Тот редкий случай, когда, чтобы почувствовать фильм, мне пришлось посмотреть его во второй раз.
В прошлом году я открыла для себя новые детективные сериалы и книги и перечитала/пересмотрела много старых. Но почему-то не могу взяться за их описание, так как все время встречаю что-то новое и эмоции от просмотра и прочтения перебивают прежние.
Так случилось с фильмом "Достать ножи!" 2019 года, упоминание которого было на обложке книги "Каждый в нашей семье кого-нибудь да убил".
О ней я писала еще в начале декабря 2022 года. (Не могу прикрепить ссылку, если что, ищите в блоге вторую публикацию).
И только посмотрев кинокартину, поняла, что имели в виду издатели, почему книга и фильм стоят в одном ряду - крючки в нужных местах, головоломка и неожиданный разворот сюжета.
Когда знакомишься с кратким описанием и видишь имя Дэниела Крейга, то кажется, что фильм обязательно будет похож на фильмы о Джеймсе Бонде. Ждешь, что посмотришь что-нибудь драйвовое, динамичное, активное, суперинтересное. Это была моя ошибка. Наверное, не стоило подходить к фильму с завышенными ожиданиями.
Скажу честно, сначала я написала довольно нелестный отзыв - фильм показался мне скучным до определенного момента - и уже собралась опубликовать его. Но что-то не давало мне покоя, как будто я чего-то не разглядела. На следующий же день села пересматривать картину.
И что-таки я имею сказать, Сеня?
Этот фильм и надо было смотреть и без ожиданий, и без привязки к актёрам. Потому что во второй раз картина открылась совершенно по-другому. И замысел создателей показался мне по-настоящему интересным. Хотя все равно сюжет затянут, этого не отнять.
Но зато стала заметна аналогия Бенуа Блана, "последнего детектива-джентльмена", как его представляют в начале фильма, с Эркюлем Пуаро. (Режиссер Райан Джонсон называет Блана "американским Пуаро", даже имя ему подобрал бельгийское. Конечно, натянул сову на глобус, но что-то такое все равно есть). И стилистика фильма, и актеры, и цветовое решение картины все связалось в общую картину. И настроение стало другим.
Вообще актерский состав собран отличный: Кристофер Пламмер, Джейми Ли Кёртис, Дон Джонсон, Крис Эванс, Тони Коллетт. Когда видишь этих профессионалов на экране, видишь крутейшие съемки, то ожидания просто зашкаливают.
Да и начало адекватное: на экране происходит убийство, замаскированное под самоубийство, или самоубийство, замаскированное под убийство - в этом еще предстоит разобраться.
Главу семьи, известного автора криминальных романов Харлана Тромби - его играет Кристофер Пламмер - на следующий день после празднования 85-летия находят с зарезанным горлом в собственном кабинете.
Через неделю после происшествия полиция повторно допрашивает всех членов семьи, приехавших к деду на праздник. Так мы знакомимся с каждым из них и с самим убитым.
Во время допроса члены семьи замечают еще одного человека- вместе с полицейскими вопросы им задает джентльмен в дорогом сером костюме. Детектив, которого нанял неизвестный клиент.
Каждый из допрашиваемых врет. На экране нам показывают флэшбеки - то, что происходило на самом деле и то, как пытаются представить ситуацию тот или иной член семьи. Харлан Тромби добился известности и богатства упорным трудом и талантом, но в последние годы жизни он начал сожалеть о том, как тлетворно его богатство влияет на родных и близких.
И последний вечер очень характерен: каждый поговорил с дедом в этот вечер, что-то пытался попросить и получил отказ. Создатели фильма постарались показать флэшбеки динамично. В первый раз мне не зашло. Просто отмечаешь про себя, что "этот может оказаться убийцей", и "эта тоже может оказаться убийцей", "ну, вот этот точно имел и средства, и возможности".
Во второй раз было уже интересней.
В фильме одна деталь добавляет в происходящее немного забавного - сиделка главы семейства Марта Кабрера физически не переносит лжи, ее начинает рвать в самом натуральном смысле. Благодаря этому свойству детективы берут ее в команду в качестве Ватсона.
Вот только оказывается, что Ватсон получает по завещанию все состояние Харлана Тромби. А еще именно она приложила руку к смерти старика. И теперь ей приходится отвечать на вопросы так, чтобы скрыть правду. Становится интересно наблюдать, как девушка справляется с этой ситуацией. (Главная героиня, кстати, Ана де Армас, кубино-испанская актриса, невероятно живая и красивая, имеет очень фактурную внешность, играет очень хорошо).
Но если вы думаете, что я заспойлерила, то глубоко ошибаетесь. В один момент сюжет фильма так перевернётся, что ты остаешься со своими скучными подозрениями, разглядыванием актеров, и раскрыв рот, просто молча смотришь дальше.
Как и в любом детективе, еще без смертей не обойтись. Но финал все равно неожиданный. И в конце концов ты понимаешь логику фильма, первых и последних кадров. Все завершается очень символично и даже, я бы сказала, красиво.
Когда я смотрела фильм с другим настроением, я погрузилась в сюжет, детали, смаковала игру актёров, наслаждалась костюмами и интерьерами. Надо сказать, тут была создана своя атмосфера: какое-то готическое жилье с множеством острых предметов (ведь хозяин дома - автор криминальных романов, почти капитан пиратского корабля). Особого внимания заслуживает кабинет - по-моему, мечта любого писателя - с большой библиотекой, лесенками, диваном, с каким-то своим внутренним миром.
Костюмы персонажей - отдельная песня, характеры и то, что каждый из них держит за пазухой, - все можно было прочесть в одежде. И, конечно, визуал - четкая работа оператора Стива Йедлина, который снимает каждую картину Райана Джонсона.
