4

Её знает Донецкая земля, её знают чуткие и сильные люди Донбасса.

-5

Вот такая она, такая простая и непростая — Наша, Русская. Каких нет ни у какого другого народа!