Глава четвертая
Лидия не могла отвести глаз от красного альбома, словно эта книжица в дешевом кожаном переплете внезапно стала средоточием всех будущих немыслимых бед.
Столкнувшись с недоуменным взглядом Златы, женщина поняла, что немая пауза слишком затянулась.
— А куда я попалась? — Лидия спросила первое, что пришло в голову, лишь бы не молчать.
— Никуда, — Злата пожала плечами. — Так обычно говорят, когда застают человека врасплох. Простая дежурная шутка. Можно к вам в гости? Хочу посмотреть, как вы устроились.
Девушка легонько отстранила растерянную гувернантку и прошла в комнату. Злата бросила альбом на стол и с любопытством огляделась.
— Удивительно, как по-разному выглядит комната, когда в ней меняется жилец. Мебель, шторы, картины на стене остались прежними, а комната другая.
— Ты так думаешь? — без интереса спросила Лидия. Ее сейчас волновал только один вопрос: видела Злата Машкину фотографию или нет? А если видела, то почему притворяется, что не обратила на нее внимание? Или старшей внучке Полонской доставляет удовольствие играть с новой гувернанткой в непонятную, жестокую игру?
— Я в этом уверена! — Злата кивнула на букет пестрых астр в узкой хрустальной вазе. — У вас повсюду цветы, книжки умные, косметики мало, но вся качественная. А у Нины Ивановны (это бывшая Жекина гувернантка) везде валялись клубки с вязанием, женские романы, кулинарные книги и куча всяких баночек с дешевым кремом отечественного производства. И пахло здесь всегда лекарствами и сладкими духами.
— А сейчас? — Лидия невольно включилась в разговор.
— А сейчас в комнате стоит приятный запах. Такой… — Злата поиграла пальцами в воздухе, будто пыталась поймать нужное слово. — Такой благородный. Ого, сколько у вас дисков с фильмами! А что, в 21 веке кто-то до сих пор смотрит кино на DVD-плеере? — девушка презрительно фыркнула.
— Я смотрю, — улыбнулась Лида, чувствуя, как ее потихоньку отпускает волнение. — Я — весьма старомодная тетенька. Люблю все, что можно потрогать руками. Книги читаю бумажные, а не электронные. Фильмы смотрю на дисках. Кстати, лицензионные диски содержат не только фильмы, но и всякие интересные дополнительные материалы про актеров, режиссеров, про съемки. Профессиональная озвучка, качественные субтитры. Я, в основном, смотрю французское кино без перевода, чтобы постоянно в языке упражняться, поэтому субтитры для меня важны.
— Короче, дикое средневековье! — весело, но необидно засмеялась Злата.
***
«Кажется, пронесло», — выдохнула Лидия, но следующий вопрос ударил ее в самое сердце.
— Я же хотела спросить насчет фотографии! — вдруг вспомнила Злата. — Вы простите, я сунула любопытный нос в ваш альбомчик. Там есть одна фотография…
— Какая фотография? — у Лиды больно застучало в висках. — Это школьный альбом, там полно разных фотографий.
— Сейчас покажу! — девушка схватила альбом, перелистнула несколько страниц и ткнула пальцем в один снимок. — Вот смотрите!
Ее палец указывал на Машу. У Лидии потемнело в глазах.
— Ведь это та девчонка, о которой вы говорили, да? — обернулась к ней Злата. — Ну, помните, вы чуть не обезумели при нашей первой встрече? Сказали, что я невероятно похожа на вашу бывшую ученицу? Это она, да?
— Да. Это та девочка, о которой я говорила, — непослушными губами произнесла Лида.
Девушка внимательно вгляделась в фотографию, потом хмыкнула и захлопнула альбом.
— Есть некоторое сходство, но насчет того, что мы с ней похожи, как две капли воды, вы, конечно, загнули, Лидия Андреевна. Во-первых, я — выше и худее, во-вторых, красивее. А в-третьих, я — это я! — строптиво фыркнула Злата. — Ненавижу, когда меня с кем-то сравнивают.
У Лидии возникло стойкое ощущение, что она уже целую вечность ходит по краю пропасти. Кажется, еще один шаг, и она полетит в ледяную бездну, но в последний момент ее снова и снова спасает некий ангел-хранитель.
— Лидия Андреевна, с вами все в порядке? — обеспокоенно спросила Злата. — Вы так побледнели, даже будто с лица схуднули за секунду.
