Найти тему
МК

Российские футбольные фанаты рассказали про отношения и бои с украинскими

Добровольцы из числа футбольных болельщиков и фанатов появились на Донбассе еще в 2014 году. С момента начала спецоперации на Украине количество добровольцев из околофутбольного мира возросло в разы. Еще недавно враждовавшие между собой болельщики «Спартака», ЦСКА, «Локомотива», «Динамо», «Зенита» и других команд встали в один строй. Про участие футбольных фанатов в специальной военной операции «МК» рассказал журналист, блогер, футбольный болельщик и фанат с 37-летним стажем Андрей Малосолов.

    Фото: телеграм-канал батальона "Эспаньола"
Фото: телеграм-канал батальона "Эспаньола"

Сегодня в зоне специальной военной операции в частях российской армии, Росгвардии, Народной милиции ДНР и ЛНР, а также в добровольческих батальонах «Барс» и «Эспаньола» воюет порядка пятисот футбольных фанатов из России. Что ими движет?

- Как бы пафосно это ни звучало, это желание защищать Родину и не пропагандистский, а реальный настоящий русский мир, - отвечает Андрей. - Фанаты - это неотделимый срез общества, который испытывает общие для всех нас ощущения, переживает за судьбу страны, за все, что в ней происходит. И, несмотря на то, что между фанатами и государством, в лице силовых структур бывало разное, сейчас все понимают: есть Родина, которая находится в опасности.

Говорить, что 99,9 процентов болельщиков и фанатов руководствуются именно этой логикой, я бы не рискнул, но очень значительное их количество, даже несмотря на то, что бывали в разных околофутбольных ситуациях, включая «общение» с правоохранителями, все равно поддерживают нашу страну и нашу армию.

Приведу один пример. В начале СВО безусловно в фанатских коллективах витали разные настроения. Что там скрывать, и в этой среде были люди, которые не только не одобряли, но были яростными противниками спецоперации. После объявленной мобилизации часть из них побежала за границу. Но в целом, даже если у кого-то и были какие-то колебания, то после того, как в зону спецоперации либо в качестве военнослужащих, либо добровольцами или бойцами ЧВК пошли футбольные фанаты, все споры были «заброшены на верхнюю полку», и люди стали активно помогать своим. Закупать необходимые вещи, собирать гуманитарную помощь. Кто чем может, одним словом.

- В самом начале конфликта на Донбассе, 2014-2015 годах, фанаты ведь также вступали в добровольческие отряды. Насколько это было тогда распространено?

- Да, фанаты сражались за свободу Донбасса и восемь лет назад, и позже. Но, конечно, в несопоставимых с нынешними количествах. Были люди, которые переживали за настоящий «русский мир», потому что, по сути, тогда это была проверка социальных реакций нашего общества.

В 2014 году еще было много моментов, связанных с неким непониманием того, что там происходит. Объясню, почему.

До киевского Майдана, в принципе, связи между русскими и украинскими фанатами были очень тесны. 90% фанатского движения на Украине было пророссийским, включая такие объединения, как «Днепр», «Маталлист» из Харькова, «Черноморец» из Одессы, Донецк, Луганск само собой. Даже контакты с киевскими фанатами были во многом очень позитивные.

Происходили так называемые «забивы» фанатов России и Украины, на которых, между прочим, русские фанаты, за исключением одного поражения московского «Локомотива» от киевского «Динамо», выигрывали. Везде наши наваливали. Но все-таки с украинцами все дружили, и они поначалу тоже дружили с нами.

В 2014 году в фанатском мире России и Украины произошли серьезные осложнения, их риторика по отношению к нашим стала ужесточаться. Тех, кто поддерживал Донбасс, даже если это были друзья, украинцы начали называть «ватниками» и «колорадами».

До определенной поры все-таки это были вроде не совсем злобные подколы. Кстати, в Майдане украинские фанаты участвовали организованно, причем не бесплатно. Они же потом пошли воевать в зону АТО — так называемой антитеррористической операции, когда в Киеве назвали ЛНР и ДНР террористическими.

После 24 февраля этого года практически все связи между российскими и украинскими фанатами были разорваны. Более того, украинцы еще сделали ряд совершенно невозможных до этого заявлений, грубых и бестактных, оскорбляющих русских фанатов за то, что те не вышли на протестные акции против спецоперации. По их мнению, мы должны были выступить против своей армии и государства.

С началом СВО практически весь украинский околофутбольный «движ» вступил в ряды ВСУ. В России в этот момент была некая неопределенность и затишье, у нас считали, что есть профессиональная армия, которая все должна решить.

Но потом произошли всем известные события, которые очень многих всколыхнули, я говорю про расстрел наших пленных солдат. Среди них оказались друзья некоторых болельщиков. Это, безусловно, стало определенным рубежом.

- Если в одном подразделении оказываются фанаты разных футбольных команд, между ними возникают какие-то разногласия на почве спортивных пристрастий или в таких условиях уже без разницы - кто за кого болеет?

