Возможно, Тора Берч не всем знакома по имени-фамилии, но увидев один из ее образов в хитах 90-х, вы определенно скажете, что "это же та самая девчушка". Наравне с Маколеем Калкиным, Эдвардом Ферлонгом, сестрами Олсен или Сарой Роуз Карр, Тора - одна из видных юных актрис, кто часто мелькал в разных хитовых лентах, и, к сожалению, по мере взросления, чья востребованность сошла на нет. Хотя надо отдать должное, что пару ярких ролей актриса выдала уже после взросления, и, в принципе, могла бы найти свою нишу в Голливуде. Но этого не случилось, а история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Поэтому сегодня поговорим про эту талантливую актрису, чей пик популярности пришелся на 90-е годы.
Родилась Тора в 1982 году в семье, косвенно связанной с кино. Не зря использовал слово "косвенно", т.к. ее родители были актерами-любителями, а 1 фильм с их участием даже прокатывался в кино. Только этот фильм - "Глубокая глотка", одна из немногих картин откровенного содержания, получивших широкий прокат в кинотеатрах. Но это были 70-е годы, череда экспериментов, когда разные вещи происходили. Дальше этого карьера родителей Торы не пошла, и, как водится, они начали все силы вкладывать в раскрутку дочери, которую решили приобщить к миру киноискусства с самого раннего возраста (и совсем не ради заработков, даже не держите подобную крамольную мысль).
В кино она дебютировала еще в 6-летнем возрасте, снявшись в ряде ситкомов вроде "День за днем" и "Родители", после чего пора было переходить на иной уровень - полнометражного кино, и надо сказать, что успех не заставил себя ждать.
1. "Игры патриотов" (1992) должны были продолжить успех первой значимой экранизации Тома Кленси - "Охоты за Красным октябрем". Игравший в оригинале Джека Райана Алек Болдуин после успеха фильма включил звезду и запросил повышенный гонорар, а когда ему отказали и на главную роль взяли Харрисона Форда, то Болдуин в дальнейших интервью рассказывал, что "не очень-то и хотелось, да и вообще в период съемок продолжения он должен был играть в театральной постановке "Трамвая Желание" на Бродвее, а это гораздо важнее всяких там "Игр патриотов".
Продюсеры решили не рисковать и почти полностью поменяли каст продолжения. Юная Тора Берч прошла прослушивание среди более 100 молодых актрис и вышла победительницей. Надо сказать, что пусть "Игры патриотов" не сыскали особую любовь критиков, но Тору Берч выделяли с лучшей стороны, да и кассовые сборы фильма оказались вполне на уровне.
Конечно, ее роль в продолжении "Прямая и явная угроза" (1994) содержательно была меньше, но и там юная актриса постаралась выложиться по максимуму. Если учесть, что триквел в прокате также был коммерчески успешен, то, пожалуй, справедливо будет сказать, что задел на дальнейший успех у актрисы сформировался.
В дальнейшем она снялась в нескольких лентах для семейной аудитории вроде "Фокус-покус" (1993) (внизу есть ссылка с рецензией на этот фильм) и "Неприятности с обезьянкой" (1994), но стало понятно, что долго выезжать на детской непосредственности не получится. Начался ряд экспериментов, некоторые из которых были вполне успешны.
2. "Сейчас и тогда" (1995) - продюсерский проект Деми Мур, повествующий о 4 подругах, которые во взрослой жизни оказались кто где, но в какой-то момент все же собрались, чтобы предаться ностальгии о прежним временам. В фильме был внушительный актерский состав от Мелани Гриффит до Клорис Личмен. Торе досталась роль юной Тины Терселл, где она раскрыла грани своего драматического таланта.
Вместе с ней другую юную героиню изображала прославившаяся после дилогии "Семейки Аддамс" Кристина Риччи. Хотя критики снова были не в восторге от увиденного, фильм уверенно покорил прокат, итоговые сборы в 3 раза превысили первоначальный бюджет, что для скромной ленты, не основанной на бестселлере, можно назвать однозначным успехом. В этот же год вышла другая картина - "Парни побоку" (1995) на схожую тему, и тоже ее ждал относительный успех. В общем, карьера начинала приобретать определенную направленность.