— У меня со вчерашнего вечера давление скачет. Я уже с утра в аптеку сбегала за таблетками, — Лида посмотрела на часы. — Через пятнадцать минут завтрак, я бы хотела выпить лекарство и посидеть в тишине.
— Конечно! Извините меня, отдыхайте, — Злата направилась к двери. — Но так просто от меня вы не отделаетесь. Вечером будем смотреть кино. Я тоже хочу подтянуть свой французский. Подберите какой-нибудь классный фильм.
***
Целый день Лидия пребывала в прекрасном расположении духа. Неужели это возможно? Неужели у нее появился шанс несколько часов провести наедине с девочкой, так похожей на Машу? Лида не собиралась расспрашивать Злату о ее семье, задавать опасные вопросы. Ей просто хотелось поближе узнать эту девушку, поговорить с ней о всяких пустяках, просто побыть рядом.
Умница Женечка сразу почуяла перемену настроения своей гувернантки. Детский смех хрустальным колокольчиком звенел по всему дому, лаская слух. У малышки обнаружились большие способности в изучении языка. Девочка уже знала много французских слов, которые каждый вечер она пронзительно выкрикивала за ужином, хвастаясь перед бабушкой своими достижениями.
Лидия даже по собственной воле приготовила кофе для Елены. Капризная дамочка битый час сидела в полном одиночестве в гостиной, листая фотки в телефоне. «Наверное, отдых вспоминает», — подумала Лида, красиво раскладывая шоколадное печенье на матово-белой тарелке.
— Спасибо большое, — изумленно выдохнула Елена, когда гувернантка поставила перед ней поднос.
— На здоровье! — добродушно ответила Лидия.
***
Если честно, Лида до последней минуты не верила, что Злата придет к ней вечером. Может, девушка из вежливости предложила вместе посмотреть кино? Или насмешливая девчонка просто пошутила и давно забыла о своих словах.
Но девушка не пошутила и не забыла. Около 22.00 в дверь постучали.
— Ну что, придумали, что мы будем смотреть? — живо поинтересовалась Злата, поудобнее устраиваясь в кресле.
— Да, но не знаю, понравится ли тебе этот фильм? Он довольно старый, снят в конце 1980-х. Получил венецианского «Золотого льва». Это один из лучших фильмов моего любимого режиссера… Французский режиссер Луи Маль, — Лида взволнованно сыпала словами, словно боялась, что, если она хоть на минуту замолчит, возникнет неловкая пауза, и тогда Злата заскучает и уйдет.
— Как кино-то называется, Лидия Андреевна? — засмеялась девушка.
— «До свидания, дети». Это потрясающий фильм. Я почему-то очень хочу, чтобы он тебе понравился.
«Я прекрасно знаю, почему я этого хочу, — призналась себе Лида. — Этот фильм любила Маша».
— Включайте уже, — потребовала Злата. — Только без субтитров, хочу себя проверить. Если чего-то не пойму, спрошу у вас.
Минут двадцать прошло в молчании. Потом Злата с досадой качнула головой и оглянулась на Лидию.
— К черту французский! Хорошее кино, хочу нормально фильм посмотреть.
— Субтитры включить? — Лида потянулась за пультом.
— Не-а, озвучку! И побыстрее, пожалуйста.
Лида была рада, что девушке понравился фильм. Злата напряженно следила за действием, не замечая пристального взгляда со стороны. Лидия старалась рассмотреть каждую черточку, каждую родинку на ее лице. Чудесная девочка. Умненькая, с чувством юмора. Сразу видно, что у нее доброе сердечко, умеющее сострадать. Вот как искренне она переживает за судьбы интернатских мальчишек, опаленных войной.
Утром Злата сказала правду. Она не была точной копией Маши, как бы Лидии этого не хотелось. Другие жесты, другая походка, другой смех, другая манера поправлять волосы и поворачивать голову. Лида с грустью отмечала эти различия и в то же время отчаянно боролась с желанием крепко обнять эту хрупкую девушку, прижать к груди…
Когда фильм закончился, Злата еще какое-то время задумчиво смотрела на экран.
— Вы правы, это очень хорошая картина. Спасибо за вечер. Ладно, мне пора спать, — девушка встала. — Завтра первый мой день в универе, надо отлично выглядеть. Следующий фильм выбираю я. Вы не против? Как к артхаусному кино относитесь?
