10 января восточная церковь христианская празднует день памяти 20 000 священномучеников христиан, сожженных в христианском храме в Никомидии, восток Римской империи.
Отмечу, что западная церковь это событие не празднует.
Этим святым 20 000 мученикам молятся за укрепление семьи, мир и лад в семьях, умаление семейных браней и распрей.
В чем же загадка этой святой истории?
Церковная версия события.
Она возникла позже, в эпоху правления императора Константина, принявшего христианство.
Версия такова:
В Рождество Христово в Никомидийском христианском соборе собралось 20 000 христиан на молитву и праздник. От римского императора Максимиана Геркулия прибыл глашатай, который объявил, что храм будет сожжен вместе с молящимися, если люди не выйдут и не поклонятся языческим богам.
Никто не вышел и не поклонился. Напротив, в храме, епископ Анфим Никомидийский провел богослужение и причастил 20 000 человек, пока римские воины обкладывали храм бревнами и поливали его горючей смесью.
Храм был подожжен и горел 5 дней. Когда оставшиеся жители Никомидии пришли на пепелище, то обнаружили не запах гари и смерти, а благоухание и свечение. Господь принял мучеников во святые и прославил их таким знамением.
Епископу Анфиму, в том пожаре, удалось выжить и скрыться. Однако, в том же году, он добровольно принял мученическую смерть, будучи истязаем и обезглавлен, но не отрекшись от веры
Вывод, совершаемый церковью – лучше принять смерть, чем отречься от веры. Вот - пример крепости веры 20 000 мучеников, одномоментно сожженных в храме.
В чем загадка этой святой истории?
В том, что этот исторический факт не зафиксирован в римских и каких-либо других летописях. Таким образом, историческая реальность этого конкретного события не подтверждена ни в 302 году от Рождества Христова, ни в другом году.
Гонения на христиан были в то время, и достаточно жестокие, это правда. Но в Никомидии, столице восточной части Римской империи (ныне город Измит, Турция) не было столь вместительного христианского храма, который мог бы вместить 20 000 человек одновременно. Как мог быть построен такой храм в эпоху правления языческой Римской империи, когда император, будучи сам язычником, этому крайне не благоволил? Если бы такой огромный (даже по современным меркам) храм существовал тогда в Никомидии, то о нем обязательно сохранились бы сведения: когда, как и кем он был построен, освящен и т.д. Кроме того, такое массовое сожжение людей (20 000 человек) и 5 дневный пожар - не рядовые события в истории. О нем обязательно было бы множество упоминаний в самых разных источников того времени. Но о них нет никаких исторически подтвержденных сведений.
Что же было на самом деле?
Христиан, действительно, преследовал император Римской империи Диоклетиан. Вначале его правления, такие преследования носили только политический характер и цели. Диоклетиану важно было сохранить империю и свою власть в ней. Циничная, банальная, но важная для него цель. Само вероучение Христа его мало интересовало. И, так сказать, претензий к учению он не имел. Диоклетиан его не знал, им не интересовался.
Но он заметил "дурное" влияние на свое войско. Многие воины отказывались приносить жертвы языческим богам, нарушалась дисциплина и сплоченность войска. А надо было вести войны. Вот, что волновало Диоклетиана, как правителя.
Стоит сказать и то, что эпоха правления Диоклетиана (конец 3- начало 4 века) приходился на период заката, до того сильной, Римской империи. С севера напирали германцы, с востока – персы. Было много возмущений и восстаний, которые подавлял Диоклетиан. Его волновала власть и империя, а не Христос и христианство. Надо отметить, что со своими императорскими задачами он справлялся успешно, принимая своевременные, важные государственные и политические решения.
В конце своего правления, Диоклетиан усилил гонения на христиан уже в идеологическом плане. Эта идеология (христианства), как видел император, разрушала идеологические основания империи и потому была вредна. Диоклетиан издал указ о разрушении христианских храмов, отбирании церковных и христианских книг и святынь, и обращении христиан в язычники. Христиане не принимались на государственную службу, лишались рабочих мест, не могли устроиться никуда. Делалось все это с целью не богословской, а укрепления империи, в том числе, и идейно.
Похоже на наше нынешнее время и информационную войну за умы и лояльность людей той или иной власти?
К предполагаемому событию – сожжению храма и молящихся в Никомидии – не имеет отношение ставленник Диоклетиана и его друг – император Максимиан Геркулий. Да, Максимиан тоже был гонителем христиан, по тем же основаниям, что и Диоклетиан. Но он в то время, начало 302 года, занимался другими делами и территориально был в Риме, а не на востоке – в Никомидии.
Причиной предполагаемого события - «сожжения 20 тысяч христиан» - могло послужить другое. Якобы до этого был пожар в императорском дворце в Никомидии. Император считал, что это сделали христиане. Христиане это отрицали. Возможно, в отместку, император приказал сжечь христиан в их храме, но дав им шанс остаться в живых, если они обратятся в язычество. Есть такая версия, но она не подтверждается исторически. Про пожар в дворце есть слухи, появившиеся позже, но не сведения в римской летописи тех лет. Соответственно, этот исторический факт тоже сомнителен.
Откуда появилась церковная версия?
Скорее всего, в более поздние времена, была сформулирована церковная версия, основанная не на точных исторических фактах, а обобщенных данных и тенденциях.
Да, христиан в те годы, в Никомидии, гнали, сжигали, пытали, обезглавливали, отбирали церковные книги, сжигали места их молитв, заставляли отрекаться от веры. Эти факты есть.
Есть и другие: в большинстве своем христиане не отрекались от веры во Христа, а принимали мученическую смерть за Христа, за веру.
Среди великих никомидийских святых того времени, кроме прочих, есть святой Георгий Победоносец и святой Пантелеймон, целитель.
Но чтобы усилить представление о масштабах и эффекте мученичества и гонений в те годы, чтобы это было наглядно и впечатлительно, была сформирована версия о великом сожжении 20 000 мучеников в Рождество Христово 302 года. К слову сказать, тогда во всей Никомидии-то не проживало столько людей!
С исторической точки зрения это не является подтвержденной правдой.
С точки зрения церковной идеологии дает яркий и впечатляющий пример крепости веры и мученической смерти во имя веры.
С точки зрения смысла Евангелия и христианской культуры - Христос не пришел на Землю увеличивать здесь число мучеников и формировать сословие смертников. Он привнес новый смысл и новый завет с Богом: завет любви, созидательной жизни, реализации Божьего, а не звериного в себе, обретение благодати Божьей и ее даров.
Христианство, как основание человеческой культуры, подняло ценность человеческой жизни и личности, не как звериной, а как богоподобной. В христианстве ценностью является не мученичество. Оно вынужденно, может иметь место в худые времена истории человечества, когда разрушительные безбожные тенденции усиливаются в массах и во власти. Ценностью христианства является высший созидательный богоугодный смысл человеческой жизни и личности. Используй данные Богом таланты, люби, будь подобием Бога, а не зверя, созидай во имя жизни, живи в мире с людьми, кайся в небогоугодном, чтобы усиливать богоугодное. Вот, что важно.
Жертв же и мучеников христианских (много их было, и сейчас есть) помним и благодарим за их веру и верность. История человеческая полна многих драм и трагедий, совершенных самими же людьми, которые и сотворили жертв и мучеников.
Хотите поделиться по теме статьи - пишите в комментариях.