Найти тему
АиФ–Иркутск

Благо творить. Самые щедрые меценаты Российской империи жили в Иркутске

   Центр Иркутска, каток на Тихвинской площади, начало XX века. Фото:
Центр Иркутска, каток на Тихвинской площади, начало XX века. Фото:

К 1 января 1891 года Иркутск вышел на первое место среди городов Российской империи по частным вкладам в благотворительность. Подробности – в материале irk.aif.ru.

В четыре раза больше

Меценаты Иркутска передали в распоряжение городского управления 6 млн рублей. Для сравнения, филантропы Москвы вложили в развитие столицы 30 млн рублей. Но, если эту сумму сопоставить с общей численностью горожан, то благотворительный вклад иркутских купцов «на душу населения» будет в четыре раза больше, чем московских предпринимателей. Такие расчёты в 1891 году провёл иркутский голова Владимир Сукачев.

В XIX веке в Иркутске были построены и полностью содержались за счёт купцов несколько учебных заведений для неимущих. Среди них такие крупные, как сиропитательный дом Елизаветы Медведниковой и ремесленно-воспитательное заведение Никанора Трапезникова.

   Сиропитательный дом Елизаветы Медведниковой. В конце 1880-х в нём обучалось до 180 девушек. Фото: Commons.wikimedia.org
Сиропитательный дом Елизаветы Медведниковой. В конце 1880-х в нём обучалось до 180 девушек. Фото: Commons.wikimedia.org

Иркутское благотворительное общество содержало детский приют и дешёвую столовую. Переселенческий комитет оказывал помощь переселенцам – не только тем, кто оставался жить в Иркутске, но и тем, для кого город на Ангаре был лишь перевалочным пунктом в поисках лучшей доли. Дети-сироты воспитывались в Александровском и Мариинском приютах. На средства купца Ивана Базанова возвели сиропитательный дом.

Бедствующие взрослые жили в доме для бедных Сибирякова, богадельнях Трапезникова, Портновой и Лаврентьева. Работала ночлежка, которая содержалась на народные деньги. Врачебную помощь неимущим оказывала Кузнецовская гражданская больница с отделением для умалишённых, Солдатовская больница и Михеевская лечебница с аптекой для приходящих.

   Мариинский приют, открыт на пожертвования частных лиц, главным из которых был купец Иван Хаминов. Фото: Commons.wikimedia.org
Мариинский приют, открыт на пожертвования частных лиц, главным из которых был купец Иван Хаминов. Фото: Commons.wikimedia.org

Необдуманная помощь наносит вред

«Кому много дано, от того можно и нужно требовать многого, – считал Сукачев. – По разнообразию торговли, находясь на пути в Китай, Иркутск значительно превосходит все сибирские города».

При этом он признавал, что несмотря на большой вклад купцов и золотопромышленников в развитие города, насущные потребности нуждающихся очень далеки от решения.

«Недостаточно желать помогать людям и иметь на то средства, надо уметь это делать, – говорил градоначальник. – Такое умение даётся нелегко. Помощь случайная и необдуманная наносит вред и без того надорванной и расшатанной жизни бедняка».

Нужда нужду тянет, утверждал Сукачев. Нужда одного члена семьи отражается на всей семье. Помогая одной части и оставляя в беде другую, невозможно помочь семье.

«Тут-то и необходима стройная последовательная организация работы благотворительных учреждений. Помощь должна быть взаимодополняющей. Но ни в Иркутске, ни в столицах такая работа не проводится», – отмечал иркутский голова и призывал меценатов к более слаженным и продуманным действиям при ведении благотворительности.