Старый актер борозды не испортит
Райан Джонсон выступил не только режиссёром, он сам написал сценарий к этому фильму. Он впервые снял кино по своему сценарию.
И признался, что был вне себя от счастья, когда узнал, что проектом заинтересовался Кристофер Пламмер, 89-летний актер-эпоха, чья карьера началась в 1950-е и включает роли в таких шедеврах кинематографа, как "Человек, который хотел быть королем", "Звуки музыки".
- «Человек, который хотел быть королём" – один из моих самых любимых фильмов, поэтому шанс поработать с Кристофером Пламмером был для меня бесценен, – признался Джонсон в одном из интервью. – Нам нужен был значимый актер на роль патриарха, но Кристофер превзошел все наши самые смелые ожидания. Ему удалось показать всю сложность характера Харлана. Последняя ночь Харлана стала одной из моих самых любимых сцен фильма. Она очень неоднозначна: и смешная, и страшная, и грустная, причем эмоции сменяются почти мгновенно. Кристофер сумел вызвать симпатию к своему герою одной только этой сценой, и она стала краеугольным камнем всего фильма. Если бы эта сцена не сработала, развалилась бы вся картина.
(Источник интервью ovideo.ru)
"Достать ножи!" стал последним фильмом Кристофера Пламмера. В 2021 году, через два года после выхода фильма, 91-летний актер ушел из жизни в своем доме в Канаде.
Интересные факты
Иногда фильм или книга становятся интереснее, когда узнаешь о каких-нибудь дополнительных фактах или историях, произошедших на съёмках. Я сама очень люблю узнавать такое. И вот что выяснила о фильме "Достать ножи".
1. И первое, рабочее, название "Утренний звонок", и финальное название "Достать ножи" - треки из альбома «Amnesiac» (2001) английской рок-группы Radiohead.
2. Чтобы лучше вжиться в образы родственников, актеры приняли приглашение Джонсона провести недельку в готическом особняке неподалеку от Бостона, ставшем штаб-квартирой съемочной группы и основной съемочной локацией.
- На площадке всегда царила атмосфера дружеской вечеринки, – рассказал в интервью Джонсон. – В подвале была оборудована небольшая комната отдыха, и мы частенько проводили там время, кто-то непременно рассказывал какую-нибудь занятную историю. Это напоминало посиделки у костра на природе. Все мы получали истинное наслаждение от работы.
Продюсер фильма Рэм Бергман, который часто работает с Джонсоном, убежден, что подобная атмосфера, которую Джонсон создает на съемочной площадке, является его рабочей философией. Именно она помогает его актерам.
- Для нас этот микроклимат – отличный ответ на вопрос: «Как снять лучший фильм без лишних проблем?, – объясняет он. – Все дело в дружелюбной и доверительной атмосфере. На съемочных площадках Райана все классно проводят время. (Источник интервью ovideo.ru)
3. Портрет Харлана Тромби, висевший в гостиной, был закончен только после окончания съемок, а потому создателям фильма приходилось использовать компьютерную графику, чтобы вставить нужное изображение на пост-продакшне.
4. Это было второе сотрудничество Даниэля Крейга и Кристофера Пламмера после "Девушки с татуировкой дракона" (2011).
5. Несмотря на роль матери в фильме, Кэй Каллан на шесть лет и 27 дней младше Кристофера Пламмера. Пламмер родился 13 декабря 1929 года, а Каллан родилась 9 января 1936 года.
6. В разных местах фильма члены семьи Тромби говорят, что Марта из Кубы, Эквадора, Парагвая, Уругвая и Бразилии. Несмотря на то, что сама Марта родилась в Соединенных Штатах (только ее мать живет «нелегально»), Марта никогда не исправляет их, и никогда достоверно не указывает, где родилась ее семья.
7. Кофейная кружка с надписью «Мой дом, мои правила, мой кофе» была изготовлена специально для фильма. Реплики кружки теперь доступны для покупки.
8. Монета, которую подбрасывает Бенуа Блан по ходу фильма, — серебряный доллар Моргана 1901 года. Так как такие монеты были сделаны из 90% серебра, правительство расплавило миллионы во время Первой мировой войны, чтобы финансировать военные действия. Их трудно найти, и, в зависимости от состояния, они могут стоить тысячи долларов.
9. Во время ожидания в машине Дэниел Крейг напевает классическую песню «Losing My Mind» из мюзикла Стивена Сондхейма «Follies». Дэниэл — огромный фанат Лайзы Минелли и настоял на использовании ее версии этой песни в сотрудничестве с "The Pet Shop Boys".
10. Дэниел Крейг и Ана де Армас позже снова работали вместе в 25-м фильме о Джеймсе Бонде "Не время умирать" (2021). Крейг настоял на кандидатуре актрисы, поскольку ему понравилось их сотрудничество в "Достать ножи".
Итог: все было не зря
Фильму досталось 8 из 10 баллов в моей личной шкале оценки. Все-таки создатели фильма сумели меня лично удивить. Ну, и, конечно, повторюсь: актерский состав, костюмы, интерьеры, наконец, съемка! Уровень съемки очень высок. Есть много шикарнейших кадров, визуал - одно удовольствие.
В общем, если захотите посмотреть красивое кино, "Достать ножи!" - вполне симпатичное и подходящее. Если хотите драйва - это не сюда.
Есть еще продолжение "Достать ножи-2", но там от нынешнего состава только Дэниел Крейг. Мнения о продолжении вообще разнятся, до него я доберусь чуть позже.
Если смотрели фильм, поделитесь мнением? Как вам?