В статье кратко освещается история пребывания советских военнослужащих в период Второй мировой войны на территории Египта. Основная часть из них (не считая военнопленных, находившихся в подневольном состоянии у немецкого военачальника Эрвина Роммеля) оказалась в этой стране в ходе репатриации из Италии в Советский Союз. Также через территорию этой страны происходила репатриация наших соотечественников из других стран Европы, французской Африки. Об этой части истории советского присутствия на Африканской земле сохранилось гораздо больше документальных и мемуарных свидетельств, нежели о судьбе военнопленных в Магрибе. "Египетский период" жизни солдат РККА также оставил след и в истории дальнейшего развития взаимоотношений СССР со странами Северной Африки.
Вступление
13 мая 1943 года завершился разгром английскими войсками итало-германских частей в Северной Африке, а именно в Тунисе. После этого регион превратился в плацдарм для дальнейшего наступления на Италию. В процессе освобождения территории Италии и стран Балканского полуострова силами союзников, были вызволены из плена большое количество советских военнослужащих. Их возвращение на Родину пролегало через ряд стран, а именно Египет, Палестину, Ирак, Иран. Т.е. в данном случае их пребывание на территории этих стран не подразумевало нахождение в плену! Стоит отметить, что пребывание жителей СССР в качестве военнослужащих в Египте было также связано еще с одной причиной. Дело в том, что в годы Второй мировой войны здесь находились солдаты армии польского генерала В. Андерса. Изначально она была сформирована из жителей Западной Украины и Белоруссии, а также представителей литовского, еврейского народов. В Египте из частей армии Андерса и подразделений Карпатской бригады началось формирование 2-го польского корпуса, который в феврале 1944 г. был переброшен в Италию. К армии генерала присоединилось немало освобожденных союзниками советских военнопленных.
Численность репатриантов
Отечественный арабист В.В. Беляков в статье "Транзит через Африку" приводит информацию о количестве репатриированных советских граждан в 1943-1944 гг. Общее число репатриантов, прошедших через Египет с июля 1944 года составило более 10 тыс. человек. В январе 1945 года в Каир прибыла новая советская военная миссия под руководством полковника М. Ставрова, которой предстояло завершить процесс репатриации бывших военнопленных. Репатриация советских граждан была окончена к апрелю 1945 года.
Изначальные взаимоотношения репатрантов с англичанами
Стоит отметить, что отношение союзников к советским военнослужащим не всегда было подобающим. Если обратиться к теме прошлой статьи, то можно вспомнить, что даже после освобождения Алжира советские граждане продолжали пребывать в неволе еще несколько месяцев. Примером негативных взаимоотношений между советскими солдатами и англичанами в Африке является ситуация в лагере № 307, распологавшемся в местечке Джинейфа (Гинейфа) в Египте, на берегу Большого Горького озера в южной части Суэцкого канала. К нему примыкал лагерь с немецкими военнопленными. Поначалу английское командование отнеслось к вновь прибывшим советским солдатам так же, как к их соседям. Следствием этого стали протесты советских людей и появление требований об отказе от формы одежды немецких военнопленных, снятии часовых и в целом против столь близкого расположения к немецким заключенным. Протестующие подкрепляли свои требования отказом от пищи и постельного белья. Будучи поддержанными советской дипломатической миссией в Египте, они, в конечном итоге, смогли добиться своего. К ним стали относиться как к репатриированным солдатам стран-союзников. Согласно сообщению советской миссии в Москву,
«За несколько дней до отправки военнопленных, якобы по указанию, полученному из Лондона, английские военные власти потребовали от военнопленных письменного заявления об их желании отправиться на родину. В результате такого опроса 14 человек из 1997 военнопленных отказались вернуться на родину».
После этого отказавшиеся были оставлены в немецком лагере.
Повседневность и взаимоотношения с местным населением
Значимым источником по теме советского присутствия в Африке в годы войны являются воспоминания азербайджанского писателя Сулеймана Велиева, ставшего одним из непосредственных свидетелей этого феномена. Он отмечает ряд историй и происшествий из жизни репатриантов в транзитном лагере №307, описывает условия их проживания и взаимоотношения с местным населением. Так, несмотря на отсутствие боевых действий, советским солдатам все же приходилось вступать в разного рода контакты с немецкими военнопленными. Приводится случай, связанный с празднованием 7 ноября. В этот день советскими солдатами был устроен военный парад по случаю очередной годовщины Октябрьской революции. Немцы из соседнего лагеря кричали и бросали в участников парада камнями. В ответ на это офицер А. Карасов отправился к коменданту немецкого лагеря, и через несколько минут пленные успокоились.
Помимо этого автор приводит ряд примеров из обыденной жизни людей. По его словам, они проводили концерты, выпускали стенгазеты, организовывали литературные вечера и т.д. Контакты с местным египетским населением не были ограничены, поэтому часто арабы являлись свидетелями и зрителями различных мероприятий. Поскольку ряд солдат после пребывания в плену за рубежом овладевали некоторыми иностранными языками, а в Египте был распространен английский, удавалось выстраивать отношения с местными жителями. Велиев также приводит пример общения с египетским учителем, который поинтересовался у него о положении мусульман в СССР. Таким образом жизнь советских солдат текла своим чередом. Будучи невольными заложниками обстоятельств, они не падали духом и продолжали радоваться ей даже вдалеке от Родины.
