Практически каждая семья так или иначе посещает кафе и рестораны. Кто-то это делает исключительно по праздникам, а для кого-то прием пищи вне дома является обыденностью.
Я считаю, что полезно знать о правах, которые у Вас имеются при посещении таких заведений. А вот применять их на практике, следить за тем, чтобы сотрудники ресторана их не нарушали или же выполнять все условия заведения, тут уже каждый решает сам для себя.
✓ Ресторан обязывает своих посетителей расплачиваться наличными.
Иногда рестораны или кафе просят платить только наличными, а карты не принимают. Тем самым они лишают посетителей ставшего популярного во всем мире кэшбека с покупок. Да и не у всех последние 10-15 лет есть наличные. Некоторые рестораны доходят до того, что требуют у посетителей идти в соседний банк и возвращаться с наличными денежными средствами. Согласитесь, после такого сервиса больше в этот ресторан идти не захочется.
Данный вопрос регулируется ст. 6.1 Закона РФ «О защите прав потребителей». Ресторан обязан принимать карты у клиентов, если выручка ресторана за последний год составляет больше 5 000 000 рублей и в месте нахождения ресторана нет проблем с интернетом.
Если в ресторане должен быть терминал, но его там нет, то можете указать сотрудникам на это и поставить соответствующую пометку в книгу жалоб. Кроме того, можно отправить в ресторан претензию в письменном виде. Если ответа не последует, то прямая дорога в Роспотребнадзор.
Однако, чаще всего после получения претензии от клиента, рестораны ставят терминал. Штрафы за данное правонарушение для юридических лиц достаточно большие (ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ).
Лично знаком с официантами, которые говорили, что даже при работающем терминале, зачастую они просили у посетителей расплачиваться наличными денежными средствами. Например, в некоторых ресторанах есть бонусная или накопительная система, с помощью которой нечестивые официанты могли получать неплохую надбавку к своей зарплате (схема довольно интересная).
Если Вы сомневаетесь, что терминал на самом деле работает, то можете попросить проверить его работоспособность с Вашей картой: вдруг заработал.
Одного упоминания о претензии или жалобе в Роспотребнадзор, порой достаточно для того, что бы «починить» неработающий терминал, ведь довольно часто хозяин ресторана даже не догадывается о том, чем промышляют его сотрудники.
✓ Ресторан не возвращает непотраченную часть внесенного депозита.
Депозит представляет собой определеную сумму, которую посетитель платит вперед, а потом расплачивается ей в ресторане. Часто бывает так, что ресторан отказывается возвращать оставшуюся часть.
Данный вопрос регулируется ч. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Ресторан не вправе требовать от клиента внесение обязательной суммы депозита или достижения определенной суммы заказа. Посетитель может пойти на такие условия, но только если согласится на это добровольно. Если же посетитель поел на меньшую сумму, нежели внес в качестве депозита, то разницу ему должны вернуть.
Штраф за нарушение подобных прав потребителя для юридического лица может составлять от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ).
Если же нравится ресторан и хочется за чашечкой чая с пирожным провести там вечер, однако сумма минимального депозита слишком большая, то на правила такого заведения можно пожаловаться в Роспотребнадзор.
✓ В ресторане запрещают долго сидеть и ничего не заказывать.
В законе нет требований, касающихся времени посещения и суммы заказа. Посетитель вправе купить чашечку чая и сидеть работать, беседовать или читать книгу.
Так можно делать, если администрацией магазина не установлены дополнительные правила, касающиеся посещения ресторана. Например, в правилах может быть указано, что нельзя занимать столик более трех часов. В таком случае необходимо соглашаться, либо искать другое место (п. 4 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»).
Однако, если в правилах посещения заведения об этом не сказано, то никаких требований к посетителям администрация предъявить не сможет.
Если официант говорит о том, что Вы сидите слишком долго, то попросите у него правила посещения ресторана. И если там не будет ничего о времени посещения, то и сидеть Вы, получается, можете сколько хотите.
✓ Ресторан заставляет платить за музыку и другие услуги, которые Вы не заказывали.
Основная услуга для ресторанов - накормить посетителя. Если в ресторане просят оплатить дополнительные услуги, то платить за них не нужно.
Исключением бывают концерты групп или шоу юмористов, где вход в кафе или ресторан организован по билетам. В таком случае выступление является основной услугой в ходе которого посетители могут еще и поесть.
Если в ресторане работают детские аниматоры, а посетителей заранее не предупредили, что их стоимость оплачивается, то включать их услуги в финальный чек не имеют права. В случае, если ресторан заранее предлагает подобные услуги, то у посетителя есть возможность согласиться или отказаться от них.
✓ Обязательная оплата сервисного сбора и чаевых официанту.
Чаевые не обязательная платой, а лишь подарок официанту за его хорошо выполненную работу. В России не существует обязательных чаевых, а также нет налога, который платили бы официанты. (п. 19 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»).
Обслуживание посетителей - часть обязательной услуги, связанной с общественным питанием. Например, повар не требует чаевых за приготовленную еду.
Сервисные сборы незаконны. Однако довольно часто в чеке можно встретить строчку про 5-15% сервисный сбор. В данном случае желательно вежливо попросить официанта убрать сервисный сбор. В случае отказа можно написать претензию администрации, а затем и жалобу в Роспотребнадзор.
Существуют три условия, при которых сервисный сбор может быть законным:
- Ресторан заранее предупредил о наличии сервисного сбора;
- В ресторане существует услуга самообслуживания;
- Посетитель согласился уплатить сервисный сбор.
✓ Ресторан запрещает приносить свою еду и напитки.
Прямого запрета на свои напитки и еду в ресторане нет. Однако такие ограничения могут быть во внутренних правилах посещения ресторана (п. 4 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»). Свою еду можно принести, если в правилах нет запрета, если у ресторана нет правил, либо они есть, но свободного доступа посетителей к ним нет.
В случае, если в правилах прямо указано на запрет своих продуктов питания, то с этим ничего поделать нельзя. Единственное, можно заранее сообщить администратору или официанту о наличии необходимого диетического или детского питания, которое Вы взяли с собой. В данном случае большинство ресторанов обязательно пойдут на встречу.
✓ Ресторан запрещает приходить в любой одежде.
В данном случае все происходит по аналогии с предыдущим пунктом. Прямого запрета посещения ресторана в «неправильной» одежде не предусмотрено. Также ресторанам запрещается указывать в правилах фразу: «Администрация вправе отказать в посещении ресторана без объяснения причин». Это противозаконно, поскольку договор оказания услуг общественного питания является публичным.
Если требования к внешнему виду прописаны в правилах, то они должны быть одинаковы для всех. В данном случае посетители заранее решают, устраивают ли их такие условия, или нет.
Если в правилах не указано про дресс-код, то обязаны пустить всех: и в джинсах, и в шортах, и в спортивных штанах, и даже босиком. В случае же, если в ресторан не пускают без объяснения причин, то можно заснять данный процесс на камеру, найти пару свидетелей и обратиться в Роспотребнадзор, а затем в суд для компенсации морального вреда.
На самом деле, прав посетителей общественного питания гораздо больше, особенно касающихся компенсаций за те или иные действия ресторана и администрации.
А с какими нарушениями прав чаще всего Вы сталкивались при посещении ресторанов?
С Уважением,