Найти тему
ИА REX

Вучич оправдывает сдачу национальных интересов Сербии слабостью России

Президент Сербии Александр Вучич заявил, что Россия ничем не смогла бы помочь Сербии в Косово. Он также довольно раздражённо выразился по поводу гипотетического присутствия в Косово бойцов «Вагнера», заявив: «Нечего вам делать в Сербии - ни вам, ни НАТО».

До этого Вучич прокомментировал высказывание Ангелы Меркель, согласно которому Минские соглашения нужны были Западу лишь для того, чтобы усилить военный потенциал Украины. «Если они могли так играть с тем, кто намного сильнее нас, так врать и обманывать такую страну как Российская Федерация, использовать время, чтобы вооружить, чтобы подготовить великое поражение для Российской Федерации в военном плане... Мне настолько странно, что российские спецслужбы не знали, невероятно, что они были настолько безответственны, чтобы этого не увидеть. И настолько неподготовленно ввязаться во все это. Это для меня многое меняет», - сообщил Вучич. А до этого он также удивлялся по поводу сдачи РФ Херсона.

Александр Вучич, Фото: kremlin.ru
Александр Вучич, Фото: kremlin.ru

Связанные с властью сербские СМИ и эксперты также наперебой обсуждают «неожиданную слабость» России. В частности, среди них большую популярность приобрела фраза «Как Россия может защитить Белград, если она не может защитить Белгород?»

Ещё по теме

Действительно, происходящее вокруг СВО вряд ли может внушать оптимизм. И мы уже сейчас видим, как оно отражается на позициях РФ в других регионах мира – в частности, в Закавказье. Однако достаточно очевидно, что даже если бы Россия находилась на пике своих военных возможностей, она не могла бы оказать Сербии никакой военной помощи, предварительно не втянувшись в Третью мировую. Сербия, напомним, практически полностью окружена странами НАТО, и даже если представить себе утопическую ситуацию, при которой официальный Белград попросил бы Москву прислать ему в поддержку войска, то последняя могла бы это сделать лишь вступив в прямой военный конфликт с Североатлантическим альянсом. Напомним, не так давно окружающие Сербию страны отказались предоставить воздушный коридор самолёту Сергея Лаврова – что уж тут говорить о возможности переброски боевых подразделений.

И здесь также стоит напомнить, что заявления о слабости России в Сербии не являются чем-то новым – в частности, они носили массовый характер после 1999 года, когда новый политический режим, воцарившийся в Белграде после свержения Слободана Милошевича, мотивировал этим необходимость масштабных уступок западным победителям.

Поэтому все последние высказывания Вучича и подконтрольных ему спикеров объясняются очень просто: президент Сербии просто использует неудачи России в СВО для оправдания проводимой им последовательной и неуклонной сдачи сербских национальных интересов - в первую очередь, в Косово.

Напомним, что после того, как албанские сепаратисты фактически отказались от компромисса с официальными властями Сербии по вопросу автомобильных номеров, представители косовских сербов (вернее, контролируемой Белградом партии «Сербский список») начали выходить из органов сепаратистской власти. В ответ албанцы объявили о проведении внеочередных выборов, начав захватывать избиркомы на севере края. Были арестованы несколько полицейских сербской национальности. Сербы, в свою очередь, начали возводить баррикады.

Вучич в очередной раз объявил о полной боеготовности сербской армии, к границам края была подведена артиллерия. Интернет-эксперты с многозначительным видом намекали, что на этот-то раз дело точно дойдёт до силового сценария. Президент Сербии делал грозные заявления, с одной стороны всячески кляня Запад, а с другой – обращаясь к нему за поддержкой. В частности, крайне странно прозвучал пассаж Вучича о том, что он будет просить миссию НАТО в Косово (КФОР) разместить в крае 1000 сербских военных и полицейских в соответствии с резолюцией 1244 СБ ООН. С одной стороны, ответ был известен заранее. С другой – если ты, наконец, начал апеллировать к резолюции 1244, о которой в обычное время предпочитал не вспоминать, то никакого разрешения НАТО на размещение в Косово своих военных и правоохранителей тебе не нужно, и вообще не очень понятно, почему ты до сих пор это не сделал – если, конечно, ты действительно считаешь Косово частью Сербии.

Всё закончилось достаточно предсказуемо. Под некие гарантии того, что «силы безопасности Косово» не смогут заходить на север края без разрешения местных властей, Вучич призвал косовских сербов разобрать возведённые ими баррикады. В Белграде поспешили объявить о достижении, которое заключалось в том, что в Косово «удалось сохранить мир». При этом самим косовским сербам никакой подобный «мир» абсолютно не нужен – к действиям Белграда они относятся с сильнейшим недоверием, а Вучича зачастую открыто называют предателем. В свою очередь, албанцы под шумок захватили власть в двух населённых сербами северных муниципалитетах (Северная Митровица и Зубин Поток). Ранее арестованный ими серб-полицейский Деян Пантич, вопреки заявлениям официоза, не был отпущен из-под стражи: его просто перевели под домашний арест. И, кроме того, сепаратисты отнюдь не собираются отказываться от своих намерений начать отбирать у местных сербов автомобили с сербскими номерами.

Помимо этого, эксперты справедливо отмечают, что теперь албанцам даже не нужно придумывать предлоги для обхода эфемерных западных «гарантий» - после того, как власть в двух северных районах перешла к ним, они могут вполне официально приглашать на свою территорию вооружённые отряды сепаратистов из Приштины.

Сербские власти продолжают шаг за шагом сдавать остатки своих позиций в Косово. Однако при чём здесь Россия? Также не очень понятны причитания по поводу того, что Сербия – маленькая и слабая страна, не способная себя защитить и поэтому вынужденная постоянно уступать. Возникает вопрос – что произошло бы, если бы сербская армия действительно вошла на север края? Миссия КФОР и албанцы решились бы на вооружённый конфликт? Сомнительно. Однако достаточно очевидно, что сербские власти, показав зубы, многократно усилили бы собственные переговорные позиции. И к чему тогда все реляции об укреплении потенциала сербской армии, если она всё равно в любом случае не собирается воевать? Или собирается, но только если албанцы начнут «погромы»? Но они, как мы видим, добиваются своего безо всяких погромов, и сербская власть полностью им попустительствует. Вернее, погромы-то идут, только пока в вялотекущем режиме - число нападений на сербов в Косово постоянно растёт. Но никакой реальной помощи от Белграда нет.

Достаточно очевидно, что дело отнюдь не в неготовности сербских вооружённых сил и сербского общества к военному конфликту. К серьёзному противостоянию в первую очередь не готов сам Вучич. Создаётся впечатление, что большую часть его деятельности на посту президента составляет придумывание оправданий по поводу того, почему Белград не отстаивает свои национальные интересы – слабая Сербия, слабая Россия, сильный Запад, возможность «погромов». Но нет, это не Сербия слабая – это Вучич слабый. И его партнёры из ЕС и США прекрасно это знают, будучи уверенными в том, что в конце концов они продавят его и по Косово, и по антироссийским санкциям, и по вступлению в НАТО, и по любым вопросам, которые они решат поставить на повестку дня.

Автор: Владимир Зотов