— Не знаю, — развела руками Лидия. Сердце радостно сжалось.
— Вот и узнаете, когда я вас с моим любимым Альмодоваром познакомлю.
***
Оставшись одна, Лида вдруг ощутила дикий голод. Ей так хотелось есть, что желудок свело. Почти полночь, самое время для перекусов.
«Ладно, я за стройной фигурой не гонюсь, — успокоила свою совесть Лидия, — Пойду омлет себе сделаю».
В пустой кухне, освещенной мягким приглушенным светом, стояла такая мирная тишина, что Лида, боясь нарушить ее резким звуком, буквально на цыпочках пробралась к холодильнику.
Она, стараясь не шуметь, легкими движениями взбивала яйца в миске, когда в кухню заглянула еще одна полуночница.
— Решила перекусить? — Елена в легком шелковом халатике, с бутылкой в руке, подошла к шкафчику со стеклянной посудой. — Так, где тут мой любимый бокал? Вот он. Я присяду, не возражаешь?
— А у меня есть на это право? — усмехнулась Лидия.
— Конечно, нет! Это ты правильно заметила, — Елена села за стол. — Хочешь вина? Ты такого и не пробовала. Просто божественное. Давай бокал, поделюсь.
— Спасибо, но я не пью, — мягко отказалась гувернантка.
— А я по-твоему алкоголичка? — Елена обиженно уставилась на нее совершенно трезвыми глазами. — Я тоже не пью. Ну разве что изредка бокальчик вина хорошего. И не больше… А что ты там готовишь?
— Омлет с грибами и сыром.
— Я тоже хочу такой омлет, — совсем по-детски, робко намекнула Елена.
— Мне не сложно приготовить на двоих. А за фигуру не боитесь, на ночь вредно есть?
— Поэтому ты здесь и торчишь, когда все нормальные люди спят, — подколола Елена. — Я пожрать люблю, а лишние калории прекрасно в спортзале сжигаются. Главное, не лениться.
***
Омлет выглядел аппетитно. Стервозная брюнетка даже застонала от наслаждения.
— О-о, как вкусно! А у тебя, выходит, руки не из задницы растут. Уже хорошо. Как тебе живется в нашем серпентарии?
— Пока без проблем, — Лида пожала плечами. — Элла Георгиевна не слишком похожа на змею. Да и девочки тоже.
— Ты слепая, что ли? — Елена распахнула глаза. — Жека, конечно, не в счет. Это ангел, а не ребенок. Обожаю. А вот старуха с внучкой — еще те кобры. Ты, когда с Эллой кофей кушаешь, присмотрись. У нее ж невооруженным взглядом ядовитые клыки видно. Златка — это бабуля номер два, только молоденькая еще.
— Елена, простите, но я не хотела бы обсуждать членов вашей семьи, — твердо сказала Лидия. — В этом доме живут порядочные, честные и хорошие люди. Я предпочитаю думать именно так.
— Все мы — хорошие люди, пока зубами к стенке спим! — съязвила Елена.
— Если ваша свекровь такое уж чудовище, почему вы не съехали от нее после развода? — не удержалась от ехидного замечания Лида.
— А ты не понимаешь? Ты ведь не дурочка, зачем глупые вопросы задаешь? Из-за денег, конечно, я терплю все эти издевательства. Знаешь, в какой нищете я выросла? — Елена сделала глоток из бокала. — Думаешь, я захочу вернуться в ту убогую, унизительную жизнь? Между прочим, я до замужества в стриптизе работала. Андрюша, муженек мой бывший, меня, можно сказать, с шеста снял и к алтарю повел. Старуха чуть не позеленела тогда от злости. Вообще-то, Андрей — хороший мужик, просто у нас не сложилось… Если честно, у Эллы есть свои достоинства. Она — нежадная тетка, никогда не требует отчета за потраченные денежки, в мою личную жизнь нос не сует. Ладно, жить можно… Ну что ты так смотришь на меня, Лидка?
— Если честно, я ждала от вас другого ответа. Думала, что вы в этом доме из-за дочери остались, — призналась Лида.
— Знаешь, есть маменькины сыночки, есть папины дочки, а Златка — бабушкина внучка, — вздохнула Елена. — Думаешь, мы с ней всегда так собачились? Не-ет, были у нас и очень хорошие времена… Полонские прощать не умеют. Стоит человеку чуть оступиться, и все. Эти люди никогда не дают тебе второго шанса… Поняла?