3. Справедливо будет назвать "Красоту по-американски" (1999) - одной из вершин карьеры Берч. Хотя ее образ второплановый и даже никак не связан с озвученной "красотой", актриса воплощает образ недовольной жизнью школьницы, в чью подругу и влюбляется герой Кевина Спейси. "Красоту по-американски" можно "заслуженно" отнести к фильмам с трудной судьбой: сценарист ситкомов Алан Болл начал писать сценарий еще в начале 90-х, подробно прописывая образы будущих героев. Понадобилось свыше 5 лет, чтобы скрипт попал к Стивену Спилбергу, который так вдохновится прочитанным, что решит профинансировать постановку, пригласив в режиссерское кресло никому не известного постановщика Сэма Мендеса, чье портфолио включало лишь театральную постановку мюзикла "Кабаре".
В фильме героиня Берч играет важную роль дочери главного героя, которая, с одной стороны, полностью не понимает своего отца, а с другой - так же не удовлетворена своей жизнью. И надо сказать, что у юной актрисы уже сложилось определенное амплуа enfant terrible, которое выстреливает здесь на все 100%. Пусть и "объектом желания" выступила героиня Мины Сувари, но без Берч фильм был бы совсем другим. Пусть номинациями засыпали Спейси и Аннет Бенинг (игру Берч оценила только Британская киноакадемия, номинировав на роль 2-го плана), но актриса сделала уверенный шаг вперед по карьерной лестнице вверх.
Тут вмешался тот самый случай, точнее - 2. Игровая экранизация "Подземелья и драконов" плохо выступила в прокате, не спасло даже участие Джереми Айронса и расчет на фанбазу. Далее, фильм "Яма" (2001), где Берч играла с Кирой Найтли, неплохо была оценена критиками, но не выстрелила в прокате. Торе срочно понадобился какой-то хит (кассовый или у критиков), который мог бы поддержать актерское реноме. Такой шанс вскоре представился.
4. Независимый режиссер Тери Цвигофф (которого зрители знают больше по фильму "Плохой Санта"), несколько лет искал финансирование под свой проект о неудовлетворенных жизнью школьницах. Наконец, получилось наскрести 7 миллионов долларов на постановку, студия MGM согласилась продвигать проект. Режиссер решил взять молодых, но подающих надежды актрис. Как ни странно, но на момент кастинга именно Тора Берч была достаточно маститая актриса, у которой за плечами было несколько хитов. У юной Скарлетт Йохансон на тот момент были неудачный триквел "один дома" и достаточно успешный "Заклинатель лошадей", который, впрочем, закреплял за актрисой роль "второй скрипки" после Торы Берч.
Фильм, который был основан на комиксе, но не эксплуатировал тему "героя в трико с массой сверхспособностей", был своего рода экспериментом, который получил ограниченный прокат. Лента не стала хитом, даже не отбив свой бюджет. Но критики были в восторе: необычный взгляд режиссера, убедительная игра главных актрис и нелинейный сценарий снискали признание профессиональной части голливудского коммьюнити. Берч получила номинацию на "Золотой глобус".
Но по факту это был провал в прокате. Парадокс, но если у Йоханссон карьера пошла ввысь в скором времени, то для Торы это был третий провал подряд, никакие отзывы критиков в данном случае никак не помогли.
В нулевых годах ее карьера перешла в малобюджетные хорроры, спродюсированные независимыми британскими студиями, а к началу 10-х вообще сошла на нет.
Про личную жизнь актрисы известно, что она все же обрела семейное счастье в 2016-м году и иногда продолжает сниматься, но явно, что пик ее карьеры остался уже далеко позади.
Обзор на "Фокус-покус", где Тора играет видную роль, по ссылке ниже:
Кроме того, рекомендую статью про Энджел Линн Борис, чей успех тоже пришелся на 90-е годы:
Всем спасибо за внимание!
------------------------------------------------------------------------------------
Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.