Продолжение. Начало тут
Через тринадцать лет после фильма Игоря Савченко "Тарас Шевченко", в декабре 1964 г., на экраны вышло новое художественное описание жизни Тараса Григорьевича Шевченко. Художественный фильм "Сон", снятый на той же Киевской киностудии им. А. Довженко кинорежиссером Владимиром Денисенко по сценарию украинского писателя и поэта Дмитро Павлычко.
Сменились эпохи. Вместо сталинских заморозков пришла хрущевская "оттепель", которую сейчас чаще называют "слякотью". И эти два фильма о Шевченко разительно отличаются. Помпезно-официальный фильм Савченко, где из Шевченко всеми силами старались сделать революционера, борца с царским режимом, где герои говорят цитатами из своих произведений, включенных в школьную хрестоматию. И фильм Денисенко, который уже несет в себе признаки нарождающегося т.н. "украинского поэтического кино", с элементами сюрреализма и фантасмагории.
Да и содержание фильмов различно. "Сон" рассказывает о детстве, отрочестве и юности Шевченко и заканчивается его арестом. Т.е. он заканчивается там, где практически начинается действие фильма Савченко.
"Сон" снимался к дате - 150-летию со дня рождения Шевченко. В 1964 г. разыгралось негласное соревнование между СССР и США, где вперед, в Москве или Вашингтоне, будет установлен памятник Шевченко к его 150-ти летию. Американцы первыми с подачи украинских националистов, проживающих в США и Канаде решили установить к юбилею памятник. Основная идея - "статуя Шевченко представляет миллионы угнетенных в Восточной Европе и дарит им постоянное вдохновение вместе бороться против коммунистической тирании, пока в один прекрасный день над ней не будет достигнута окончательная победа, которая воистину состоится". Но первым, на 17 дней, памятник был установлен в Москве возле гостиницы "Украина".
Вот и "Сон" вышел на экраны в рамках юбилейных торжеств. В целом по стране особой популярности у зрителей он не сыскал. Наверное, в этом виновато и название - "Сон". Что за сон, кому он снится? Не хватило того, что называется сейчас кликбейт. Поэтому и сегодня фильм мало кому известен.
Но не все так просто с этим фильмом. Это очень примечательная и своеобразная картина. Нет в фильме пафоса и официоза, никто не старается сделать из Шевченко революционера-демократа и показана истинная причина, по которой Шевченко был подвергнут принудительному рекрутированию на военную службу. А самое главное — это образ Тараса Григорьевича Шевченко. Если у Сергея Бондарчука его герой картннно-ходульный, пафосно-глянцевый, то во "Сне" перед нами живой человек.
Играет во "Сне" Шевченко 23-х летний Иван Миколайчук, одна из крупнейших впоследствии фигур советского украинского кинематографа. Актер, сценарист, режиссер. Три фильма, где он участвовал или актером, или сценаристом и режиссером вошли в первую десятку украинского кино всех времен - "Тени забытых предков" (исполнитель главной роли), "Белая птица с черной отметиной" (исполнитель главной роли и сценарист), "Вавилон-ХХ" (исполнитель главной роли, режиссер и сценарист).
Крестьянский сын из буковинского села, родившийся 15 июня 1941 г., через год после того, как Северная Буковина вошла в состав СССР, а через двадцать дней Буковина, была оккупирована румынскими войсками, был настоящим народным самородком.
В 1963 г. Миколайчука, студента театрального вуза, пригласили сниматься в главной роли в знаменитой картине Сергей Параджанова "Тени забытых предков". Первоначально Параджанов собирался снимать в этой роли Георгия Юхтина, но увидев приведенного на пробы Миколайчука, остановил свой выбор на нем.
И пока снимались "Тени забытых предков" параллельно Иван Миколайчук и снялся в фильме "Сон". Вот такой фантастический дебют молодого студента. Главная роль в украинском фильме №1 всех времен и народов "Тени забытых предков" и роль иконы украинства Тараса Шевченко в фильме "Сон".
Вот такой Тарас Шевченко в исполнении Ивана Миколайчука. Яркая, страстная, необузданная натура. Никакой "революционности", непокорный потомок малоросских казаков, крепостной, которого барин ради забавы решил сделать домашним живописцем. Бунтарь, который припомнит своим угнетателям былые оскорбления, и в первую очередь царю, который вообще-то лично ничего плохого Шевченко не сделал.
