Найти в Дзене
Коробка передач

Михаил Шолохов всю жизнь скрывал незаконнорожденного сына

Биография Шолохова, вышедшая недавно у Захара Прилепина, получилась гигантской - больше тысячи страниц. Во время презентации Захар признавался, что рукопись прочитала и отрецензировала старшая дочь Шолохова, 96-летняя Светлана. Может быть, поэтому книга вышла тяжеловатой. Но несмотря на бдительное око Светланы, Прилепину удалось опубликовать неожиданные факты о Шолохове, которые до последнего времени скрывались. Эти факты касаются параллельной семьи Михаила Александровича. "Все писатели в станице, один Шолохов в столице", - шутили про автора "Тихого Дона". Действительно, семья Шолохова, да и он сам - проживали в Вешенской. Однако в Москву Шолохов наезжал очень часто. И использовал это время не только для решения творческих вопросов, но и для хождения налево. Женщин писатель водил в свой номер в гостинице "Националь". Его особенно не смущало, что к номеру был приставлен целый штат подслушивальщиков-стенографистов, и что такие похождения могли плохо кончиться не только для него само

Биография Шолохова, вышедшая недавно у Захара Прилепина, получилась гигантской - больше тысячи страниц.

Во время презентации Захар признавался, что рукопись прочитала и отрецензировала старшая дочь Шолохова, 96-летняя Светлана.

Может быть, поэтому книга вышла тяжеловатой. Но несмотря на бдительное око Светланы, Прилепину удалось опубликовать неожиданные факты о Шолохове, которые до последнего времени скрывались.

Эти факты касаются параллельной семьи Михаила Александровича.

Шолохов слыл большим любителем женщин
Шолохов слыл большим любителем женщин

"Все писатели в станице, один Шолохов в столице", - шутили про автора "Тихого Дона". Действительно, семья Шолохова, да и он сам - проживали в Вешенской. Однако в Москву Шолохов наезжал очень часто. И использовал это время не только для решения творческих вопросов, но и для хождения налево. Женщин писатель водил в свой номер в гостинице "Националь". Его особенно не смущало, что к номеру был приставлен целый штат подслушивальщиков-стенографистов, и что такие похождения могли плохо кончиться не только для него самого, но и для его дам. Как это, например, случилось с женой наркома Ежова.

Когда Шолохов водил Евгению Соломоновну, жену Ежова, к себе "в нумера" стенографисты выполняли работу особенно рьяно и конспектировали даже издаваемые обоими междометия. Когда расшифровка попала в руки наркома, он жестоко избил жену и в том же году она покончила с собой, выпив лошадиную дозу снотворного.

Подруги, которым Ежов сунул расшифровку под нос, рассказывали, что больше всего в записях их удивили книжные шолоховские обороты. Тяжелая у нас с тобой любовь, Женя», - шептал писатель в пылу страсти.

Евгения Соломоновна (на фото слева) покончила с собой после связи с Шолоховым
Евгения Соломоновна (на фото слева) покончила с собой после связи с Шолоховым

Параллельная жизнь

Шолохову было 43 года, когда он познакомился с медсестрой кремлевской больницы Лиличкой Степановой. Девушке было 18, на четыре года меньше, чем его старшей дочери Светлане. Между ними завязались отношения. Мать Лилички работала в той же больнице, но делала вид, что ничего не замечает. Шолохов возил ее дочери подарки из заграничных командировок, водил в "Националь", завел специальных надежных людей, чтобы те возили в Вешенскую корреспонденцию от Степановой. Поначалу, чтобы никто ничего не заподозрил, он придумал хитрость. Выдал Лилю за подругу своего секретаря. Поэтому он навещал молодую семью на правах старшего друга, привозил подарки, встречал праздники. В 1951 году у них появился первый ребенок, который умер вскоре после рождения. А уже в 1952 году у 47-летнего Шолохова и 22-летней Лилии Степановой родится еще один сын, которого Лиля, не спросись у Шолохова, назовет Мишей. У Шолохова к тому времени уже был старший сын Миша и даже внук Миша от старшей дочери. Но таким образом Лиля хотела еще больше привязать писателя к себе.

Она требовала, чтобы Шолохов развелся с женой, и все к тому шло. в пятидесятые годы Михаил Александрович перестал скрывать любовницу и открыто появлялся с ней на светских раутах. Первый открытый выход в свет произошел во время съезда писателей Украины. Собравшиеся были удивлены, а жена писателя, узнав об этой выходке мужа, смертельно обиделась на украинских писателей. Так, что тем пришлось оправдываться перед ней: "А що мы могли зробити?"

И тем не менее, порвать с семьей Шолохов так и не решился. Последней каплей для Лили стало то, что писатель снял им на лето дом в Чернигове, а сам так и не приехал туда. В конце августа 1955 в станицу Вешенскую пришло последнее письмо от любовницы Шолохова.

От законной жены у Шолохова было четверо детей, а о незаконном Мише никто не знал
От законной жены у Шолохова было четверо детей, а о незаконном Мише никто не знал

Сын Александр вспоминал, как в те дни зашел рано утром к отцу в кабинет, а он лежал ничком и страшно рыдал, сотрясаясь, словно в лихорадке. Скоро Шолохов ушел в жестокий запой. Он пил насмерть, по три бутылки коньяка в сутки. Его принудительно госпитализировали, но обладая нечеловеческим здоровьем, Шолохов оправился после разлуки с любимой женщиной и прожил еще тридцать лет.

Лиля Степанова вышла замуж за дипломата и уехала на Цейлон вместе с сыном Шолохова.

Нажитый сын Миша вырос на стороне: еще один незаконный Шолохов понес эту метку дальше, - пишет Прилепин.

Кстати, по поводу "незаконности", к которой обращается Захар на протяжении всей книги, можно было бы написать отдельный пост. И начать его, например, со странноватой обложки книги, где большими черными буквами на желтом фоне выведено:

"Захар Прилепин

Незаконный"

Короче, как говаривали в одном мультфильме, "один гражданин, любил очень сильно арбузы. Вы мне напомните, а я про него завтра расскажу".

  • Что вы думаете об этом эпизоде в жизни Шолохова?
  • А книгу Прилепина успели прочесть? Что скажете об обложке?