В череде генеральных секретарей Центрального Комитета партии Константин Устинович Черненко занимает особое место.
С одной стороны, он не успел явить государству свой план преобразований общества и отметился лишь некоторыми набросками, с другой – его действия заложили и укрепили основу для будущих изменений советской системы, вместе с тем продемонстрировав миру ее несостоятельность и наивность.
О политике, возвратившего любовь к Вождю Народов в массы и смотревшего в сторону китайских реформ без скепсиса – в этом материале.
Сталин и Черненко
Как свидетельствует ряд источников, в том числе в американском ЦРУ, Черненко всегда был своего рода конформистом, что разделял общие взгляды на мир и никогда не перечил своим сопартийцам в ключевых вопросах. Тем не менее именно он обращался к Брежневу в период председательствования последнего с просьбой оказать содействие переоценке развенчания культа личности имени Хрущёва. Правда, Леонид Ильич пойти на столь грандиозный шаг не решился – в итоге отдуваться пришлось самому Черненко.
Когда он принял бразды правления, в партии сложилась уникальная ситуация: чиновники были внутренне готовы к восстановлению памяти генералиссимуса, однако вслух об этом не решались сказать. Генсек подал пример – и уже вскоре вернул 94-летнему Вячеславу Молотову его партийный билет на торжественной церемонии, извинившись за тяготы прошедших хрущёвских времён.
Тогда же он взял курс на укрепление сталинских устоев в жизни советских граждан. В частности, он подписал предварительную документацию о переименовании города-героя Волгограда обратно в Сталинград и даже написал приветственное послание дочери Иосифа Виссарионовича Светлане.
Взгляд в будущее
Задумывался генеральный секретарь и об экономике страны, справедливо усматривая в ней источник бед и радостей для жизни государства.
В этом вопросе Черненко резко расходился со своими предшественниками, поскольку не только позволял себе критику прежних, ещё сталинских порядков, но и прививал передовой опыт китайских коллег, рассчитывая на повторение соседнего экономического чуда. Итог известен, увы.
В вопросе использования труда школьников Черненко был близок к мировоззрению первых большевиков в истории СССР, в частности, он предлагал повысить самоокупаемость образовательных учреждений и ввести по всей стране прогрессивную оплату труда.
К счастью или сожалению, всем этим взглядам не суждено было сбыться – смерть ещё одного генсека прекратила бесплодные попытки реформировать общество.
Если вам это было интересно: ставьте большой палец вверх, подписывайтесь и читайте другие мои статьи:
1.Как бывшие защитники Родины переходили на сторону Гитлера
2.Как подвиг советского танкиста лишил немцев возможности вырваться из окружения советских войск?
3.Каршеринг по-советски. Как союзные граждане брали в прокат арендное авто