Фильм очень познавателен с биографической точки зрения. Подробно рассказывается история освобождения Шевченко из крепостной зависимости и обстоятельства, повлекшие его рекрутчину. Авторы фильма наиболее близки к реальным событиям.
Высоко ценивший талант Шевченко как художника, главный среди российских живописцев того времени Карл Брюллов решил выкупить Тараса у его хозяина графа Энгельгардта. Брюллова играет молодой Михаил Державин. И внешне похож, и темперамент есть, и глаз горит.
Чтобы собрать 2500 рублей, огромную сумму, что потребовал за Шевченко его хозяин, решено было устроить лотерею, на которой разыграть портрет поэта Жуковского кисти Брюллова. Об этом намерении узнал император Николай Первый. Его жена, императрица Александра Федоровна, давно желала иметь в своей коллекции портрет воспитателя наследника престола Василия Андреевича Жуковского. И император предложил провести лотерею у него в Александровском дворце в Царском Селе.
Императора играет самый главный в СССР по "императорам" Владислав Стржельчик.
Разыгрывается не только портрет Жуковского, но и ювелирные и фарфоровые изделия. У каждого лота лежит игральная карта и такие же карты у императора, который предлагает участникам купить определенную карту. Бубнового туза (тут тонкая ирония авторов фильма, бубновый туз пришивался на одежду каторжников) за 1000 рублей покупает императрица.
Оказывается, что этому билету "случайно" соответствует портрет Жуковского. Тысяча рублей есть. Остальные 1500 рублей для выкупа Шевченко добавляют его друзья.
А через несколько лет уже повзрослевшему Шевченко, в этом случае Миколайчук в более каноническом визуальном образе Тараса Григорьевича, шеф жандармов граф А.Ф. Орлов объявляет решение императора
Шевченко, вместо того, чтобы вечно питать благоговейные чувства к особам Августейшей фамилии, удостоившим выкупить его из крепостного состояния, сочинял стихи, на малороссийском языке, самого возмутительного содержания. В них он, то выражал плачь о мнимом порабощении и бедствиях Украины, то возглашал о славе гетманского правления и прежней вольности казачества, то с невероятною дерзостью изливал клеветы и желчь на особ Императорского дома, забывал в них личных своих благодетелей.
И как одаренного крепким телосложением, определить рядовым в Оренбургский отдельный корпус, с правом выслуги, поручив начальству иметь строжайшее наблюдение, дабы от него ни под каким видом не могло выходить возмутительных и пасквильных сочинений
А все вышло в результате того, что имея данные о причастности Шевченко к националистическому украинскому Кирилло-Мефодиевскому Братству, жандармы провели у него обыск и в итоге
Найдены в портфеле Шевченко дурно нарисованные, самые безнравственные картинки, большая часть из них составляли карикатуры на особ Императорской фамилии, и, в особенности на государыню императрицу, и самые неблагопристойные стихи на счёт ея величества.
Когда спросили Шевченку: что это? Он отвечал: «Простите. Вперёд не буду. Будучи ещё в Петербурге, я слышал везде дерзости и порицания на государя и правительство. Возвратясь в Малороссию, я услышал ещё более и хуже между молодыми и между степенными людьми; я увидел нищету и ужасное угнетение крестьян помещиками, посессорами и экономами-шляхтичами, и все это делалось и делается именем государя и правительства; я всему этому поверил и, забыв совесть и страх Божий, дерзнул писать наглости против моего Высочайшего благодетеля, чем довершил своё безумие."
Особенно Николая Первого возмутила поэма Шевченко "Сон", в которой автору снится сон, что он попадает в императорский дворец на светский прием.
Сам по залам выступает, Высокий, сердитый. Прохаживается важно
С тощей, тонконогой, словно высохший опенок, царицей убогой,
А к тому ж она, бедняжка, трясет головою...
В зале все застыло, Смолкло… Только царь бормочет,
А чудо-царица Голенастой, тощей цаплей Прыгает, бодрится.
Долго так они ходили, Как сычи, надуты Что-то тихо говорили,
Слышалось: как будто, Об отечестве, о новых Кантах и петлицах О муштре и маршировке,
А потом царица отошла и села в кресло.
К главному вельможе Царь подходит да как треснет кулачищем в рожу. Облизнулся тут бедняга да — младшего в брюхо! Только звон пошел.
А этот как заедет в ухо меньшему, а тот утюжит Тех, что чином хуже,
А те — мелюзгу, а мелочь — в двери!
И снаружи как кинется по улицам и — ну колошматить недобитых православных!