- Есть абсолютно общая идея, поэтому кто за кого болеет разницы сейчас не имеет. Как известно, поле боя всех объединяет. Даже до начала спецоперации были ситуации, когда фанаты объединялись по волнующим их моментам. К примеру, такое объединение было в 1999 году, когда все московские фанаты вместе вышли «атаковать» посольство США после начала бомбардировки Югославии. Годом ранее, в 1998 году, произошло историческое перемирие на матчах национальных сборных России. После неоднократно бывали различные элементы поддержки друг друга.

Андрей рассказал о фанатах в составе различных подразделений. Есть они, например, в добровольческом подразделении «Барс».

- Также под Херсоном были части, в которых служили и служат питерские фанаты, - продолжил собеседник. - Есть «Эспаньола», именно фанатский батальон, в котором сегодня уже больше ста фанатов. Сейчас на базе 106-й дивизии ВДВ сформировано порядка двух подразделений из фанатов. Порядка 80% из них - это мобилизованные, оставшиеся 20% - добровольцы.

В ряды борцов с украинским террором вступили представители фанатских движений самых известных команд - «Локомотива», «Спартака», «ФК-Ростов», болельщики из Тамбова, Орла и многих других. Словом, практически все фанатские коллективы России так или иначе затронуты в спецоперации.

На истории возникновения добровольческого фанатского батальона «Эспаньола» Андрей остановился отдельно.

- Основателем «Эспаньолы» является фанат ЦСКА из группировки Red Blue Warriors, - рассказывает он. - У нас в коллективе этот человек носил прозвище «Стас Пернатый». В 2014 году он в составе спецназа присоединял Крым, а потом возглавил разведроту в Горловке, в ДНР.

Все эти восемь лет активно боролся за свободу Донбасса. На фронте без позывного никуда, поэтому многим Стас известен как «Испанец». Расскажу, почему. В гражданской жизни он был мореплавателем, капитаном яхты. Стас разговаривает на нескольких языках, один из которых, как несложно догадаться - испанский.

Когда началась спецоперация, «Испанец», конечно же, тоже не мог оставаться в стороне. Он вошел в состав батальона «Восток», которым сегодня командует Александр Ходаковский, и уже после сформировал добровольческий батальон «Эспаньола». Люди к нему в подразделение идут активно, знают, что человек он достаточно опытный, профессионал своего дела. Приходят добровольцы как с опытом боевых действий, так и совершенно гражданские, которые обучаются уже на месте.

- Насколько мне известно, футбольные фанаты также активно участвуют в сборе гуманитарной помощи для бойцов и населения Донбасса.

- Сейчас так или иначе гуманитарной помощью занимаются очень многие болельщики и фанаты. Более того, многие футболисты это делают, просто стараются не афишировать это. Хотя недавно чемпион России 2003 года, участник сборной России Андрей Соломатин приезжал с гуманитарной миссией на Донбасс. Он настолько проникся увиденным, что теперь собирается ездить туда на регулярной основе.

Помогают все, кто чем может. Создано множество различных групп в социальных сетях и мессенджерах. Раньше это была какая-то локальная помощь, сейчас она уже глобальных масштабов. Например недавно в «Эспаньолу» питерские фанаты привезли различные крутые новинки: средства радиоэлектронной борьбы, квадрокоптеры разного класса.

Помощь идет как точечная, так и общая. Недавно собирали конкретно сто белых маскхалатов со специальной обработкой, чтобы человека, одетого такой, не было видно в тепловизор. Везем бойцам горелки, генераторы, каски, бронежилеты, термобелье и так далее.

Как известно, на фронте ничего лишнего не бывает. Несмотря на то, что войска оснащены всем необходимым, есть детали, которые очень важны. Например, хорошие специальные ботинки, спальные мешки, рассчитанные на низкие температуры. Знаю, что питерцы и «армейцы» доставляли на передовую микроавтобусы, УАЗики.

- В сборах вашей «гуманитарки» участвуют только фанаты?

- В основном, конечно, болельщики, но вот недавно нам начал очень помогать один бизнесмен из Карелии. Он занимается разведением рыбы, кстати, сам бывший журналист. Мои подписчики также не остаются в стороне, активно присоединяются к сбору помощи.

- К Новому году собрали поздравительный гуманитарный конвой?

- У нас есть один фанат ЦСКА, его зовут Олег Пашковский, он с 2014 года активно помогает Донбассу. Олег организует точечную помощь для детей. Недавно мы устраивали благотворительный вечер в ресторане сербской кухни, его владельцы - сербы, давно подключившиеся к помощи Донбассу. На вечере было собрано порядка 600 тысяч рублей, четыре компьютера, множество различных вещей, техники. Все это пошло на формирование более полутора тысяч подарочных наборов для детей, живущих на территории ДНР, включая освобожденные населенные пункты. Олег будет сам тем самым Дедом Морозом.

Вообще, с 2014 года многие болельщики участвовали в сборе гуманитарной помощи как раз для детей Донбасса. Именно в этом они видели свою миссию.

Подпишитесь на Telegram "МК": еще больше эксклюзивов и видео!

Автор: Лина Корсак