— А что у вас случилось? — неосторожный вопрос вырвался сам собой.
— А что у нас случилось, тебя абсолютно никак не касается, — сдержанно ответила Елена.
— Извините, я просто хотела разговор поддержать, — Лидия мысленно прокляла себя за глупую выходку. — Как же Элла Георгиевна позволила сыну жениться на стриптизерше? Или я опять лезу не в свое дело?
— Угадала! — Елена поднялась. — У нашей старухи выхода другого не было. Поняла? Но это тоже тебя не касается. Что-то меня в сон клонит. Спасибо за омлет.
Этот ночной разговор еще сильнее все запутал. Лидия была уверена, что Елена неспроста уклонилась от дальнейшей беседы. Скорее всего, семейные тайны Полонских непосредственно связаны с рождением Златы. Во всяком случае, Лиде хотелось в это верить, иначе к чему все эти недомолвки и секреты? Скорее бы суббота, ей нужно так много рассказать Галке.
***
В пятницу вечером Элла Георгиевна собиралась на важный прием. Еще утром курьер привез вечерний наряд от нового стилиста. Полонская долго разглядывала себя в зеркало.
— Лидочка, как ты считаешь, мне действительно идет этот странный болотный цвет и этот дурацкий фасон? — с сомнением поинтересовалась она у гувернантки.
— Стилисту виднее, наверное, — уклончиво ответила Лида. — Я не особенно разбираюсь в новомодных веяниях.
— Я тоже, но не до такой же степени, — Элла Георгиевна в последний раз взглянула на свое отражение и вынесла вердикт. — Чистая жаба! Пойду переоденусь. Когда приедет Артем, скажи, пусть ждет. И угости гостя кофе.
***
Соболев приехал не с пустыми руками. Заместитель привез Женечке забавную мягкую игрушку. Веселая рыжая лошадка привела малышку в восторг.
— Это же мой Рыжик! — девочка засияла от счастья. — Лидия Андреевна, смотрите, это же мой любимый пони, только игрушечный.
Артем Сергеевич неожиданно подошел к Лидии и протянул ей маленькую красивую коробочку.
— Что это? — Лида была так потрясена этим жестом, что невольно отступила назад.
— Ничего особенного, — смутился мужчина. — Просто конфеты. Элла Георгиевна сказала, что вы очень любите бельгийский шоколад.
— Я?! — гувернантка изумленно распахнула глаза.
— Ты-ты, — с лестницы спускалась Полонская. — Сама же говорила, что жить без этих конфет не можешь. Бери, не бойся, не отравленные. Вечерком чаю попьешь. А мы поехали изображать из себя светских львов.
***
Лида уже устроилась в постели с книжкой в руках, когда вдруг вспомнила, что забыла выполнить просьбу Женечки и заказать на завтрак сырники с ванильным соусом. Любаша — кулинарка от Бога — жила в соседней комнате.
Лидия прислушалась. За стеной шумел телевизор. Значит, Люба еще не спит. Лида накинула халат и вышла в коридор.
На стук долго никто не отзывался. Уснула кухарка, что ли? Лида осторожно заглянула в приоткрытую дверь. Любаша не спала. Она самозабвенно ругалась с телевизором.
— Ой, Лидия Андреевна, а я и не слышала, как вы стучали, — наконец-то, заметила ее Люба. — Я тут сериал смотрю, переживаю.
— Вы не могли бы приготовить завтра сырники с ванильным соусом для Жени?
— Конечно, сделаю, — кивнула Любаша, не отрывая взгляд от экрана. — Да что же ты творишь, дура несчастная?!
— Настолько интересный сериал? — вежливо поинтересовалась Лидия. — Вы так живо на него реагируете.
— Как же не реагировать, Лидия Андреевна, если эта идиотка Эстер мне все нервы измотала! — пожаловалась кухарка. — Бегает туда-сюда, ноет, жалуется всем подряд, а тест ДНК сделать никак не додумается, овца тупая! Ой, извините, что ругаюсь.
— Нет-нет, вы абсолютно правы, — потрясенно прошептала Лидия. — Именно, тупая овца. Это вы правильно сказали.
… Лида проворочалась без сна до самого утра. Господи, тест ДНК! Это же так просто. Почему ей до сих пор ни разу не пришла в голову такая блестящая и банальная идея?! Автор: Дарья Ракитина