А те благим матом заорали да как рявкнут: «Гуляй, царь-батюшка, гуляй! Ура!.. Ура!.. Ура-а-а!»
Посмеялся я и — хватит; И меня давнули. Все же здорово.
Под утро битые заснули… Православные все тише по углам скулили
И за батюшкино здравье Господа молили.
Царь посмеялся над этими стишками, но за императрицу обиделся.
Допустим, он имел причины быть недовольным мною и ненавидеть меня, но её же за что?
Действительно, какая-то хамская насмешка мужичьего быдла над физическими недостатками императрицы — худобой и нервным тиком, появившемся после восстания декабристов. От нервных переживаний и из-за боязни за собственную жизнь и жизни детей, императрицу постиг нервный срыв и до конца жизни у неё был нервный тик.
В фильме царская семья обращается к Шевченко в его сне — мы тебе помогли освободиться, в Академию художеств позволили поступить, а ты на нас такой пасквиль сочинил. Нехорошо.
Но наш "кобзарь" непреклонен. Все правильно сделал и дальше буду делать, пока не освободите народ от своего присутствия. Фильм заканчивается тем, что жандармы уводят Шевченко после оглашения решения императора вв тюрьму. Жандармы, кстати, изображены довольно лояльно. Вот начальник штаба Корпуса жандармов Дубельт в исполнении В. Белокурова. Очень доброжелательно относится к Шевченко, даже с симпатией. Но тот ни в какую, уперся, не хочет свое хамство признавать. Готов пострадать за правду.
И ведь эта ненависть именно к императрице Александре Федоровне у Шевченко продолжалась до самой его смерти. В ноябре 1860 г. вдовствующая императрица скончалась. И Шевченко, который сам умрет в марте следующего года напишет стихи о похоронах императрицы. Воспитанниц какого-то приюта ведут на похороны скончавшейся царицы Александры Федоровны:
Вдруг вижу: кротки, как ягнята,
По грязи шлепают дивчата,
А дед (несчастный инвалид)
Плетется сзади, ковыляет,
В овчарню будто загоняет
Чужое стадо…
…Где же стыд?
И где тут правда?! Горе! Горе!
Сирот, голодных, чуть не голых,
Погнали к «матери» дивчат —
Последний долг отдать велят
И гонят, как овец отару.
Так что никаких "революций" и "комплотов". А одно только мужицкое хамство и хохляцкое самомнение, которое сразу же слетает, как только компетентные органы берут за одно место и ставят в соответствующую позицию.
Фильм, конечно, не шедевр, но и под категорию "есть фильмы, а есть и фильмы киностудии им. Довженко" тоже не подпадает. Некая доля условности присутствует, но вместе с тем в наличии крепкая фактология. Никаких революционных воззваний и подпольной деятельности. Никаких попыток выставить Шевченко "революционером-демократом", а только хорошо завуалированная хохляцкая неприязнь к "москальскому царю", который по фильму ничего плохого "нашему "Кобзарю" лично не сделал. Только добро.
И, конечно, фильм стоит посмотреть, чтобы полюбоваться на молодого Ивана Миколайчука. Очаровательный, мягкий украинский акцент. Это Бондарчук изображал Тараса хорошо поставленным драматическим голосом с академической русской речью. А Миколайчук, сам из украинских селян, как-то ближе к такому же селянину Шевченко. И уже с первой роли видишь какой в Миколайчуке потенциал. Огромное мужское обаяние, сильного, настоящего мужчины. Природная органика и естественность. И совершенно непонятно откуда взявшееся у этого сельского парубка аристократическое достоинство.
Его называют советским "Жерар-Филиппом". Что-то много у нас этих самых "Жарар-Филиппов". И Олег Стриженов "наш Жерар-Филипп", и Геннадий Бортников тоже "Жерар-Филипп". Поискать и еще на какого-нибудь "Жерар-Филиппа" наткнемся. да нет, никакой он не "Жерар-Филипп". Он наш советский, украинский народный самородок Иван Васильевич Миколайчук. Единственный и неповторимый.
Ну, с иконой украинства Тарасом Григорьевичем Шевченко мы закончили, а вот про Ивана Миколайчука только начали. Он ведь не только был выдающимся актером, но и талантливым режиссером. Задолго до Эмира Кустурицы с его "Временем цыган" и черно-белыми кошками с котами тему этнической музыки освоил Иван Миколайчук. Но об этом в следующих статьях.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.