Однако нельзя говорить о том, что союзники относились к советским солдатам исключительно негативно. Интересным источником при изучении темы пребывания наших соотечественников в Африке и на Ближнем Востоке в годы войны являются воспоминания советского офицера связи (на тот момент) А.В. Карасова. В них он приводит в пример историю репатриации в Египет солдат, которые обороняли Севастополь, а после были захвачены в плен немцами:
«В частности, как мне рассказывали, немцами были вывезены захваченные ими участники обороны Севастополя. Помню, в ноябре 1944 г. с Крита в порт Александрию в Египте прибыл отряд из 248 человек наших военнопленных севастопольцев, в том числе 42 офицера, с полным вооружением, включая станковые пулемёты, под командование комиссара Габрилёва. Этот отряд проявил себя при освобождении острова так, что английские власти после захвата Крита, а затем и англичане в Египте не посмели предложить этому отряду разоружиться, и с полным вооружением отправили их на Родину».
Последние месяцы пребывания солдат РККА в Египте также были запечатлены в воспоминаниях офицера. В них он говорит, например, о том, что 23 февраля очень торжественно была отпразднована годовщина Красной Армии.
«Наше посольство устроило приём, на котором присутствовал весь дипломатический корпус, английское и американское командование, члены египетского правительства и многие гости. Днём празднование было организовано в лагере «Аббасия», на нём присутствовали работники нашего посольства с семьями, иностранные журналисты, почётные гости, в том числе греческий принц Пётр с принцессой Ириной. Был проведён парад, а затем состоялся футбольный матч между нашими и англичанами. Во всех газетах Египта были напечатаны статьи об этом празднике. Но главное – люди почувствовали себя частью великой страны, победившей в войне».
Нерепатриированные граждане
Несмотря на то, что в общем положение советских граждан на Ближнем Востоке было достаточно приемлемым, Карасов приводит пример одного из крайне печальных последствий войны. Сразу отметим, что не все советские граждане вернулись на родину. Часто это было связано с тем, что некоторые из них во время войны оказывали содействие врагу и т.о. боялись незавидной участи по возвращении на родину. Но в то же время проблема в вопросе возвращения в СССР не всегда являлась следствием добровольного выбора людей. Что еще более трагично, это касается не только взрослых, но и детей. Например, после захвата вражескими войсками Украинской ССР, с ее территории через Румынию с помощью Международного Красного Креста были вывезены из детских домов большие группы советских детей в Британскую Палестину, впоследствии распределенные по кибуцам. Карасов и майор Сёмин предпринимали попытки их вызволения на Родину, в том числе обращались к генерал-губернатору Палестины Джону Горту. Однако они стоклнулись с рядом проблем:
«... английские и особенно палестинские власти всё сделали, чтобы не дать возможности выявить и репатриировать советских детей в СССР. Нас возили по кибуцам, но всюду уверяли, что о советских детях и не слышали. Пока в одном из кибуцев ко мне не подбежала девочка лет 14 и не спросила «Дядя, вы русский офицер?». Она рассказала, что родилась в Одессе, её отец был командиром Красной Армии и жив ли он, она не знает. Мать погибла при бомбёжке в Одессе, её поместили в детский сад, затем, когда город заняли румыны, её с другими детьми привезли в Палестину. … Всего было выявлено 178 детей. Кроме этого к нам обратились 87 человек взрослых евреев из Польши, которые отстали от польского корпуса Андерса и изъявили желание возвратиться в Советский Союз. Список был нами представлен английским властям для разрешения на репатриацию. Однако английские власти всячески затягивали решение о репатриации детей и взрослых и, в конце концов, ни один ребёнок, не говоря уже о взрослых, из Палестины не был возвращён в Советский Союз».
Заключение
История пребывания советских граждан (а более конкретно тех, кто ранее находился в фашистском плену) в столь далеких для жителей СССР того времени регионах, как Африка, является интересной частью истории Второй мировой и Великой Отечественной войны в частности. На ее примере можно сделать ряд выводов о взаимоотношениях стран антифашистской коалиции в годы войны: так, несмотря на противостояние общему врагу, в таких ситуациях проявлялись случаи негативного отношения союзников к советским гражданам. Однако при этом нельзя отрицать того факта, что в целом оно не являлось общим правилом. Напротив, после определенного времени пребывания за рубежом советские солдаты оставляли хорошее впечатление о себе и своей стране, получали симпатии местного населения. При этом, как отмечает в своих работах ранее упомянутый Беляков, среди репатриантов господствовало единодушное стремление скорейшего возвращения на родину. Оно оказалось свойственно даже некоторым из тех, кто в годы войны выступал в качестве пособников вражеской стороны.
Данная тема, несмотря на дефицит документов по ряду ее аспектов, является весьма обширной. Всему этому можно было бы посвятить еще не одну статью, однако мы ограничились освещением лишь основных деталей. Стоит отметить, что сохранились ряд документальных свидетельств и мемуаров, связанных с участием в войне на территории Африки и представителей русской эмиграции. Также есть источники по истории пребывания советских граждан в ходе репатриации в ряде других стран Ближнего Востока.
Источники и литература по теме:
- Беляков В.В. Граждане СССР в польских войсках: люди и политика // Геомилитаризм. Геополитика. Безопасность. М.; Жуковский: Кучково поле, 2003. № 8. С. 444-448.
- Беляков В.В. Транзит через Африку // Родина. 2013. №6. С. 112-114.
- Беляков В.В. Транзит через Африку. Репатриация бывших советских военнопленных в 1944- начале 1945 г. // Вторая мировая война и Восток. М.: ИВ РАН, 2019. С. 455-468.
- Велиев С. Жемчужный дождь: Повесть и рассказы. М.: Сов. писатель, 1963. 311 с.
- Карасова Т. А. Командировка в Египет. Из мемуаров отца // Восточный архив. 2017. №1 (35). С. 57-70.