Найти в Дзене
Игорь Орлов

Загадка 20 000 никомидийских священномучеников христиан, сожженных в Рождество в храме.

Оглавление
20 000 Никомидийских мучеников христиан
20 000 Никомидийских мучеников христиан

10 января восточная церковь христианская празднует день памяти 20 000 священномучеников христиан, сожженных в христианском храме в Никомидии, восток Римской империи.

Город Никомидия, находился на востоке Римской империи, входил в область Вифинии. Позже, после падения Римской империи, Никомидия вошла в состав Византии. С 1337 года и ныне в состав Турции (город Измит, на берегу Мраморного моря).
Город Никомидия, находился на востоке Римской империи, входил в область Вифинии. Позже, после падения Римской империи, Никомидия вошла в состав Византии. С 1337 года и ныне в состав Турции (город Измит, на берегу Мраморного моря).

Отмечу, что западная церковь это событие не празднует.

Этим святым 20 000 мученикам молятся за укрепление семьи, мир и лад в семьях, умаление семейных браней и распрей.

В чем же загадка этой святой истории?

Церковная версия события.

Она возникла позже, в эпоху правления императора Константина, принявшего христианство.

Версия такова:

В Рождество Христово в Никомидийском христианском соборе собралось 20 000 христиан на молитву и праздник. От римского императора Максимиана Геркулия прибыл глашатай, который объявил, что храм будет сожжен вместе с молящимися, если люди не выйдут и не поклонятся языческим богам.

Никто не вышел и не поклонился. Напротив, в храме, епископ Анфим Никомидийский провел богослужение и причастил 20 000 человек, пока римские воины обкладывали храм бревнами и поливали его горючей смесью.

Священномученик Анфим, епископ Никомидийский, день памяти 3(16) сентября
Священномученик Анфим, епископ Никомидийский, день памяти 3(16) сентября

Храм был подожжен и горел 5 дней. Когда оставшиеся жители Никомидии пришли на пепелище, то обнаружили не запах гари и смерти, а благоухание и свечение. Господь принял мучеников во святые и прославил их таким знамением.

Мученики Никодимийские
Мученики Никодимийские

Епископу Анфиму, в том пожаре, удалось выжить и скрыться. Однако, в том же году, он добровольно принял мученическую смерть, будучи истязаем и обезглавлен, но не отрекшись от веры

Вывод, совершаемый церковью – лучше принять смерть, чем отречься от веры. Вот - пример крепости веры 20 000 мучеников, одномоментно сожженных в храме.

В чем загадка этой святой истории?

В том, что этот исторический факт не зафиксирован в римских и каких-либо других летописях. Таким образом, историческая реальность этого конкретного события не подтверждена ни в 302 году от Рождества Христова, ни в другом году.

Гонения на христиан были в то время, и достаточно жестокие, это правда. Но в Никомидии, столице восточной части Римской империи (ныне город Измит, Турция) не было столь вместительного христианского храма, который мог бы вместить 20 000 человек одновременно. Как мог быть построен такой храм в эпоху правления языческой Римской империи, когда император, будучи сам язычником, этому крайне не благоволил? Если бы такой огромный (даже по современным меркам) храм существовал тогда в Никомидии, то о нем обязательно сохранились бы сведения: когда, как и кем он был построен, освящен и т.д. Кроме того, такое массовое сожжение людей (20 000 человек) и 5 дневный пожар - не рядовые события в истории. О нем обязательно было бы множество упоминаний в самых разных источников того времени. Но о них нет никаких исторически подтвержденных сведений.

Древний город Никомидия, как его называли "Афины в Вифинии" (компьютерная реконструкция, взята из Яндекс Картинки)
Древний город Никомидия, как его называли "Афины в Вифинии" (компьютерная реконструкция, взята из Яндекс Картинки)

Современная Никомидия - город Измит, провинция Коджаэли, Турция, на берегу Мраморного моря.
Современная Никомидия - город Измит, провинция Коджаэли, Турция, на берегу Мраморного моря.

Что же было на самом деле?

Христиан, действительно, преследовал император Римской империи Диоклетиан. Вначале его правления, такие преследования носили только политический характер и цели. Диоклетиану важно было сохранить империю и свою власть в ней. Циничная, банальная, но важная для него цель. Само вероучение Христа его мало интересовало. И, так сказать, претензий к учению он не имел. Диоклетиан его не знал, им не интересовался.

Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (настоящее имя - Диокл), император Римской империи конца 3 начала 4 веков от Рождества Христова
Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (настоящее имя - Диокл), император Римской империи конца 3 начала 4 веков от Рождества Христова

Но он заметил "дурное" влияние на свое войско. Многие воины отказывались приносить жертвы языческим богам, нарушалась дисциплина и сплоченность войска. А надо было вести войны. Вот, что волновало Диоклетиана, как правителя.

Стоит сказать и то, что эпоха правления Диоклетиана (конец 3- начало 4 века) приходился на период заката, до того сильной, Римской империи. С севера напирали германцы, с востока – персы. Было много возмущений и восстаний, которые подавлял Диоклетиан. Его волновала власть и империя, а не Христос и христианство. Надо отметить, что со своими императорскими задачами он справлялся успешно, принимая своевременные, важные государственные и политические решения.

В конце своего правления, Диоклетиан усилил гонения на христиан уже в идеологическом плане. Эта идеология (христианства), как видел император, разрушала идеологические основания империи и потому была вредна. Диоклетиан издал указ о разрушении христианских храмов, отбирании церковных и христианских книг и святынь, и обращении христиан в язычники. Христиане не принимались на государственную службу, лишались рабочих мест, не могли устроиться никуда. Делалось все это с целью не богословской, а укрепления империи, в том числе, и идейно.

Похоже на наше нынешнее время и информационную войну за умы и лояльность людей той или иной власти?

К предполагаемому событию – сожжению храма и молящихся в Никомидии – не имеет отношение ставленник Диоклетиана и его друг – император Максимиан Геркулий. Да, Максимиан тоже был гонителем христиан, по тем же основаниям, что и Диоклетиан. Но он в то время, начало 302 года, занимался другими делами и территориально был в Риме, а не на востоке – в Никомидии.

Марк Аврелий Валерий Максимиан Геркулий или, проще, император Максимиан
Марк Аврелий Валерий Максимиан Геркулий или, проще, император Максимиан

Причиной предполагаемого события - «сожжения 20 тысяч христиан» - могло послужить другое. Якобы до этого был пожар в императорском дворце в Никомидии. Император считал, что это сделали христиане. Христиане это отрицали. Возможно, в отместку, император приказал сжечь христиан в их храме, но дав им шанс остаться в живых, если они обратятся в язычество. Есть такая версия, но она не подтверждается исторически. Про пожар в дворце есть слухи, появившиеся позже, но не сведения в римской летописи тех лет. Соответственно, этот исторический факт тоже сомнителен.

Откуда появилась церковная версия?

Скорее всего, в более поздние времена, была сформулирована церковная версия, основанная не на точных исторических фактах, а обобщенных данных и тенденциях.

Да, христиан в те годы, в Никомидии, гнали, сжигали, пытали, обезглавливали, отбирали церковные книги, сжигали места их молитв, заставляли отрекаться от веры. Эти факты есть.

Есть и другие: в большинстве своем христиане не отрекались от веры во Христа, а принимали мученическую смерть за Христа, за веру.

Среди великих никомидийских святых того времени, кроме прочих, есть святой Георгий Победоносец и святой Пантелеймон, целитель.

Но чтобы усилить представление о масштабах и эффекте мученичества и гонений в те годы, чтобы это было наглядно и впечатлительно, была сформирована версия о великом сожжении 20 000 мучеников в Рождество Христово 302 года. К слову сказать, тогда во всей Никомидии-то не проживало столько людей!

С исторической точки зрения это не является подтвержденной правдой.

С точки зрения церковной идеологии дает яркий и впечатляющий пример крепости веры и мученической смерти во имя веры.

С точки зрения смысла Евангелия и христианской культуры - Христос не пришел на Землю увеличивать здесь число мучеников и формировать сословие смертников. Он привнес новый смысл и новый завет с Богом: завет любви, созидательной жизни, реализации Божьего, а не звериного в себе, обретение благодати Божьей и ее даров.

Христианство, как основание человеческой культуры, подняло ценность человеческой жизни и личности, не как звериной, а как богоподобной. В христианстве ценностью является не мученичество. Оно вынужденно, может иметь место в худые времена истории человечества, когда разрушительные безбожные тенденции усиливаются в массах и во власти. Ценностью христианства является высший созидательный богоугодный смысл человеческой жизни и личности. Используй данные Богом таланты, люби, будь подобием Бога, а не зверя, созидай во имя жизни, живи в мире с людьми, кайся в небогоугодном, чтобы усиливать богоугодное. Вот, что важно.

Жертв же и мучеников христианских (много их было, и сейчас есть) помним и благодарим за их веру и верность. История человеческая полна многих драм и трагедий, совершенных самими же людьми, которые и сотворили жертв и мучеников.

Хотите поделиться по теме статьи - пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях