Мои заметки
Добрый пример
В Отечнике святителя Игнатия есть такой диалог: «Авва Сисой сказал авве Ору: «Дай мне наставление». Авва Ор спросил его: «Имеешь ли ты доверенность ко мне?» Авва Сисой отвечал: «Имею». Тогда авва Ор сказал ему: «Иди, исполни то, что видишь во мне». – «Что же я должен видеть в тебе, отец?» – спросил его авва Сисой. Старец сказал ему: «Я почитаю себя худшим всех людей»
Признаюсь честно, прочитав эти строки моя душа изрядно взволновалась. А какой пример я подаю своей жизнью? Что главное сегодня для христианина? Ну и важное, могу ли я считать себя плохим? Вот эти три вопроса не на шутку меня озадачили. Надеюсь, что не только меня. Поэтому я попытаюсь на них ответить. Вопросы эти куда важней многих и многих поучений о том, как надо жить в наше время христианину.
Итак о примерах. Какие примеры для ближних можно увидеть в нас? Не берусь судить о многих, буду говорить о себе и о тех, кого вижу. Примеры грустные, прямо скажу. Христиане мы слабые, немощные. Молиться не умеем, но самое главное не учимся. Вот скажите, когда кто из вас читал вдумчиво и внимательно кого из святых отцов о молитве? Не интересно. Трудно. Кто-то еще скажет не доступно, мол мы слабые. А как научиться молитве, этой великой христианской науке, если не знать теорию. Да что говорить о молитве, исповедоваться не умеем, страсти свои не видим. В нашем представлении христианин должен быть хорошим. А вот авва Ор говорит наоборот, надо видеть себя хуже других. Вот задача.
Теперь о том что главное для христианской жизни. Не раз и не два я задавал этот вопрос своим прихожанам. Каких только ответов я не слышал. Милосердие, любовь, сострадание, добрые дела и тому подобное. Какая любовь? Куда нам до любви. Любовь это дар человеку за многие страдания и жертвы. Нам бы грехи свои увидеть, вот уже немалое достижение для христианина. Я глубоко убежден, сегодня главное победить хоть одну страсть. За ней можно попробовать и другую, потом третью. В этой борьбе хорошо понимаешь свою немощь. Так потихоньку начинаешь подозревать, не такой уж я и хороший, раз одну страстишку преодолеть не могу.
Ну и теперь третий вопрос, могу ли я считать себя плохим? Конечно нет. Если скажу, что могу, значит лицемер. Ну как я могу себя считать хуже других, когда страсти других людей как бельмо на глазу. Тут вор, эта блудница, вокруг самолюбивые и гордые люди, большинство и в храме никогда не были, живут только инстинктами. Как же я могу быть хуже их? Вот этот неутешительный ответ и подсказывает мне, что не могу я быть добрым примером для других. Слишком я пока хорош для себя. Самое время присмотреться к своим мнимым добродетелям, за которыми куда больше самодовольства и гордости, чем я думаю.
1