Найти в Дзене

Немецкие Мегапроекты, в которых что-то пошло не так

Оглавление

Германия по праву считается высокотехнологичной страной с сильными инженерными традициями. А сами немцы ассоциируются у нас с практичностью, прагматичностью и точным расчетом.

Казалось бы, любой большой строительный проект, начатый в Германии, должен быть выполнен строго по плану: в срок и без дополнительных расходов. Тем не менее реалии нашей жизни таковы, что когда речь заходит о сложных инфраструктурных проектах национального уровня, даже такая "инженерная" страна, как Германия, порой сталкивается с серьезными трудностями.

Ниже представлены некоторые из таких больших проектов последнего времени, в которых стоимость или сроки значительно изменились не в лучшую сторону.

Аэропорт Берлин-Бранденбург имени Вилли Брандта

Аэропорт Берлин-Бранденбург. Вид на Терминал 1 со стороны площади Вилли Брандта. Источник: https://de.wikipedia.org
Аэропорт Берлин-Бранденбург. Вид на Терминал 1 со стороны площади Вилли Брандта. Источник: https://de.wikipedia.org

Это, пожалуй, самый известный долгострой Германии. Аэропорт Берлин-Бранденбург изначально планировался в качестве замены действующему на тот момент аэропорту Тегель, который не мог уже справляться с возросшим пассажиропотоком. Строительство, начатое в 2006 году, затянулось на долгих 14 лет. Изначально планируемый к открытию в 2011 году, аэропорт смог принять своих пассажиров лишь в 2020 году. Срок сдачи передвигался в течение строительства 6 раз. А стоимость, изначально оцененая на этапе проектирования в 825 миллионов евро, к концу проекта составила 7,3 миллиардов евро, то есть возросла почти в 10 раз. Открытие аэропорта совпало с временем ограничительных мер и, как следствие, падением потока пассажиров. Только что введеный в строй совершенно новый аэропортный комплекс оказался на грани закрытия. Потребовалось дополнительное финансирование правительством Германии, чтобы аэропорт смог продолжить свою работу.

Главный вокзал Штутгарта

Строительные работы в подземной части главного вокзала Штутгарта. Источник: https://de.wikipedia.org
Строительные работы в подземной части главного вокзала Штутгарта. Источник: https://de.wikipedia.org

Это так называемый проект "Stuttgart 21". В ходе его реализации вся транспортная инфраструктура Штутгарта должна быть изменена. Планируется построить 11 новых, в основном подземных участков железнодорожных путей и 4 новых пассажирских станций. Значительная часть проекта - это перестройка главного железнодорожного вокзала Штутгарта. Как будет выглядеть новый вокзал и привокзальная площадь можно посмотреть здесь.

Проект был представлен публике в далёком 1994 году, а со строительством смогли начать лишь в 2010 году. Изначально планировалось завершить все работы в 2019 году. На сегодняшний день проект ещё не закончен. Перестройка вокзала согласно актуальному плану должна быть завершена к 2025 году. Остальные части проекта будут готовы позже. Что касается стоимости проекта, то с изначальных оценок в 2,5 миллиардов евро они возросли почти до 10 млрд. Правительство Германии не исключает дальнейшее увеличение издержек. Обычные жители Штутгарта, не согласные с тем, как ведётся строительство, на протяжении многих лет выходили на акции протеста.

Дублер основной ветки мюнхенской городской электрички

Одна из станций городской электрички в Мюнхене. Источник: https://de.wikipedia.org
Одна из станций городской электрички в Мюнхене. Источник: https://de.wikipedia.org

Мюнхенская система городской электрички (S-Bahn) является разветвленной и достаточно нагруженной. Ее слабым местом является тот факт, что, подъезжая к городу с разных направлений все электрички собираются в одну основную ветку (Stammstrecke) в центре города. Эта ветка идет с востока на запад и в случае проблем с движением на ней значительная часть транспортной системы Мюнхене парализуется. В связи с этим возник проект постройки дублёра основной ветки (Stammstrecke 2).

Активное строительство началось относительно недавно - в 2017 году. По плану завершение строительства было назначено на 2028 год. После 5 лет работ, в конце прошлого года был сделан аудит проекта. Дата завершения строительства отодвинулась до 2035 года, а планируемые затраты возросли более чем в 2 раза, с 3,2 до 7 миллиардов евро.

Эльбская Филармония

Эльбская Филармония. Источник: https://de.wikipedia.org
Эльбская Филармония. Источник: https://de.wikipedia.org

Эльбская филармония - это целый концертный комплекс, включающий в себя кроме прочего два концертных зала, отель, ресторан, бар, жилые помещения, парковку и фойе высотой 37 метров со смотровой площадкой по периметру здания. Строительство началось в 2007 году. Все работы изначально планировалось закончить к 2010 году. Однако в ходе строительства эта дата многократно отодвигалась. В конце концо, строительство удалось завершить только к 2017 году, то есть на семь лет позже изначально намеченного срока. При этом затраты на строительство увеличились с расчетных 77 миллионов евро до 866 миллионов фактически потраченных. То есть более чем в 11 раз!

Помимо описанных есть, конечно, и другие известные долгострои в Германии. Но эти произвели, пожалуй, наибольший резонанс в немецком обществе. Справедливости ради стоит отметить, что хотя затраты у проблемных проектов порой возрастают многократно, а сроки завершения серьезно сдвигаются, всё-таки подавляющее большинство строительных проектов национального уровня Германия доводит до конца. И в этом плане немцам есть чем гордиться.